Аннотация. В статье рассматривается место опытно – экспериментальной деятельности в общей системе работы в ДОУ, раскрывается ее значения для развития детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: ФГОС, опыт, эксперимент, любознательность, интеллект.
Как известно, ребёнок дошкольного возраста является прирожденным исследователем окружающего мира. Познать его он может через опыт личных ощущений, действий и переживаний.
Создать условия для познания окружающего мира – одна из актуальных тем современного дошкольного образования. Новый образовательный стандарт ставит своей целью воспитание личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию. Постепенно экспериментирование вводится во все виды детской деятельности, включая игровую. Таким образом оказывается существенное влияние на развитие детской любознательности, пытливости ума, расширение кругозора.
Значение опытно – экспериментальной деятельности сложно переоценить, поскольку она способна не только поддерживать познавательный интерес, но и активизировать его, что благотворно влияет на педагогический процесс в целом.
В настоящее время роль педагога исключает подачу информации ребенку в готовом виде, его задача отныне – создание условий для самостоятельного получения ребенком знаний, оказание помощи в развитии его творческой активности и воображения. Эту потребность призвана удовлетворить именно опытно – экспериментальная деятельность, способная упорядочить представления ребенка об окружающем пространстве.
Ребенок 4- 5 лет переживает пик любознательности. Очень важно именно в этот период создать ребенку условия для познания окружающего мира. Сделать это можно как в помещении ДОУ, так и на прогулке.
Так, зимой дети с радостью познают свойства снега и льда. «Сколько лучиков у снежинки?», «Насколько прочен лед?», «Что такое иней?», «Как растопить лед?» — на эти и многие другие вопросы легко найти ответ, прогуливаясь на свежем воздухе.
С приходом тепла дети с удовольствием познают свойства песка и воды, наблюдают за ростом и развитием растений, жизнью насекомых.
В группе дети познают мир окружающих их предметов: пластик, метал, магнит, бумага… Все это таит в себе массу увлекательного!
Особенно хочется отметить роль педагога. Чем интереснее будет преподнесен материал, тем активнее будет интерес воспитанников. Очень интересно проявить творчество и сочетать экспериментирование со сказкой.
Огромное значение имеет опытно – экспериментальная деятельность и для интеллектуального развития дошкольника. Дети учатся:
- выделять проблему;
- ставить перед собой определенную цель;
- осуществлять анализ предмета или явления;
- определять существенные признаки и связи;
- выдвигать гипотезы;
- отбирать материал для экспериментальной деятельности;
- резюмировать выводы.
Подводя итоги, хочется отметить, что экспериментирование, как никакой другой вид деятельности, позволяет детям примерить на себя роль исследователя, ученого, первооткрывателя, и найти ответы на все волнующие вопросы.
Экспериментируйте с детьми! Развивайтесь сами!
Успехов в ваших начинаниях!
|