Попова Альбина Васильевна, МДОУ «Д/С № 42» г. Усолье Сибирское Иркутская область
С чувства непонятности, в результате которого перед ребенком встают вопросы, раскрываются противоречия и возникают «проблемы», начинается активная мыслительная деятельность – обдумывания, рассуждения, размышления.
С.Л. Рубинштейн
Речь – основа психического развития дошкольников, поэтому одной из главных педагогических задач является развитие связной речи. Это достаточно трудная задача, требующая целенаправленного, систематического воздействия на развитие речевых умений и коммуникативных навыков детей. Развитие всех сторон речи в дошкольном возрасте является фундаментом для последующего освоения родного языка в школе. Успешно будет учиться тот, кто обладает достаточным объемом познавательных интересов, владеет речью, умеет логически выстраивать свои высказывания. Поэтому своевременное овладение навыками речевой деятельности становится очень актуальными.
Отзывы учителей свидетельствуют о том, что дети часто не могут доказать ответ задачи, обосновать, аргументировать свои предположения.
Также отмечается недостаток речевого общения ребенка с родителями, что часто подменяется телевизором, компьютером.
Поэтому возникла необходимость формирования навыков монологической речи через развитие рассуждений.
На актуальность развития доказательной речи указывали такие педагоги и психологи: Тихеева Е.П., Немов Р.С., Леушина А.М.
Методологические основы развития доказательной речи.
- Тихеева Е.П. раскрывает актуальность развития речи в разных видах деятельности, отмечает связь речевого развития с умственным, указывает на роль окружающей среды в развитии речи.
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Тихеева Е.П. пишет: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочнению значимых по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого речь утрачивает свою ценность и значение».
- Немов Р.С. определяет речь не только как средство общения, но и средства развития мышления, сознания, памяти.
- Леушина А.М. отмечает, что по мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает доказательной речью.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать».
Дети в каждом возрасте овладевает рядом качеств, в том числе, способностью решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту. К 7 годам ребенок овладевает элементарными формами речи – рассуждения и использует для планирования деятельности, доказательства, объяснения, отгадывает описательные и метафорические загадки, доказывая правильность отгадки, планирует игровую деятельность, рассуждая о последовательности развертывания сюжета.
Что же такое рассуждение? Рассуждение-это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку.
Ожегов С.И. даёт такое определение: «Рассуждение – умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме. Рассуждать – мыслить, строить умозаключения; последовательно излагать свои суждения о чем – нибудь, обсуждать что – нибудь, вести беседу». (С. И. Ожегов, М.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»)
Рассуждение включает в себя тезис (начальное предположение), доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует.
Работая над рассказами – рассуждениями, дети учатся вступать в общение со взрослыми, что является главным условием формирования речевых умений дошкольников.
Накопление знаний об окружающей действительности служит основой для формирования навыков речевого развития.
Дети — маленькие исследователи и в ходе решения поисковых ситуаций они решают такие задачи, как:
- выработка умения видеть проблему и ставить вопросы
- выдвигать собственные доказательства
- делать выводы из представленных фактов, устанавливая причинно – следственные связи событий, явлений
- высказывать предположения и строить планы их проверки.
А это требует хорошо сформированных познавательных процессов (восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления).
Для речи — доказательства имеется своя структура, определяющая порядок аргументов: во – первых, во – вторых …, и т.п. В рассуждениях часто приходится пользоваться сложными предложениями (сложноподчиненными), с помощью которых выражаются логические связи: если…, то; раз – значит; потому, что …; так как …; так что …, поэтому…
Рассуждение заканчивается выводом, который строится с использованием принятых для этого случая грамматических средств: следовательно, значит, таким образом, поэтому и др. «Я думаю, я считаю и т.д.».
При обучении доказательству я использовала модель вопроса, определяющую структуру рассказа-рассуждения и соотношение его частей и помогающую логически выстроить объяснения.
Доказательной речью дети овладевают постепенно. Поэтому нужно создавать условия для необходимой речевой тренировки. А это достигается в разных видах деятельности.
Методика обучения детей доказательной речи.
Формирование речи происходит в общении со взрослыми и сверстниками. Важную роль при этом играет развивающая среда ребенка, обогащение которой происходит благодаря расширению зон деятельности, подбору познавательной литературы, наглядных пособий, игр, упражнений, вопросов поискового характера, проблемных ситуаций по темам общения.
На этом этапе идет работа по обогащению, уточнению, активизации словаря на основе осведомленности ребенка об окружающей действительности. Поэтому особое внимание уделяется познавательному и речевому развитию.
Дети отвечают на вопросы воспитателя в ходе наблюдений, экспериментирования, игр, упражнений, рассматривания иллюстраций, предметов, явлений. При решении арифметических и логических задач дети поставлены перед необходимостью предполагать и доказывать свой ответ, правильность решения. Это же относится и к работе с загадками и пословицами. В практике нашей группы я использую такую форму, как «объяснялки», когда ребенок должен проговорить, объяснить наиболее распространенные поговорки и пословицы (например, «утереть нос», «не на шутку рассердился», «протянуть руку помощи», «каждой вещи своё место»). В развитии образной и доказательной речи определенное место занимает работа с фразеологизмами (например, «спустя рукава», «золотые руки», «сломя голову» и т.п.); использование которых требует от ребенка размышлений по поводу их значения и использования.
Задача взрослого помочь ребенку в формировании картины мира: рассуждать вместе с ним, задавать вопросы, помогающие ему осознать непосредственные события и явления. Например:
- «Фонарей на улице много, и всё равно они до конца не рассеивают темноту. А солнце одно, но когда оно светит, темнота исчезает. Почему?».
- «Дождь начинается. Он будет долгим. Как вы считаете, почему?».
- «Костя нечаянно уронил чашку, и она разбилась. Почему? А если кастрюля упадёт на пол, она разобьётся? Почему?»
- «Почему тигр полосатый, лягушка зеленая, а заяц серый (белый)?»
Дети доказывают свою точку зрения, грамматически правильно строя простые и сложные предложения.
В обучении доказательности речи, рассуждению большую помощь оказывает книга Толстого Л.Н. «Откуда взялся огонь…?», в которую включены рассказы – рассуждения, например:
«Куда девается вода из моря?»
«Отчего в морозы трещат деревья?»
«Отчего потеют окна и бывает роса?»
«Отчего бывает ветер?»
«Откуда взялся огонь, когда люди не знали огня?»
«Отчего в темноте видно?» и др.
После прочтения предложенных рассказов дети дают обоснование, доказывают причину описываемых событий, фактов, явлений.
При составлении доказательного рассказа можно использовать такие
методические рекомендации:
- Чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, надо ставить перед ребенком конкретную цель: не просто ответить на вопрос, а обязательно доказать, что ответ правильный.
- Следует вызвать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов, доводов. Для этого можно организовать соревнование «Кто убедительнее докажет?», «Кто полнее и точнее объяснит?».
- Надо учить детей воспринимать предметы и явления во всей полноте и глубине связей и отношений, заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых идёт речь. Тогда доказательства будут более полными и обоснованными.
- Следует анализировать предметы и явления, помогая вопросами обратить внимание детей на характерные признаки и связи между ними.
- Необходимо давать образец и план доказательства. Это лучше всего делать с помощью последовательной постановки вопросов. Привычка вслушиваться в содержание вопроса, задания учит грамотно размышлять над увиденным и разносторонне его оценивать.
С этой целью даю детям такие задания: объясните смысл…, докажите что…, сделайте вывод…, покажите, как это связано…, объясните зачем…, что произойдет, если…, выберете то, что вам больше всего нравится и объясните почему…, если другая причина, объясните причину…
Работа по формированию рассуждений обязательно предполагает тесную связь с родителями. Я рекомендовала ряд вопросов, игр для совместного поиска ответа при решении обозначенных ситуаций и проблем.
Например:
– «Доказать ответ, почему на морозе бутылка с водой лопается».
- «Доказать, зачем нужны глаза, уши»
- «Найти ответ, почему зимой идет снег, а летом дождь» и т.п.
Работа, которую мы проводим в детском саду, приносит видимые результаты. По отзывам учителей, наши воспитанники владеют грамматически правильной речью, с ними легко и интересно общаться, многие дети участвуют в викторинах, конкурсах, в составлении и защите проектов, что требует постановки вопроса, рассуждения – доказательства, выявления причинно-следственных связей и вывода.
Развитие доказательной речи формируется в непрерывной непосредственно — образовательной деятельности, в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности с родителями.
Список использованной литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного воспитания: Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Бородич А. М., Методика развития речи, Москва, Просвещение, 1981год.
- Буянова Н. Ю., Детская энциклопедия «Я познаю мир», ТОО «Харвест», 1996 год.
- Вопросы преемственности в МДОУ, Иркутск, Изд-во ИГПУ, 1999 год.
- Короткова Э. П., Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию Москва, Просвещение, 1982 год.
- Крутинская 3. И, Детская энциклопедия «Почему трава зелёная?» «Кристина и К», 1994 год.
- Крутинская 3. И., Детская энциклопедия «Пьют ли рыбы воду?» «Кристина и К», 1994 год.
- Толстой Л. Н., «Откуда взялся огонь?», Ленинград, «Детская литература» Ленинградское отделении, 1988 год.
- Ушакова О. С., Методика развития речи детей дошкольного возраста, Москва, «Владос», 2003 год.
- Щетинина А.М., Учим дошкольников думать, Москва, Творческий центр Сфера, 2011 год.
- Интернет ресурсы.
|