Интеграционный подход к оценке речевого развития как характеристики личностной активности и самореализации ребенка делает актуальной разработку комплекса методик обследования уровня речевого развития ребенка в единстве эмоционально-волевых, когнитивных, лингвистических, творческих качеств. Это, в свою очередь, обусловливает потребность в теоретическом обосновании базовых характеристик, которые могут свидетельствовать о росте компетентности ребенка в речевой коммуникации, обеспечивать реализацию различных целей взаимодействия. Коммуникативно-речевой онтогенез в значительной степени является базовой характеристикой развития личности, поскольку объемно представляет (репрезентирует) личность в социуме, дает возможность увидеть внешний портрет социальной и интеллектуальной активности ребенка через внутреннюю структуру своего содержания. Личность является синтезом характеристик индивида в уникальную структуру (Г. С. Костюк), которая определяется и изменяется, взаимодействуя со средой. Мы принимаем подход, согласно которому личность характеризуется как особое качество, которое приобретается индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений (А. Н. Леонтьев) и характеризует его в аспекте общения с другими людьми (М. И. Лисина), связей с другими индивидами (А. В. Петровский).
В исследованиях Т. Пироженко предложена модель коммуникативно-речевого генезиса ребенка, конкретизирует процесс развития личности дошкольника как становление синтеза характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется под влиянием взаимодействия со средой. Можно сказать, что психологическая характеристика коммуникативно-речевого развития ребенка, отражая эмоциональные, когнитивно-лингвистические, волевые, творческие, личностные качества ее роста, конкретизирует процесс становления психологических качеств целостного явления на разных уровнях (поведение, сознание, личность).
Модель коммуникативно-речевого развития ребенка по Т. Пироженко включает следующие компоненты.
Конативный уровень (поведение). Коммуникативные свойства: направленность на партнера, установка на ответную реакцию; разнообразие экспрессивно-мимических средств общения; наличие контактных средств взаимодействия.
Когнитивно-лингвистический уровень (сознание)
А. Когнитивные свойства речи: понимание ребенком пространственно-временных характеристик ситуации общения (значение слов, характеризующих место, время, содержание событий) понимание ребенком эмоционального содержания ситуации общения через анализ действующих лиц (значение слов, касающиеся эмоционального состояния человека) понимание ребенком характера действующих лиц в общении (значение слов, касающихся черт, качеств личности).
Б. Языковые (лингвистические) свойства речи: словарное богатство (разнообразное и адекватное ситуации общения употребление лексики, отвечает) грамматическая правильность, изменение и согласование слов в высказывании, согласно нормативным требованиям языка; фонетические свойства речи (звукопроизношение, дикция, сила голоса).
Личностный уровень (субъектный уровень регуляции и самовыражения в речевом общении)
А. Произвольность речи: стремление к развернутости, логичности, связности текста; возможность произвольного управления речью в соответствии с динамикой ситуации; характер текста (по наглядной ситуации, из опыта, творческий), который отражает соответствие речи цели взаимодействия.
Б. Личностные качества, которые проявляются в речевой коммуникации: проявление самооценки в общении с людьми черты характера, обеспечивающие успешность взаимодействия (дружелюбие, коммуникабельность и т.д.); ценностные ориентации, связанные с человеком; широта и действенность мотивов общения.
Автором предложен для овладения методами организации взаимодействия с детьми воспитателям программы "Методика развития общения", "Теория и методика развития речи и обучения грамоте" — для специальности "дошкольное образование". В программах отражены современные требования педагогического образования, утверждается принцип гуманизации межличностных отношений, исключает авторитарный стиль воспитания. Применение предлагаемых программ способствует повышению психологической и педагогической культуры педагогов, они учатся моделировать свою деятельность и деятельность воспитанников в их взаимодействии.
Предлагаемая Т. Пироженко модель взаимодействия взрослого с ребенком, реализуемая через профессиональную подготовку воспитателей дошкольных учреждений на указанных выше критериальных началах и оценках психического развития ребенка, является вариантом "педагогики взаимодействия", "педагогики сотрудничества", моделью "проектной педагогики". Основная направленность воспитательной и учебной работы с детьми — полноценное развитие общечеловеческих способностей — коммуникативных, интеллектуальных, изобразительных. Этот подход создает условия для индивидуального и творческого самовыражения ребенка в различных сферах жизнедеятельности и поэтому социальная и интеллектуальная активность малыша выступает целью психологического благополучия развития и критерием оценки развивающей ситуации. Личностно-развивающая взаимодействие как система, состоит из психолого-педагогической диагностики; постановки педагогических задач; организации деятельности воспитанников; анализа динамики и уровней их активности, а также коррекции развития; прогнозирования воспитательных ситуаций межсубъектного взаимодействия на индивидуальном и групповом уровнях. Причем под развитием понимаем не просто изменения или осложнения знаний, умений, навыков, а появление у ребенка способности к самореализации.
Система обучения речевого общения, сопровождающей развертывания взаимодействия взрослого с детьми, рассматривает: методы создания мотивации деятельности; методы организации познавательной деятельности детей, направленной на получение новой информации, необходимой для реализации замысла; методы репродукции знаний и формирования умений и навыков; методы систематизации и обобщения полученных знаний; методы организации творческой деятельности, необходимой для применения знаний, умений, навыков в новых условиях на творческом уровне. В процессе развертывания совместно производимого замысла (проекта) ребенок учится определять (воспринимать извне) цель деятельности, находить адекватные способы ее реализации, проявлять волевое усилие в достижении цели и настойчивое стремление быть творцом своей жизнедеятельности. Центральным стержнем предлагаемой модели взаимодействия педагога с дошкольниками является гармонизация внутреннего психической жизни ребенка через организацию культуры жизнедеятельности. Для этого воспитатель должен научиться прогнозировать воспитательные ситуации развития ребенка, в которых интегрируется содержание (функции воспитательной деятельности педагога), методы (средства выполнения функций) и критерии качества (показатели психолого-педагогической диагностики развития ребенка). Такой подход к прогнозированию ситуаций развития принял форму психолого-педагогического проектирования взаимодействия взрослого с ребенком.
Отражая процесс взаимодействия, общение предоставляет ребенку возможность усваивать человеческий опыт не только вербально, но и через обмен чувствами, эмоциями, различными средствами деятельности. Благодаря общению на занятиях речевого обучения ребенок усваивает не только знания об окружении и о языке, но и активно познает мир социальных категорий (доброжелательность, успех, сотрудничество пр.), психологический аспект личностного развития ребенка заключается и в развитии общительности, доверия к собеседнику. Таким образом, речевое развитие детей, овладение языковых средств можно рассматривать как целесообразный путь овладения культурным опытом социального взаимодействия с партнерами по общению
Семейное общение является главным фактором коммуникативно-речевого развития малыша. Особое значение в период раннего детства для развития ребенка имеют его взаимоотношения с мамой, как с самой близкой и важной человеком в его жизни. Мать, воспитывающая ребенка, должен обладать достаточной зрелости и позитивное отношение к себе и окружающим. Особенности речи матери, то есть то, как она строит свое общение с ребенком, — все это не может не сказаться на языковом и личностном развитии ребенка.
Особенности именно семейного общения играют основную роль в становлении психических функций, эмоционального развития и познавательной активности ребенка. Также очень важно сегодня, чтобы педагоги-дошкольники понимали свою роль в формировании и становлении речевой личности современного дошкольника. Педагог, должен быть успешным, должен уметь формулировать и задавать вопросы, которые бы стимулировали умственную деятельность детей, должен обеспечивать положительный эмоциональный климат в группе, создавать атмосферу доверия, доброжелательности, заинтересованности в маленьком успехе каждого воспитанника. На сегодняшний день важно осознавать и помнить каждому воспитателю, что методы работы с детьми по развитию их речи не изменились, а изменился характер их использования и позиции педагога и детей в процессе их применение. Одновременно с традиционными появилось много инновационных методов и средств развития речи дошкольников, а именно построение занятия в виде словесных путешествий в мир сказки, фантазии, природы, искусства, звуков, красок и т. п. Также в связи с современной требованием о сокращении организованного обучения на занятиях в пользу увеличения времени на личностное самоопределение ребенка в условиях развивающей среды работа по развитию речи имеет выходить за пределы организованного обучения, принимать различные формы индивидуальной работы, цель которой — закрепить речевые умения и навыки, приобретенные детьми на занятиях. Для успешного развития речи большое значение имеет повседневное речевое упражнение детей во время игры, труда, различных режимных бытовых процессов, прогулок. Формирование навыков разговорной речи, культуры речевого общения требует естественных жизненных ситуаций, правдивых и понятных детям мотивов их речевой деятельности.
Итак, устранения имеющихся трудностей в коммуникации и при этом своевременное и эффективное развитие и совершенствование речи для ребенка является жизненно необходимым, поскольку это обеспечивает малышу активное участие в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Своевременное выявление проблем в коммуникации и начата коррекционная работа на ранних стадиях в ходе тесной взаимосвязи развития речи и игровой деятельности позволяет ребенку раскрыть для другого человека свой субъективный мир, при этом максимально раскрыться и самоопределиться в своей индивидуальности. Но, к сожалению, ребенок как субъект, имеющий трудности коммуникации, не может осознать того, что он сам является причиной возникновения трудностей в коммуникации, но даже осознав тот факт, не всегда может изменить способы и формы своего коммуникативного общения и те личностные образования, которые лежат в их основе.
Литература
- Богуш А.М. Речевое портрет пятилетнего ребенка. Дошкольное воспитание, 2013. №7. С. 6 — 10.
- Богуш А. М., Гавриш Н. Оптимизация речевой работы с детьми в развивающей среде детского сада Дошкольное воспитание, 2012. №10. С. 5 -9.
- Карасева Е.В. Игровое пространство ребенка. М.: Школьный мир. 2011. 128 с.
- Пироженко Т. А. Коммуникативно-речевое развитие дошкольника. М.: Странник, 2010. 152 с.
- Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: уч. -метод. пособие. СПб: Речь, 2011. 150 с.
|