Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Кистерёва Людмила Васильевна. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 1583 имени К.А. Керимова
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, к окружающему миру. Детский сад – это первое звено системы непрерывного экологического образования и воспитания, поэтому я как педагог формирую у дошкольников основы культуры рационального природопользования. Экологическое воспитание дошкольников я рассматриваю, прежде всего, как нравственное воспитание, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
Формируя гуманное отношение к природе, я стараюсь донести до каждого ребёнка, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Бумажки, банки и бутылки, отходы вокруг переполненных контейнеров, свалки в местах отдыха, к сожалению, неотъемливая часть нашего окружения. Твёрдые бытовые отходы (ТБО) — один из важных загрязнителей природы. Только пластиковый мусор будет, по расчётам учёных, разрушаться 2000 лет. Каждый гражданин ежегодно «производит» 300 кг твёрдых бытовых отходов: бумага, стекло, пластмассы, ткани … Меня заинтересовала данная тема, и мы совместно с детьми и родителями изучили проблему ТБО, а также разработать свой метод экологической утилизации мусора с целью привлечения внимания к проблеме окружающей среды и поиску методов вторичного использования бытовых отходов.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА.
Формировать умение анализировать экологическую проблему, способствовать развитию творческого воображения и фантазии, чувства цвета и стиля при изготовлении коллекции поделок из вторсырья, как способ привлечения внимания к проблеме загрязнения окружающей среды.
ЗАДАЧИ.
- Способствовать развитию у детей экологической культуры, умение видеть экологическую проблему и находить пути её решения.
- Развивать творческую способность детей в изготовлении поделок. Дать родителям и детям возможность продемонстрировать свои творческие способности.
- Стимулировать познавательный интерес детей к проблеме окружающей среды, формировать навыки экспериментирования.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
- Совершенствовать у детей уровень накопительных практических навыков: побуждать к словотворчеству, изобразительной деятельности.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА.
Дети старшей группы, родители, воспитатели.
ВИД ПРОЕКТА.
Творческий, информационный, познавательно-исследовательский, краткосрочный (4 недели).
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Творческо — исследовательская
СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА.
Экологическая, просветительная, творческая.
ФОРМА ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Анкетирование, фотографии, рисунки, поделки, презентация.
Сбор литературных источников, изучение опыта других образовательных учреждений.
Составление плана работы по реализации проекта.
Создание творческой группы в помощи реализации проекта: родители, дети, сотрудники детского сада.
Составление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.
Создание презентации по экологическому проекту «Сохранить природу — сохранить жизнь».
Анкетирование родителей «Окружающая среда. Умеем ли её беречь?».
2-Й ЭТАП: ПРАКТИЧЕСКИЙ.
Взаимодействие с детьми.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Беседа: «Беседа о мусоре, и о том, что можно сделать, чтобы мусора стало меньше».
Цель: дать детям представление о проблеме мусора. Рассказать о вреде свалок для природы и человека. Приучать детей к ответственному отношению к природе. Донести до детей важность этой проблемы и показать некоторые выходы из данной ситуации. Предложить подумать над разрешением проблемы мусора силами ребят в детском саду и дома.
Беседа: «Земля – наш общий дом и мы его спасём»
Цель: воспита6ние у детей гуманного отношения к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.
Задачи: продолжение формирования навыков культуры поведения в природе; расширение представлений о том, что в природе всё взаимосвязано.
Дидактические игры: «Собери мусор правильно», «Сортируй мусор».
НОД по экологии на тему: «Посмотрим умным взглядом на мусор».
Цель: расширение представления детей о вторичном использовании бытовых отходов.
Задачи: воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание бережно относиться к ней. Развитие познавательной активности детей в процессе познания о проблемах города; умение наблюдать и делать выводы. Закреплять умение разумно использовать различные материалы. Активизировать словарь (сортировать, бросовый материал, бытовые отходы).
Художественно – эстетическое развитие.
НОД по ручному труду: «Ваза с ромашками из бросового материала».
Задача: воспитание бережного отношения к окружающему миру. Воспитание умения работать в коллективе дружно сообща. Закрепление умения работать с бросовым материалом, использовать его в нужных целях. Закрепление умения создавать компоицию из вазы и цветов.
Выставка: «Чудеса для людей из ненужных вещей».
Социально – коммуникативное развитие.
Помощь воспитателю в уборке групповой комнаты от мусора.
Трудовые поручения: «Уборка группового участка от мусора «, «Помощь малышам в уборке участка от мусора».
Цель: воспитание трудолюбия, аккуратность, бережного отношения к окружающему.
Речевое развитие:
Рассматривание иллюстраций: «Мусор вокруг нас»
Отгадывание загадок
Чтение экологических рассказов и сказок.
Инсценировка экологической сказки «В весеннем лесу»
5
3 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ.
Выставка работ по итогам проекта
Презентация к проекту «Сохранить природу – сохраннть жизнь»
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
- Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.
- У детей появился интерес к проблеме загрязнения окружающей среды; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе деятельности. Взрослые стали более активно участвовать в реализации творчества и познавательных способностей у детей, в организации и участии в мероприятиях, в благоустройстве и озеленении территории детского сада.
- Успешной работе по реализации проекта способствовало тесное сотрудничество педагогов с родителями воспитанников по следующим направлениям:
- Экологическое просвещение. Информация по темам «Зависимость здоровья детей от состояния окружающей среды», «Правила поведения в экстремальных условиях»
- Совместная деятельность с детьми: участие в экологических акциях, субботниках, деловых играх
- Работа в творческой мастерской (изготовление поделок из бросового материала
На первых этапах проекта мы с детьми изучали, каким бывает мусор, откуда он берется, как природа «борется» с человеческим мусором, почему в самой природе мусора не бывает.
Родители ответили на вопросы анкеты «Как я учу своего ребёнка беречь природу». Данное анкетирование показало, что на экологические вопросы воспитания и отношение детей к бытовым отходам и мусору, родители обращают пристальное внимание, так как эта проблема актуальна во всём мире.
Разнообразие книг об охране природы, чтение художественной литературы, иллюстрации на экологическую тематику, исследовательская деятельность «Разный мусор» по сортировке ТБО, проведение опыта «Мусор в земле» по закапыванию в ящик с землей ТБО и наблюдение за ними через 2 недели, помогли создать ясную картину и представление о сложных процессах по утилизации и сортировке мусора.
Наш проект — это звонок для каждого из нас. Говорят, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Если человек чувствует ответственность за то, что его окружает, он будет выполнять совсем несложные правила: бросать мусор в урну, сортировать его и выбрасывать в разные контейнеры. Но такого человека нужно воспитать.
Дальнейшее развитие проекта:
- создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
- совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по теме проекта;
- участие 100% детей и сотрудников ДОУ в работе по созданию чистой экологической зоны на территории ДОУ.
- привлечение к благоустройству и озеленению территории родителей.
Наша планета — планета Земля
Всех обогреет и примет она.
Но мы с вами — люди, понять не хотим
Что вред ей наносим поведеньем своим!
Бумага, пакеты, мусор кругом
Ведь мы засоряем дом, в котором живём!
Ненужные вещи — бутылки, картон,
Стаканчики йогурта и поролон.
Из этого можно костюм смастерить
И другу подарок ещё подарить!
Давайте же будем планету любить,
Нигде, никогда не будем сорить!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Бондаренко Т.Л. Экологические занятия с детьми 5-6 лет, — Воронеж, 2002.
- Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников, — М.: ВАКО, 2005.
- ГульянцЭ. К. Что можно сделать из природного материала, — М.: Просвещение, 1984.
- Каменева Л. А. Как знакомить дошкольников с природой: пособие для воспитателей детского сада, / под ред. П. Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 1983
- Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве, — М.: Новая школа, 1995.
- Рыхова Н. А. Невидимые ниточки природы, — М., 1995.
- Рыхова Н. А. Я и природа, — М., 1996.
8
8. Филенко Ф. П. Поделки из природного материала, — М.: Просвещение, 1976.
9. Шишкина В. А. Прогулки в природу, — М.: Просвещение, 2003.
10. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология, Ростов-нна-Дону: Феникс, 1996 г.
11. Мартынович В.А. Приобщение детей 6-7 лет к природе: взаимодействие ДОУ с семьёй// Управление дошкольным образовательным учреждением. -2005. — №2
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Анкета для родителей:
«Окружающая среда. Умеем ли мы её беречь»
- Оцените экологическую ситуацию в нашем городе________________
- Каково влияние окружающей среды на здоровье человека? ____________
- Придерживаетесь ли вы правил экологически грамотного поведения на отдыхе? В быту? ___________________
- Избегаете ли мест, расположенных вблизи источников экологической опасности? _______________
- Уверены ли вы, что летом купаетесь, ловите рыбу в чистой воде? ________
- Какими препаратами бытовой химии вы пользуетесь дома? ____________
- Представляете ли вы последствия применения этих препаратов для собственного здоровья и здоровья своих детей_________________________
- Учитывали ли вы экологическую безопасность материалов при покупке мебели, обоев, ковров? ______________________
- Как вы очищаете воздух в своей квартире? _____________________
- Есть ли комнатные растения? Какие? Кто ухаживает за растениями? _____________
- Назовите возможные источники загрязнения воздуха в вашей квартире___________________
- Как вы относитесь к приобщению ребёнка к природе в детском саду? _______________
СПАСИБО.
Беседа «Планета Земля в опасности!»
Сегодня, наверное, нет человека, которого бы не волновали проблемы экологии: загрязнение воздуха, воды и всей окружающей нас среды.
-Сравните эти два пейзажа. (Показ слайда)
Который вам из них по душе? Где бы вам хотелось прогуляться, отдохнуть? (Ответы детей).
Послушайте стихотворение.
Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят! Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят!
Мы по брегу пошли и поляночку нашли.
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто нам назло, даже битое стекло!
Мы по бережку прошли, место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели: жгли костры, бумагу жгли-
Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!
Да, верная примета сезона летних отпусков – это куча мусора вдоль загородных трасс, на пляжах, в парках и всюду, где люди, так сказать, культурно отдыхают. Таким образом. Самые красивые уголки природы становятся самыми захламлёнными.
Мусор становится одной из главных проблем современности.
- Как вы думаете, как решить эту проблему? (Ответы детей).
Если вывозить мусор и складывать вдали от населённых пунктов, ветер разнесёт по разным сторонам.
А если закопать под землю? Это не так безопасно, как может показаться на первый взгляд. Только пищевые остатки могут разложиться за несколько
недель. А ТБО – например, бумага разлагается в земле от двух до десяти лет, полиэтиленовые пакеты более 200 лет, пластмасса – 500 лет и т.д. Кроме того, всё это смешиваясь с дождевыми водами, отравляет подземные источники водоснабжения.
А если сжигать мусор? Нет, загрязняется атмосфера. А что можно предложить? Это сортировка мусора и вторичная его переработка. Например: металлы переплавляют, а из бумаги делают картон, а из пластика – пластмассовые ведра, тазы. сиденья для стадиона, цветочные горшки и многое другое.
Как вы думаете, что надо сделать, чтобы окружающий нас мир стал чище? (ответы детей).
- Важно донести мусор до урны, мусоропровода, контейнера
- не оставлять мусор там, где находишься
- собирать и сдавать на пункты приёма отхходы, кооторые можно переработать
- найти вещам новое применение, например, косточками можно покормить животное, а одежду и обувь отдать тем, кто нуждается.
Все мы должны помнить, что «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят».
Экологическая сказка-инсценировка для детей старшего дошкольного возраста «В весеннем лесу».
Цель: через участие в спектакле создать условия для повышения уровня экологической культуры детей.
Задачи:
- расширять и уточнять представления о рациональном взаимодействии живых существ с природой- допустимых и недопустимых действиях в природной среде;
- воспитывать экологически целесообразное поведение в природе
- развивать артистические способности каждого ребёнка.
Действующие лица: сказочница – взрослый;
Ведущий, Красная шапочка, Волк, Капельки, Зайцы. Белочки – дети.
Сказочница:
Уважаемые зрители!
Сказку посмотреть, не хотите ли?
Сказок много в мипе,
Сразу не прочтёшь,
Но такой как наша
В мире не найдёшь!
Сказка эта не простая
О природе – вот какая!
(Под музыку «В гостях у сказки» выходит ведущий.
Ведущий:
Нельзя нам на свете прожить без чудес,
Они нас повсюду встречают.
Весенний, волшебный, сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.
(Под музыку выходит «Красная шапочка»)
Красная шапочка:
Как здорово весной в лесу, какая красота!
То птицы весело поют,
То солнце ярко светит!
Спешу я к бабушке своей, ей пирожки несу.
5
И радуюсь цветам вокруг,
И бабочкам в лесу.
Иду я смело по тропе, никто не страшен мне.
И песенку любимую пою всегда везде.
(Красная шапочка поёт песенку):
Выглянуло солнышко, блещет на лугу.
Я навстречу солнышку по траве бегу.
И цветы весенние радуют меня
Как же в лесу весело, всюду красота!
Красная шапочка:
Ой, что-то хмурится погода, туча надвигается.
Надо под берёзку встать, весенний дождик переждать. (Прячется)
(Под музыку выбегают «Капельки» 2 девочки).
1 капелька:
Мы капельки весенние бежим, бежим, бежим.
По травке и по веточкам стучим, стучим, стучим.
2 капелька:
Вы зонтик не забудьте взять, когда идёте погулять.
Капризная погода, — в это время года!
(Звучит тревожная музыка и входит «Волк»).
Волк:
Ну, наконец-то я пришёл, здесь отдохнуть так хорошо.
Сейчас поем, потом посплю и дальше по делам пойду.
(Садится на пенёк, ест. разбрасывает мусор, ложится спать).
(Под весёлую музыку выскакивают «Зайчики» — 3 мальчика)
1 заяц:
Ах как приятно нам поймать весенний лучик солнца!
Мы любим бегать и скакать, друг с другом в прятки поиграть.
6
2 заяц:
Шалить, смеяться, хохотать и никогда не унывать
(Танцуют под весёлую музыку).
3 заяц:
Ой, беда, скорей спасите, доктора сюда зовите.
Наступил на что-то я, лапка бедная моя.
(Заходит «Красная шапочка»).
Красная шапочка:
Добрый день, зверята, милые зайчата.
Почему не скачите и о чём вы плачите?
- заяц: Мы поранили лапки, о консервные банки.
- заяц: Кто-то здесь разбил стекло, в лапку врезалось оно.
Красная шапочка:
Ах, как гадко! Ах, как скверно! Кто-то очень злой наверно,
Здесь в лесочке побывал, всюду мусор разбросал.
Зайчат мы к доктору сведём, а после вместе уберём.
(Красная шапочка уводит зайчат, а в это время вбегают «Белочки» — 2 девочки).
1 белочка:
Что такое, не пойму? Нет нигде грибов в лесу! Ау! Ты нашла хоть один грибок?
2 белочка: Нет, у меня пустой кузовок.
1 белочка:
Что же делать? Как нам быть? Где иду нам раздобыть?
Без грибов нам очень худо, ведь они любимое наше блюдо!
(Белочки убегают за ель. Волк просыпается, встаёт).
7
Волк:
Ох, вздремнул немного я!
Кто же здесь в лесу гулял? Да спать мне мешал?
Чувствую девчачьим духом запахло!
Зубы, зубы я точу, всех девчонок съесть хочу.
Надоели мне девчонки, силы мало, голос тонкий.
И повсюду нос суют, жизни просто не дают.
Зубы, зубы я точу! Всех девчонок съесть хочу.
(Заходит смело «Красная щапочка»).
Красная шапочка:
Не боюсь твоих зубов. Лучше отвечай мне волк,
Кто в лесочке побывал, всюду мусор разбросал, здесь и там грибы сорвал?
Волк:
Я в лесочке побывал, под кусточком отдыхал.
Красная шапочка:
Как тебе не стыдно волк?
Лес весенний так хорош, а ты его не бережёшь!
Белочки:
У нас в лесу любому приятно отдохнуть,
Но мусор за собою убрать ты не забудь.
(Все герои дружно, под весёлуую музыку помогают волку убирать мусор).
Волк: (просит прощения):
Ой, простите вы меня, так я сделал не со зла.
Просто я не знал, друзья, что сорить в лесу нельзя!
(Все артисты выстраиваются лицом к зрителям)
Волк: Природу будем мы любить, с природой будем дружно жить.
Вместе: И тогда в любое время года, нас будет радовать природа!
8
1 белка: Чтоб могли леса цвести, и сады, и реки. Всё живое береги ты на этом свете.
2белка: Ты природу полюби, каждую травинку. С птицами давай тружи, береги травинк.
Красная шапочка:
Мусор, друг, не оставляй, в лесу на полянке.
Реки ты не засоряй, бой объявим склянке.
Не неси домой ежа, бабочку не трогай.
Дети, помните всегда – их не так уж много.
Сказочница:
У сказки этой можно поучиться, она ведь мудрости полна.
Её герои учат правилам особым, и украшает их, к природе доброта!
|