Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 Фрунзенского района г. Санкт – Петербурга
Автор: Костина Галина Алексеевна, воспитатель
«Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни надо ввести его в мир книги». В.А. Сухомлинский.
«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В.А. Сухомлинский.
«Читайте детям не нотации, а книги». Г.Остер.
Актуальность.
Дошкольный возраст время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой работы. Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.
В наш век технического прогресса, проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому желательно приобщать ребенка к книги, чтению уже в дошкольный период (в соответствии с ФГОС ДО), иначе трудно будет в дальнейшем воспитать читателя. Как говорил С.Я. Маршак: «Есть талант писателя, а есть талант читателя». Именно через «талант читателя» мы познаем наш огромный многослойный и многогранный мир!
Вернуть детям любовь к книге и чтению обязательно нужно! Для этого в своей работе я использую различные методы и приемы. Например:
Организация книжных уголков, «книжных больниц»;
Создание мини-музеев детской книги;
Организация экскурсий в библиотеку;
Проведение литературных праздников, викторин, конкурсов чтецов и т. д.
Одним из интереснейших способов привлечения дошкольников к художественной литературе, является метод «СТОРИСЕК» или «Как потрогать сказку».
Что же такое «сторисек»?
«Сторисек» в переводе с английского языка означает «мешок историй» Изобретатель «сторисека» — Нейл Гриффитс – доктор филологических наук, английский писатель, автор книг по обучению детей дошкольного возраста.
Классическое наполнение «Мешка историй»
- Художественная книга
- Игрушки (мягкие, от «киндер-сюрпризов», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и пр.), являющиеся прообразами героев выбранного произведения
- Научно-популярная книга, близкая к художественному произведению (например, к книге «Маугли» — энциклопедия животных)
- Аудиокнига (СД-диск)
- DVD диск
- Дидактические игры
Работая с этим методом, я поняла, что содержимое мешка зависит от произведения, с которым мы хотим познакомить детей, от их возрастных особенностей и, конечно, от фантазии и творческих способностей детей и педагогов. За время работы с этим методом классическое наполнение «сторисек» дополнялось:
- портретами авторов с информацией о них
- раскрасками с героями произведений
- трафаретами
- иллюстрациями разных художников к произведениям
Цель:
Развитие у детей дошкольного возраста любви к литературе, к чтению, книгам в игровой нетрадиционной, креативной форме.
Задачи:
- Знакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами;
- Обогащать лексику образными словами, выражениями, помогать формировать грамотную речь;
- Расширять кругозор;
- Формировать познавательную активность;
- Формировать разносторонние представления о предметах и явлениях окружающей действительности;
- Развивать интерес к художественной литературе, связную речь, интонационную выразительность;
- Воспитать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.
Работа по внедрению технологии (метода) «сторисек» проводится в несколько этапов.
Подготовительный этап
- Определяется произведение детской художественной литературы, с которым планируется познакомить детей.
- Изготовление мешка для комплекта материалов.
За время работы с этим методом стало понятно, что удачной формой является изготовление «Волшебного мешка» совместно с воспитанниками. Его можно украсить пуговицами, бисером можно вышивать имена воспитанников приклеить к мешку бумажные элементы, использовать роспись по ткани и др. В этом случае впоследствии
дети будут с повышенной мотивацией участвовать в мероприятиях, связанных с продуктом их деятельности.
3. Подготовка компонентов для наполнения мешка.
Основной этап.
Это непосредственная работа с мешком историй.
- Работа с художественной книгой предполагает громкие чтения в группе детей;
- Беседа по содержанию книги, рассматривание и обсуждение иллюстраций;
- Разыгрывание при помощи игрушек эпизода/эпизодов художественного произведения;
- Проведение игр по теме выбранного произведения;
- Работа с научно-популярной книгой (поиск ответов на вопросы, возникшие в ходе чтения и обсуждения художественного произведения);
- Коллективное прослушивание аудиокниги с разукрашиванием раскрасок. (Аудиокассета позволяет детям прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, а также навыки пересказа и рассказывания)
Завершающий этап:
- Участие воспитанников в мастерской «В мире историй», изготовление творческих продуктов на основе художественного произведения.
За время работы с этим методом мы изготавливали закладки, рисовали обложки, создавали новые иллюстраций к книгам, представляя себя художниками – оформителями, делали маски и персонажей для настольного, теневого, пальчикового и т. д. театра по прочитанным произведениям. Кроме этого ребятам предлагалось придумать другой конец той или иной истории, оформить ее в виде книжки самоделки.
Совместная образовательная деятельность с мешком историй может продолжаться в течение нескольких дней. Его можно пополнять и дальше, в зависимости от поставленных целей. Мешок историй мы передаем в любую семью или группу ДОУ для чтения и изучения произведения.
Знакомя детей с произведением по методу «сторисек» мы затрагиваем все образовательные области согласно ФГОС ДО.
Работа с родителями. Родители воспитанников привлекаются к участию в изготовлении и наполнении мешка истории, созданию коллажей по прочитанному произведению.
Совместно с родителями воспитанники оформляют свои «домашние» мешки историй, приносят их в детский сад и с удовольствием знакомят друзей с любимыми произведениями и героями.
В помощь родителям изготавливаются буклеты-шпаргалки, например, «Воспитание культуры чтения у дошкольника», «Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению», «Как научить ребенка любить книгу», «Читайте детям сказки», которые помогают родителям осознать всю важность процесса по приобщению детей к книжной культуре.
|