- Воспитатель: Виноградова Ирина Викторовна
- Музыкальный руководитель: Харюкова Анастасия Геннадьевна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30» Череповец, 2020
Тема: горы.
Возраст: подготовительная группа.
Тип деятельности: — усвоение новых знаний;
- закрепление раннее приобретенных знаний.
Вид деятельности: занятие – путешествие.
Цель: Создать условия для изучения и знакомства детей с природой гор России.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с неживой и живой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы, кто живет в горах, что растет в горах, из чего состоят горы.
Развивающие: развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы, расширять словарный запас, умение высказываться о музыке. Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные: воспитывать эстетические чувства: любовь к красоте гор, внимательному слушанию музыки, доброжелательному отношению друг к другу.
Словарная работа: активизировать словарь детей за счет слов: геолог, извержение вулкана, полезные ископаемые, Тролли.
Мотивация: Сегодня мы отправимся в поход по горам России.
Детская цель: Попутешествовать, побывать в горах.
Методы и приемы:
Словесный (вопросы к детям, объяснение, указания, загадывание и отгадывание загадок, рассказ педагога)
Наглядный (просмотр слайдов, глобус, иллюстрации с изображением извержения вулкана; макет гор, набор камней, записка, походные реквизиты, сундук)
Игровой (игровая ситуация, слушание музыки, выполнение музыкально – ритмической композиции по показу музыкального руководителя)
Материал: загадки о горах и о глобусе; музыкально – ритмическая композиция «Мы в поход идем с друзьями», «В пещере горного короля» композитор Э.Григ.
Рефлексия: отгадывание загадок Тролля для возвращения в детский сад
Предварительная работа:
- чтение сказки Бажова «Хозяйка медной горы»
- рассматривание камней на занятиях и в свободное время.
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, я хочу пригласить вас в поход. Но куда? Отгадайте загадку.
Если скалы и хребты
Гордо смотрят с высоты,
Речки быстрые бегут,
Камнепады там и тут
Ну, какие разговоры –
Знаешь, ты, что это… (горы)
Воспитатель: Да, это горы. Чтобы наш путь был правильным, нужно узнать, где они находятся. А что же нам поможет?
(загадывает загадку)
На ноге стоит одной, крутит, вертит голой.
Нам показывает страны, горы, реки, океаны.
Что это? (Глобус).
Воспитатель: Правильно. Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это горы; синий – моря, реки; зеленый – леса, поля; желтый – пустыня). Молодцы, кто нам покажет на глобусе горы? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а что такое горы? (Ответы детей). Горы – это участки земной поверхности, сильно возвышающиеся над окружающей местностью.
- Как вы думаете, зачем нужны горы? (Они нас спасают от ветров).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как образуются горы? Земная кора ни минуты не находится в покое. Она, то опускается, то поднимается, то вздрагивает, то собирается в складки. В результате появляются горы. Конечно, на это уходит много времени – несколько десятков миллионов лет. Иногда горы рождаются в результате извержения вулкана. Из жерла вулкана вырывается магма, летят камни, пепел. Все это падает на землю. Постепенно лава застывает и образуется холм, который с каждым извержением растет и увеличивается.
Просмотр иллюстрации – извержение вулкана.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в поход по горам России. Только сначала нужно взять все необходимое. Отгадайте, ребята, без чего нам в горах не обойтись.
1. Я маленький, да удаленький,
Стоит на меня взглянуть,
И тот час узнаешь путь. (Компас)
2. Он в походе всем нам нужен,
Он с кострами очень дружен,
Можно в нем уху сварить,
Чай душистый вскипятить. (Котелок)
3. В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки -
Раздают всем огоньки. (Спички)
4. Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине.
Коль в поход идешь со мной,
Я повисну за спиной. (Рюкзак)
5. Я горячее храню, я холодное храню,
Я и печь, и холодильник вам в походе заменю. (Термос)
6. Этот глаз – особый глаз,
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат)
Воспитатель: Ну вот, рюкзак собран, теперь отправляемся в путь.
Музыкально – ритмическая композиция «Мы в поход идем с друзьями»
Воспитатель: Дорога наша была трудной, на нашем пути встречались и овраги, и извилистые тропинки, теперь мы можем отдохнуть и полюбоваться красотой гор.
Просмотр слайдов «Горы России»
Воспитатель: Какая красота. — Вам понравилось? (Ответы детей).
Ребята, вы запомнили название гор? (Ответы детей: Уральские, Кавказ, а еще есть Гималаи, Алтай, Альпы).
Воспитатель: Ребята, горы могут нам что-нибудь рассказать о себе? (Ответы детей) Да, все они разные: высокие и низкие, со снежными вершинами и с зелеными лесами, с водопадами и пещерами, с разными животными.
Перед детьми макет горы.
Воспитатель: Давайте попробуем мысленно подняться вверх в гору. Начнем с подножья горы – нижняя часть обычно бывает ровная. Если подниматься выше, то на пути встретится лес. Это лесистая часть гор. Давайте вместе расскажем про растения, которые мы можем встретить в горном лесу.
Пальчиковая гимнастика:
У сосны, у пихты, елки очень колкие иголки,
Но еще сильней, чем ельник вас уколет можжевельник.
Воспитатель: Все эти деревья растут в лесистой местности гор. Несмотря на то, что в горах каменистая почва, еще там растет мох и кустарники. Как вы думаете, откуда они берутся? (Семена и плоды падают в землю).
Если подниматься еще выше, то доберешься до скал. Эта часть гор называется скалистая.
Самая макушка горы – вершина с вечными снегами и ледниками, которые никогда не тают. В горах очень холодно, даже летом на вершинах гор лежит снег, потому что чем дальше от поверхности земли, тем температура воздуха ниже.
Воспитатель: В горах обитает самое удивительное животное – это горный козел, который бегает и прыгает по острым камням. В умении держаться на скале он может потягаться с самыми прославленными альпинистами. А все дело в том, что у горных козлов на «подошве» копыта есть мягкая подушечка, которая может прилипать к поверхности скалы, повторяя самый сложны рельеф. Таких быстрых, смелых, ловких животных, еще нужно поискать!
Воспитатель: Ребята, горы состоят из камней. А людей, которые ищут камни и исследуют их, называют геологами. Сейчас мы с вами на несколько минут превратимся в геологов и будем исследовать камни. Ведь они бывают большие и маленькие, гладкие и шершавые, легкие и тяжелые, разного цвета. Многие камни пригождаются в промышленности и называются полезными ископаемыми.
Исследование камней
Воспитатель: Со многими камнями мы уже с вами познакомились, это мрамор, гранит, уголь, известняк, соль и многие другие. О камнях люди сочиняли сказки и легенды. Жизнь человека связывали с камнями: и характер, и силу сравнивали с ними, и даже голос.
Например: Если голос звонкий, говорили как? (Серебряный голос.)
Если глаза голубые? (Бирюзовые глаза).
Ну, а если характер хороший? (Золотой характер.)
А что ещё у человека может быть золотым?
Что значит – сердце золотое?
Что значит – руки золотые?
Воспитатель: Ребята, горы всегда притягивали к себе людей. Поэты писали стихи, художники рисовали картины, композиторы писали музыку.
Музыкальный руководитель: Ребята, в некоторых сказках есть враждебные людям фантастические существа Тролли. Они строят в пещерах в горах целые дворцы.
Знаменитый композитор Эдвард Григ очень много своих произведений посвятил сказкам, и сказочным персонажам. В том числе и Троллям.
В пьесе Э. Грига «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» рассказывается об этих волшебных существах, изображается картина подземного царства Троллей. Послушайте и расскажите, как звучит эта музыка?
Э. Григ «В пещере горного короля»
Дети: Музыка страшная, таинственная, сказочная.
Музыкальный руководитель: Да. В начале пьесы музыка звучит тихо, издалека, низко, отрывисто, будто Тролли крадутся. Постепенно звучность усиливается, одна и та же мелодия становится все громче, быстрее, будто Тролли приближаются. В оркестре играют контрабасы, фаготы — низко, зловеще. Потом к ним присоединяются другие инструменты. Музыка похожа на марш, а в конце — на танец, суровый, фантастичный, мрачный, таинственный, зловещий. В конце пьесы слышатся колдовские заклинания и угрожающие выкрики. Таинственная горная сказочная природа изображается в этой музыке.
Воспитатель: Ребята, мы с вами как – будто оказались в пещере, как отсюда выбраться? А что за сундучок здесь стоит, еще и с тремя замками. Наверно это Тролли решили запутать нас, чтобы мы не смогли найти выход. А здесь еще и записка (читает записку)
«Кто задание отгадает, вмиг заклинания растают»
Ребята, сможем выполнить задания? (Ответы детей)
- В горах даже летом на вершинах гор лежит снег. Как вы думаете, почему?
- Какие растения встречаются в горах?
- Как называют людей, которые ищут камни, полезные ископаемые и исследуют их?
(с каждым правильным ответом открывается один замок на сундуке)
Воспитатель: Молодцы! Теперь мы сможем открыть сундук. Смотрите, ребята, Тролли угостили нас волшебным печеньем, ведь вы сегодня много узнали о горах, были внимательными, дружелюбными и активными. Теперь мы можем вернуться в группу и устроить чаепитие.
|