- Акафьева Лидия Педагог – психолог ДО «Семицветик» ГБОУ
- Климова Ольга Педагог ДО «Семицветик» ГБОУ
- Мошкова Елена Педагог ДО «Семицветик» ГБОУ
«Школа №402 имени Алии Молдагуловой»
Почему в нашем Детском саду возникла идея использования развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес»?
В нашем Дошкольном отделении работают талантливые педагоги, которые, как и наши воспитанники, всегда открыты для познания нового, интересного и необычного.
Все мы знаем, что в период дошкольного детства ребенок проживает наиболее значимый период в становлении человека. Через игру он познает разнообразие окружающего мира, делает для себя удивительные открытия, учится взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, природой, овладевает различными видами деятельности, воплощая в них собственные впечатления.
У нас возник вопрос как помочь ребенку в этом познании и сделать этот процесс интересным, привлекательным и долгоиграющим?
Именно поиск решения ответов на такие вопросы привел нас к использованию в своей работе уникальной предметно – пространственной среды под необычным названием – «Фиолетовый лес». Мы хотели бы, чтобы развивающая среда была максимально комфортна, разнообразна для использования в работе с детьми, чтобы она доставляла детям огромное удовольствие.
В Дошкольном отделении «Семицветик» игровые развивающие занятия с использованием среды «Фиолетовый лес» проходят в группах разных возрастов, начиная с группы кратковременного пребывания и заканчивая старшим подготовительным возрастом. Также проходят интересные встречи — семинары с педагогами и родителями нашего сада. Наши воспитанники, вовлеченные в такую игровую деятельность прибывают в полном восторге, а принципы, заложенные в основу этих развивающих игр — интерес — познание — творчество — становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.
В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка.
Нам, взрослым, остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Фиолетовый Лес – это методическая, развивающая среда в виде сказок. Сказки Фиолетового Леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов. Каждая игра занимает определенную область в Фиолетовом Лесу и имеет своего персонажа.
Представленная развивающая предметно – пространственная среда «Фиолетовый лес» полностью соответствует и выполняет требования к среде ФГОС ДО:
Во-первых, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), двигательной активности детей, а также дает возможность уединения и проектирования собственного пространства.
Во-вторых, данная предметно – пространственная среда обеспечивает реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе ДО.
В-третьих, развивающая среда «Фиолетовый лес» содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
Насыщенность предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» соответствует возрастным особенностям детей от 6 до 7 лет, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность детей, в том числе двигательную (развитие мелкой и крупной моторики), дает возможность для самовыражения детей, их эмоционального благополучия.
Инклюзивные тенденции в российском образовании ставят перед педагогами и администрацией образовательных организаций сложную задачу: организовать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы она способствовала развитию детей как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья. «Фиолетовый лес» является той средой, которая удовлетворяет данной задаче.
С помощью сказочного пространства, необычных персонажей и методических сказок ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений. Ребенок может путешествовать, перемещаться в этой среде, участвовать в создании сказочного пространства, тем самым поддерживая свой познавательный интерес, выполняя увлекательные задания жителей Фиолетового леса, эмоционально откликаясь на происходящее.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что мы и дальше планируем использовать данное сказочное пространство и его необычных персонажей, методические сказки, чтобы поддерживать познавательный интерес наших воспитанников, которые будут с удовольствием проживать и выполнять увлекательные задания жителей Фиолетового леса, эмоционально откликаясь на происходящее.
|