Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно. В.А. Сухомлинский
Речь – это процесс общения, возникает и развивается под влиянием потребности в общении и служит целям общественного объединения людей. Она является одним из показателей развития ребенка. Развитие речи для ребенка играет основополагающую роль и лежит в основе общения в семье. Ее развитие — это основное средство достижения желаний для личности, без нее невозможна полноценная коммуникация человека в обществе. Развитие речи лежит в центре обучения ребенка.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению. Чтобы помочь ребенку научиться говорить грамматически правильно, строя развёрнутые предложения, необходимо не только часто и много говорить с ним, но и просить его рассказывать, задавать вопросы, и помогать ему отвечать на них.
Скачать конспект
В своей группе я создала «Коврограф», на его создание меня вдохновила методика Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
Цель: использование коврографа для речевого развития детей, познавательного, сенсорного развития, развитие мелкой моторики.
Для достижения цели были определены задачи: создать условия для использования коврографа, пополнить предметно-развивающую среду для использования на коврографе.
Коврограф — универсальное средство речевого и познавательного развития и естественно обогащения словарного запаса детей. Данное пособие подходит как для индивидуальных занятий, так и групповых; как для образовательной деятельности по каждой лексической теме, так и для игр. Можно использовать как демонстрационную доску, на которой очень удобно располагать дидактический материал, декорации, сказочных героев. Можно применять бумажные, фетровые картинки или другие игрушки с липучками. Картинки не падают с коврографа от неловких движений. С помощью коврографа можно подвести ребенка к пониманию вначале простого сюжета картины, а потом и более сложного. Ребенку легче понять сюжет, который на его глазах и создается. При индивидуальной работе с использованием коврографа внимание ребенка легче сосредоточить на картине, проще приспособить содержание речи взрослого к уровню речевого развития ребенка и его индивидуальным особенностям. Но самое главное, в этом случае у ребенка появляется больше возможности самостоятельно действовать с картиной. Коврограф позволяет использовать при восприятии сюжетной картины двигательный анализатор, т. е. прибегать к приему, наиболее активизирующему речевую деятельность детей.
«Расскажи сказку»
Задачи:
- развивать речь, умение рассказывать сказку;
- развивать память, ассоциативно-творческое мышление, пространственное и творческое воображение;
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материалы и оборудование: игровое поле (коврограф), герои сказок.
Задание: предлагается детям рассказать сказку, выбрав героев.
Сказка «Курочка Ряба»
Жили – были дед и баба
и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое – золотое.
Дед бил, бил – не разбил.
Баба била, била – не разбила.
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое – простое!
Так же можно использовать для закрепления по темам. Например, по теме «Посуда». Задание для детей: одному ребенку выбрать стеклянную посуду, другому — деревянную. Кто быстрее справится с заданием, а затем назовет предметы, которые он выбрал.
Так же могут быть любого вида задания.
Это дидактическое приспособление «Коврограф» довольно прост в использовании и изготовлении. Детям очень нравится играть с ним самостоятельно, а взрослому очень удобно с его помощью организовывать различные виды деятельности для детей. Задача такого пособия в первую очередь – развивать речь детей.
|