Автор: Вольская Н. М. воспитатель, МБДОУ д/ с №29
Личность реализуется в деятельности. Деятельность — это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна: это игровая, трудовая, учебная, педагоги-ческая, научно-исследовательская и т.д.
В моей статье речь пойдет о познавательной деятельности. Мы знаем, что познание человеком окружающего мира происходит при помощи познавательных действий, которые приводят к возникновению психических явлений, и что эти действия относятся к разным познава-тельным психическим процессам: ощущению, восприятию, памяти, мышле-нию, воображению. Каждый из познавательных процессов обеспечивает определенную сторону познания человеком окружающего мира: ощущение, восприятие доставляют первоначальные сведения о предметах, явлениях действительности, об их внешних качествах, создаю их образы, память сохраняет эти образы, дает возможность дальнейшей работы над ними. Эта работа совершенствуется при помощи мышления и воображения. И снова результаты мышления и воображения берутся на сохранение памятью, что позволяет использовать их для дальнейшего познания. Познание разделяется на чувственное и логическое. Чувственное познание — это то, что мы воспринимаем с помощью органов чувств, а логическое — это мышление. Ощущения, восприятие, представление, воображение относятся к чувственным формам познания, развитие которых очень важно для ребенка, по словам К.Станиславского, "чтобы понять, вначале нужно почувствовать". У человека, как мы знаем 5 основных органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус /тактильные чувства/. Чем больше развиты органы чувств, тем глубже отражает мир первая сигнальная система, чем больше информации от органов чувств, тем успешнее идет его умственное развитие.
По мнению Е.Л. Тихеевой, яркого талантливого педагога, создавшего систему дошкольного воспитания, многие подробности внешнего мира, способные сделать наши представления более точными и определенными, проходят мимо нашего сознания только оттого, что мы не приучены контролировать свои чувства. Лишь систематическое воспитание чувств ребенка, формирование привычки к наблюдению, исследованию, детальному изучению и запоминанию дает положительный эффект. О некоторых детях мы говорим: смотрит, а не видит; слушает, а не слышит. Это может свидетельствовать, о том, что у этих детей не развиты какие-то анализаторы или в них есть дефекты (слабое зрение, слух...).
Органы чувств можно развивать и совершенствовать. Этим занимались мы с детьми постоянно, используя разнообразные тренинги, тренировки, упражнения, игры. Остановлюсь на развитии зрительного восприятия.
В первую очередь, внимание развивается во время наблюдений.
Какие же задачи мы ставили при организации наблюдений?
- Умение выделять существенные признаки,
- Умение сравнивать признаки,
- Учить способам обследования,
- Отражать наблюдения в деятельности.
У некоторых детей есть трудности включения в деятельность. С этими детьми проводили подготовительную работу до занятий.
У многих детей внимание неустойчивое. Есть дети, которые не могут переключать внимание, с такими детьми проводили игры «Снеговики», «Матрешки», «Найди парные картинки» и др. Проводили также тренинги цветового восприятия: какого цвета овощи, фрукты, что может быть белым, голубым, сиреневым, какого цвета наши чувства (символы чувств изображены схематически, дети выбирали цвет, например, горе — черное, злоба — черная, зеленая; радость — красная, удовольствие – розовое).
С интересом дети принимали участие в таких тренировках, "Как упали палочки", проводили эти игры самостоятельно, без взрослых. Очень нравится детям игра "Наблюдательность" / детям задавали 5 вопросов о внешности ребят/, которая развивала интерес к наблюдению за собой, за друзьями. Часто по утрам дети сами начинали рассказывать о своих наблюдениях. Все игры и упражнения носили проблемно-практический характер, например, "Сделай узор", "Запомни узор", "Кукольная комната". В группе много других дидактических игр на развитие зрительного внимания, например, "Разрезные картинки", "Выложи сам", "Собери пазл" и другие. Использовали также графические диктанты, дети с удовольствием выполняли их. При проведении гимнастики использовали рисунки-схемы, которые не только развивали зрительное внимание, но и активизировали выполнение движений. Часто проводилось с детьми такое упражнение: "Путь вслепую"/нужно предварительно хорошо рассмотреть свой путь и пройти с закрытыми глазами/. То есть, присутствуя с детьми в самой разной обстановке, воспитатель имеет очень хорошую наглядную базу для развития зрительного внимания.
Кроме того, мы постоянно живём в мире звуков. Различают три вида
звуковых ощущений: речевые, музыкальные, шумы. Наша главная задача: с помощью слуха формировать речь детей. Необходимо правильно руководить слуховой наблюдательностью детей, воспитывая у них умение слушать и слышать. Мы старались подбирать соответствующие слуховые восприятия, создавали условия, которые не мешали бы детям воспринимать звуки и реагировать на них, т.е. развивали в детях умение принять нашу инструкцию и действовать ей. Какие мы использовали приемы во время НОД?
а) сюрпризные моменты для активизации внимания,
б) прямой призыв: здесь очень важна речь воспитателя, медленная,
четкая, достаточно громкая, правильным литературным языком.
в) упражнения для развития речевого и неречевого слуха: "Угадай
предмет по звуку", "Стой", "Ритмы", подвижные игры: "Жмурки с
колокольчиком", "Угадай, чей голос" и др.
Очень много игр использовали из пособия Новоторцевой "Развитие речи детей".
Не менее важно развитие тактильной чувственности и осязания. Это самое первые ощущения, с них человек познает мир. Ученые открыли, что тактильная чувственность формирует наши способности и влияет на здоровье. Почему многие дети в доме малютки отстают в развитии, хотя уход за ними неплохой, да потому что их мало берут на руки. Для нормального развития ребенка необходимо не менее 12 объятий, прикосновение целительно не только для малышей, но и для взрослых. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образует осязание. Осязание — познавательная деятельность руки. В.А. Сухомлинский писал, что истоки способности и дарования детей в кончиках пальцев; чем более умелая рука, тем она более чувствительна. Психофизиологи установили, что тренировка тонких движений пальцев руки и кисти стимулирует развитие речи и логическое мышление. С этой целью проводили много упражнений и игр из книги Цвынтарного, а также упражнения имитации "Мои прекрасные руки". Достаточно в группе игр по развитию мелкой моторики рук: "Мозаика", "Собери бусы", "Чудесный мешочек", разные мелкие предметы для выкладывания узора / пуговицы, крупы, семена/, конструкторы. Вот коротко то, как мы работали над развитием чувственного познания детей.
А теперь поговорим о логическом познании. Оно бывает словесно-логическое, наглядно-действенное и наглядно — образное. Обладая в целом предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными возрасту, некоторые дети отстают в развитии словесно- логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, обобщением, сравнением /основными мыслительными процессами/. При относительной логической памяти снижена вербальная. Так диагностируя детей по этому разделу, были выявлены такие результаты: 4 человека быстро запоминают и долго помнят, трое — быстро запоминают, но быстро забывают, долго запоминают и быстро забывают — 5 детей.
Об уровне сформированности у детей процесса анализа можно судить по количеству ими выделяемых зрительно-воспринимаемых объектов, или частей, поэтому в любой образовательной области мы проводили сравнение.
Конструирование и ручной труд являются очень важными для развития умственной и речевой деятельности, т.е. умение планировать развивается лучше всего в практической деятельности, т.к. участвуют все мыслительные, процессы. Например, изготовляя поделки из бумаги складыванием /мордочки животных по теме "Теремок"/, нужно было выбрать разные по величине квадраты, по цвету, увидеть важность сгиба по диагонали.
Большинство детей умеет планировать практическую деятельность, а многие дети составляют словесный план.
Хороших результатов в развитии познавательных процессов мы достигли в исследовательской деятельности, т. к. дети пользуются здесь наглядно-действенным мышлением, которое возникает у детей с начала познания, дети правильно выявили взаимосвязь явлений: в банке быстрее распустились листочки, чем в вазе, потому что ставили в теплую воду; или лук в горшке больше и ярче, т.к. в земле есть питательные вещества, а в стакане одна вода. Исследования и наблюдения за картофельным «панком» вызвали особый интерес, дети сами задавали вопросы, почему в углублении картофеля проросли бобы и цветут, и почему дает побеги картофель; необычный вид живой вазы усилили эмоциональный настрой детей.
Результаты исследовательской деятельности были отмечены в альбоме рисунками и моделями. Прием применения моделей использовался и на математике, т. к. дети должны были перейти от действий с реальными множествами к абстрактному мышлению. Мы использовали кодовые карточки. Здесь мы имеем возможность представить самые разные варианты /мордочки котят/. Потом дети сами составляли свои варианты и рисовали этих котят. Кроме этого, много других нестандартных приемов использовали мы для развития познавательных процессов у детей.
До конца учебного года мы ставили следующие задачи:
- Использовать упражнения на создание новых образов. С этой целью изготовляли варианты картинок к игре "Перевертыши", проводили беседы "Сочиняем сказку", "Кому что нужно" (Венгер «Игры и упражнения по развитию умственных способностей»),
- Умение планировать речевую деятельность /составлять план рассказа/,
- Продолжать отражать свои наблюдения в деятельности и речи,
- Учить составлять рассказы по схемам.
|