Цель: вовлечение детей в игровую деятельность, способствование закреплению знаний о лесных жителях.
Задачи:
- Способствовать формированию детей к составлению сюжетного рассказа с помощью мнемотаблицы, последовательно излагая свои мысли;
- Содействовать развитию умений образовывать имена прилагательные и подбирать определения для характеристики предметов;
- Способствовать возникновению интереса у детей к отгадыванию загадок;
- Способствовать развитию речевой активности, воображения;
Предварительная работа:
uСоставление сюжетных и описательных рассказов по моделям – схемам;
uДидактические игры «Загадки и отгадки», «С какого дерева листик», «Закончи предложение…», «Придумай кличку животному», «Назови лекарственную траву», «Животные и их детеныши», «Кто что ест?», «Чей хвост» …
uНаблюдение на прогулке за деревьями;
uПросмотр презентации «Звуки леса», «Голоса птиц», «Лесная аптека»,
uРассматривание иллюстраций с изображением осенней природы, репродукций картин русских художников Левитана «Осень в лесу», Васнецова «Золотая осень»;
u Беседы о лесе.
Средства:
uПрезентация, интерактивная доска, комплект осенних листьев разных пород деревьев;
uМнемотаблицы;
uМузыкальное сопровождение.
Способы:
uигровая мотивация (письмо от Старичка – Лесовичка)
uсюрпризный момент (появление Старичка – Лесовичка)
uвопросы проблемного характера (игра «Придумай кличку зайчонку» и т.д.)
uзагадывание загадок
uФизкультминутка (танец с листочками)
u Проблемная задача (найди пару своему листочку)
uРелаксационное упражнение «Расслабление»
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с воспитанниками старшего дошкольного возраста на тему «В гости к Старичку – Лесовичку»
Ход:
Воспитатель:
-Ребята! Сегодня к нам в детский сад пришло необычное письмо. Кто его принес, и как оно у нас оказалось я не знаю, я думаю это какое-то волшебство. Давайте его рассмотрим.
Дети рассматривают конверт, находят в нем диск с видео записью, просматривают его.
Видео: (Слайд 1)
«Дорогие ребята! Пишет вам Старик – Лесовик. Я слышал, что вы любите природу и много о ней знаете. Я хочу проверить, так ли это, и пригласить вас в путешествие по осеннему лесу. Я приготовил для вас подарок, но чтобы получить его, вам надо выполнить много трудных заданий. За каждое выполненное задание вы получите подсказку — пазл. Если вы найдете все подсказки и правильно их соедините, то сможете узнать, где находится подарок. А чтобы вы не заблудились, я дам вам карту, на которой указан маршрут».
Воспитатель:
- Ребята, вы согласны отправиться в путешествие по осеннему лесу?
- Выполнить задания и получить подарок?
- Для того чтобы очутиться в осеннем лесу нам нужно произнести волшебные слова «Вокруг себя покружись – в осеннем лесу очутись!» И мы окажемся в осеннем лесу».
Но прежде чем отправиться в осенний лес, давайте вспомним правила поведения в лесу
Ответы детей
uНельзя ломать деревья!
uНельзя брать яйца в птичьих гнёздах. Птица может их бросить, и птенцы не появятся.
uНельзя разрушать муравейники
uНельзя разжигать костёр. Надо его потушить!
uНельзя приносить лесных животных домой. Лес для них – родной дом.
uНельзя шуметь! (В лесу своя музыка и посторонний шум сильно напугает птиц и животных.)
uНельзя мусорить в лесу.
uНужно смотреть под ноги, чтобы не наступит на ящерицу, жука, змею
Воспитатель:
Молодцы ребята, вы знаете, как себя вести в лесу. А теперь произносим волшебные слова и отправляемся в путешествие
(Дети произносят «волшебные слова» кружатся вокруг себя).
Воспитатель:
- Ребята вот мы и оказались в осеннем лесу. Смотрите – на опушке леса нас кто-то встречает. Давайте подойдем поближе. (На пеньке находят куклу – би- ба — бо Зайчиху).
Здравствуй, мама Зайчиха! А почему ты такая грустная? (Кукла – «шепчет» на ухо воспитателю).
Воспитатель: Ребята, я немножко понимаю язык зверей, поэтому расскажу, о чем поведала мне мама Зайчиха. Зайчиха сказала, что у нее шестеро зайчат, но она никак не может придумать им имена. Что же нам делать, ребята? Ответы детей.
Хорошо, ребята, давайте ей поможем!
(Воспитатель обращается к кукле). Не огорчайся, мама Зайчиха! Наши ребята сообразительные и находчивые и обязательно помогут придумать клички твоим зайчатам. Только расскажи, какие они у тебя.
(Проводится игра «Придумай кличку зайчонку»)
Зайчиха: У одного моего зайчонка быстрые лапки.
Воспитатель: Как можно назвать зайчонка с быстрыми лапками? Ответы детей.
Зайчиха: У второго – лопоухие и длинные уши. Ответы детей.
У третьего – большие глаза. Ответы детей.
У четвертого – долгие пятки. Ответы детей.
У пятого – острый нос. Ответы детей.
У шестого – серая шерстка, а на боку белое пятно. Ответы детей.
Зайчиха: Спасибо вам, ребята! Теперь я знаю, как назвать своих зайчат. А за вашу сообразительность вот вам первый пазл подсказка.
Воспитатель:
- Пойдем дальше? Давайте посмотрим на нашу карту. (дети смотрят на карту и идут дальше).
Не отставайте, давайте вспомним игру «В лес отправимся гулять» я начинаю, а вы продолжайте
Раз – два – три – четыре – пять –
В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба)
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем. (Ходьба "змейкой”).
Может быть, и под листочком
Сладку ягоду найдем. (присели)
На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках)
И на каблучках пойдем,
Через лужи перейдем. (Ходьба на пятках).
Воспитатель:
- Ребята посмотрите вокруг, как красиво в осеннем лесу! Подскажите, какие деревья можно повстречать в лесу? Ответы детей. Деревья стоят в осеннем наряде: золотые березки, багряные осинки, зеленые дубы. Давайте сядем на пеньки и немножко отдохнем.
Воспитатель: Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Высокой пышною стеной
Стоит над светлою поляной
А для чего люди ходят в лес?
Ответы детей. (воспитатель добивается полных ответов)
Воспитатель (обращает внимание на березку): Ребята, подскажите, что это за дерево? Ответы детей. Вы правы, посмотрите, какая она красивая! Наша березка не простая, а с загадками. Наверное, их прислал нам Старик — Лесовик. Давайте попробуем их отгадать.
Воспитатель
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да побежала.
Ответы детей.
Воспитатель:
- Правильно ребята это ёж (под пеньком ребята находят игрушку ёжика).
Воспитатель:
- Ребята, а где живет еж? Чем питается?
Ответы детей
(Живет ежик под корягами и пнями. Он питается червяками, жуками, ловит ящериц, ядовитых змей, мышей, лягушек.)
Воспитатель:
Летом сер, зимою бел,
По характеру несмел.
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку.
Ответы детей.
Воспитатель:
- А чем питается заяц, где его дом?
Ответы детей.
Питается травой, корой деревьев. Живет в норе под кустом.
Воспитатель:
Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну
Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно — волк.
Как называется дом у волка?
Ответы детей.
(логово).
Воспитатель:
Чем питается волк?
Ответы детей.
(Мелкими животными)
Воспитатель:
Воспитатель: Сообразительные вы, ребята! Отгадали все загадки Лесовичка! А посмотрите, сколько у нас под ногами разноцветных листьев – настоящий пестрый ковер. Давайте возьмем по одному листочку и попробуем отгадать, с какого он дерева.
Ответы детей.
Воспитатель: Рассмотрите свой листочек. Какими красивыми словами можно сказать про него?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас давайте под музыку станцуем со своими листочками. Как только я скажу «Раз, два, три – свой листочек бери!», вы должны найти своему листочку пару на этой осенней полянке. (Проводится динамическая пауза. Дети делают произвольные движения под музыку. С окончанием музыки находят пару своему листочку.)
Воспитатель: Ребята, а вот и еще один пазл подсказка.
Отправляемся в путь
Идут змейкой по извилистой дорожке (под музыку)
Воспитатель: Ребята! Смотрите, нам на встречу, Ежик бежит. Здравствуй Ежик, ты куда спешишь.
Ежик: Беда в лесу приключилась, Айболит в Африку улетел зверей лечить, а мне друзья – лесные жители позвонили, сказали, что заболели, просили помочь. А я не знаю, чем зверей в лесу лечить можно. Может вы мне подскажите?
Воспитатель: Как вы думаете, чем можно вылечить зверей в лесу
Ответы детей:
(можно собрать лекарственные травы.)
Воспитатель:
- Ежик наши ребята знают какой травкой какую болезнь лечить можно. Ты нам скажи, что болит у твоих друзей и мы тебе подскажем.
Ежик: У лисы ангина и высокая температура
Ответы детей:
(надо заварить чай из ромашки)
Ежик: А медведь бочонок с медом поднял, спина теперь болит, чем полечить?
Ответы детей:
(дети предлагают приложить лист лопуха и крапиву)
Ежик: А маленький зайка бежал, споткнулся через шишку и разбил себе колено, чем помочь
Ответы детей:
(надо приложить подорожник)
Воспитатель: Молодцы.
Подорожник это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.
Ежик: Вот спасибо вам ребята, помогли мне травку собрать, теперь я смогу своим друзьям помочь. Я слышал, вы подарок ищите, вот вам пазл подсказка. До свидания.
Воспитатель:
Ребята, а нам пора дальше отправляться в путь.
Друг за дружкою вставайте
И за мною все шагайте.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Воспитатель: Вот ребята мы пришли в березовую рощу. (На экране березовая роща, звук леса, пение птиц, послушайте, как здесь поют птицы (фонограмма пение птиц), какое же задание нам приготовил старик Лесовик?)
Голос Лесовичка: «Ребята, в березовой роще живут птицы. Они приготовили для вас небольшой концерт. Посмотрите на экран и назовите исполнителей»
Воспитатель: Ну что ребята, выполним задание Лесовичка?
Игра «Угадай чей голос». (воспитанники подходят к интерактивной доске и по очереди выбирают себе квадратик любого цвета, звучит голос птицы, если угадали правильно квадрат открывается и появляется изображение птицы).
Воспитатель: Молодцы ребята вы были внимательны и всех птиц отгадали.
Воспитатель: А какие птицы еще живут в лесу? Расскажите, какую пользу приносят птицы?»
Ответы детей
(Уничтожают вредных насекомых — червяков, гусениц, которые поедают листики на деревьях).
Воспитатель:
Молодцы.
Ребята, я что-то устала, а вы? Давайте приляжем на полянке, отдохнем, послушаем пение птиц, расслабимся
Релаксационное упражнение «Расслабление» (Голос)
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!
Появляется Старичок – Лесовичок
Лесовичок: «Молодцы ребята! Вы настоящие знатоки леса, вы выполнили все задания, а еще мы узнали, что вы дружные, трудолюбивые и готовы всегда прийти на помощь»
Но вот вам последнее мое задание
На экране в определенной последовательности расположены модели схемы составления сюжетного рассказа. Дети рассматривают их.
Воспитатель:
Ребята, давайте попробуем по этим рисункам составить рассказ. Один из вас начнет рассказ, другой — продолжит, а третий – завершит его. Дети по очереди составляют рассказ по моделям-схемам.
Был солнечный день. Маша и Ваня вместе с мамой пошли в лес. В лесу было очень красиво. Деревья стояли в разноцветном осеннем наряде. Тихо падали листья. Дети собрали большой красивый букет. На дубе в дупле они увидели рыжую белочку. На сучках она развесила свои запасы на зиму: грибы, орехи. Под березкой дети нашли большой гриб. Довольные и радостные все вернулись домой.
Лесовичок: Спасибо, ребята. Ваш рассказ мне так понравился, что мне захотелось послушать его еще раз. (по желанию один ребенок рассказывает рассказ полностью. Лесовичок хвалит ребенка).
Лесовичок: А вот вам и последняя подсказка пазл.
Ребята собирают картинку пазл. На картинке нарисована корабочка. Лесовечок вручает детям коробку.
Воспитатель: Ребята, вам интересно, что лежит в коробке? Давайте ее откроем (Открывают – там медали «Знатоки природы») Посмотрите, какие медали приготовили для вас Старик – Лесовик (дети рассматривают медали). Воспитатель предлагает детям помочь друг другу надеть медали.
Ребята, а в коробке еще что-то есть, смотрите здесь яблоки. Яблоки я предлагаю съесть, когда вернемся в детский сад. Как вы думаете почему?
Ответы детей
(потому что надо помыть фрукты и яблоки)
Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим Лесовичка за угощение.
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, уЛесовичка осенью в лесу много дел, да и нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся со старичком-Лесовичком и произнесем волшебные слова (Дети прощаются с Лесовичком, произносят «волшебные слова», кружатся).
Воспитатель: Ну вот мы и побывали в осеннем лесу, полюбовались его красотой. Скажите, вам понравилось наше путешествие? А кому что больше понравилось? Что вам больше запомнилось? (Ответы детей)
|