(старший дошкольный возраст)
Цель: формирование здорового образа жизни у старших дошкольников.
Программные задачи:
- Дать представления детям о работе желудка.
- Закрепить знания детей о пищеварительном тракте, его основных отделах, показать важность работы выполняемой каждым его отделом.
- Учить ребят понимать свой организм. Его потребность, правильно определять необходимость продуктов питания от их полезности (вредности) для организма.
- Побуждать у детей желание беречь и укреплять свое здоровье.
Материал: фишки модели человека, предметные картинки с изображением продуктов, накидки с органами, стаканчики, блюдца с салфеткой, ложки, соль, сахар, хлеб.
Словарная работа: пищеварение, железы, желудочный сок, перетирает, впитывает, мнет.
Ожидаемый результат: повышение уровня знаний дошкольников о здоровом образе жизни.
Ход занятия
Воспитатель: «Ребята, внимательно посмотрите и ответьте, что изображено на картинках, которые находятся вокруг нас?» (апельсин, яблоко, каша, шоколад, хлеб и т. д.).
Воспитатель: «Как это можно назвать, одним словом?» (продукты).
Воспитатель: «Я предлагаю поиграть в игру «Хорошо — плохо». С помощью фишек вы должны выделить, сколько у продукта хороших качеств и сколько плохих качеств. Например, апельсин — это хорошо. И вы должны ответить: «Апельсин это хорошо — он сладкий, вкусно пахнет, полезный. Апельсин это плохо — после его съедания щиплет губы, его трудновато чистить и т. д.».
(В результате приходим к выводу, что полезных качества у апельсина больше. Так и с остальными продуктами).
Воспитатель: «Давайте, ребята подумаем, так как же нужно питаться, чтобы быть здоровыми? (Правильно. Есть нужно только полезные и безвредные продукты).
Воспитатель: «Желаете ли знать, что происходит с продуктами, когда мы их съедаем? (Да).
Воспитатель: «С ними происходят чудесные превращения. Давайте все вместе подумаем, как можно узнать об этих превращениях? Да, с помощью волшебной палочки превратиться в волшебных следопытов и отправиться открывать тайну исчезнувшей пищи. 1. 2. 3 нас палочка в волшебных следопытов преврати. Подойдите к столу, встаньте удобно. Что вы видите?» (куклы, человек, модели)
Воспитатель: «Верно, перед нами модель человека. Давайте постараемся определить, куда попадает пища, когда мы кушаем? Возьмем обычное яблоко и проследим, что с ним произойдет. И так, куда же вначале попадает пища?» (В рот).
Воспитатель: «Значит, проникнув в рот, мы и найдем дорогу, по которой ушла пища. Рассматривая рот, что мы еще там видим? (Язык).
Воспитатель: «Что еще?» (Зубы).
Воспитатель: «Какую функцию выполняют зубы?» (Зубы тщательно пережевывают пищу).
Воспитатель: «Ребята, замечали ли вы, что во рту всегда мокро? Как вы думаете почему? (Во рту находится слюна. Она выделяется и смачивает пищу, а язык помогает протолкнуть ее во внутрь).
Воспитатель: «Куда же улетела пища, ведь во рту ее больше нет?» (пища попала в горло, а затем по пищеводу попала в желудок).
Воспитатель: «Кто может рассказать, что происходит с пищей в желудке? (Если дети затрудняются сама подсказываю ответ). Тогда послушайте меня, это очень интересно! В желудке выделяется желудочный сок, он пропитывает пищу, растворяет ее. Она превращается в кашицу, как будто варится. Подумайте, ребята, как называется этот процесс? (Пищеварение).
Воспитатель: «Я вам предлагаю посмотреть как работает желудок. Для этого вам понадобятся стакан, ложка, блюдце с салфеткой. Представьте, что стакан это ваш желудок, а вода — желудочный сок. Положите в стакан ложку сахара, ложку соли, печенье. А теперь скажите, что начинает делать желудок?» (Он начинает выделять желудочный сок, перетирает и мнет пищу. Идет процесс пищеварения.)
Воспитатель: «Стенки желудка покрыты миллионами желез, которые похожи на эту салфетку. Возьмите салфетку и ложечкой налейте на салфетку жидкость, полученную в стакане. Что произошло?» (Жидкость впиталась в салфетку).
Воспитатель: «Вот так же необходимые полезные вещества продуктов впитываются и поступают по крови к нашим органам».
Воспитатель: «Ну что, ребята, смогли мы до конца раскрыть тайну исчезнувшей пищи? (Нет). Почему? (Это очень длительный процесс). Послушайте, что происходит дальше. Из желудка пища попадает в толстую кишку, где выделяется кишечный сок, который более тщательно измельчает пищу. Далее оставшаяся пища попадает в толстую кишку. Там задерживается вода и твердые частички. Железы всасывают воду, а твердые частицы выходят из организма».
Воспитатель: «Ребята, так что же важно для здоровья?» (Правильно питаться). «Что еще нужно делать для того, чтобы быть здоровым?» (Закаляться, плавать, заниматься физкультурой на свежем воздухе: бегать на лыжах, на коньках).
Воспитатель: «Я вам предлагаю поиграть в игру: «Найди и докажи». (Дети рассматривают картинки с изображением, катающихся детей на лыжах, коньках, плавающих в бассейне, на речке и т. д.). Ваша задача — выбрать картинку, которую вы считаете нужной, рассказать что на ней изображено и доказать в чем заключается польза для здоровья)». (Дети выбирают, доказывают).
Воспитатель: «Да, ребята, вы меня убедили, что правильно питаться и заниматься спортом это очень важно и полезно для нашего организма. А сможете ли вы ответить, что делает наш организм слабым?» (Возникающие болезни).
Воспитатель: «Какие вы предпримите действия, если у вас возникнут неприятные ощущения, боль?» (Скажем маме, папе, воспитателю и т. д. А взрослые должны обратиться к врачу.).
Воспитатель: «Конечно, ведь врач это человек, который знает об организме все, все.
Итог:
- «Что интересного, ребята, вы сегодня узнали?»
- «Какие слова были для вас новыми? Что они обозначают?»
- «Что вы будете делать для того, чтобы вы были здоровыми?»
Используемая литература
- Зимонина В.Н., Воспитание ребенка-дошкольника: программа — методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений — М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2004. — 304 с.
- Новикова И.М., Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 96 с.
- Страунинг А.М., «Росток»: Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. — Обнинск, 1996. — 198 с.
|