Подготовительная группа
Цель: расширять кругозор детей, способствовать пробуждению интереса к народным промыслам родного края; способствовать установлению связи между различными видами народного искусства: народными промыслами, музыкой, устным народным творчеством.
Задачи: формировать чувство сопричастности культурного наследия своего края, воспитывать уважение к труду народных мастеров – умельцев, патриотическую гордость за богатую народными талантами Калужскую область.
Предварительная работа: экскурсия в музей народно – прикладного искусства, проведение праздника «Проводы осени», разучивание хороводов, сочинение авторских стихов.
Скачать конспект
Ход НОД:
Под народную мелодию дети входят в зал оформленный под русскую избу.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня снова заглянули в русскую избу. Мне кажется, здесь кто то до нас похозяйничал (дети находят в избе Кузьму – чучело, изготовленное из соломы, в русской народной одежде). Да это же наш знакомый Кузьма! Вспомните, какой народный праздник мы недавно отмечали?
Дети: Праздник «Кузьмы и Демьяна»
Воспитатель: Как по другому называется этот праздник?
Дети: Проводы осени
Воспитатель: Этот праздник неспроста отмечают поздней осенью. Именно в конце осени люди завершают работы в полях и принимаются за рукоделие. Как вы думаете, что значит «Заниматься рукоделием»?
Дети: Вышивать, вязать, шить одежду, мастерить предметы быта, игрушки.
Воспитатель: А Кузьма и Демьян всегда помогают умельцам. Поэтому у мастеров и работа ладится. Сегодня мы Кузьму встретим так, как встречают на земле калужской дорогих гостей – «Величальной пестней».
Дети исполняют хороводную песню «А мы Кузю славим» (музыка и слова народные)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, Кузьма не с пустыми руками пришел, он принёс волшебный сундучок.
Воспитатель достаёт из сундучка кроссворд (смотри приложение 1), нарисованные на листе в форме глиняной игрушки.
Воспитатель: Ребята, помогут вам разгадать кроссворд подсказки, которые лежат в сундучке (по мере отгадывания кроссворда воспитатель на отдельном столе выкладывает изделия калужских мастеров: шкатулку, хлудневскую игрушку, образцы кружев).
После разгадывания кроссворда воспитатель предлагает детям прочесть ключевое слово «Труд».
Воспитатель: Как вы думаете, почему Кузьма спрятал именно это слово в своём кроссворде?
Дети: Он любил трудовой народ, он помогал людям в делах
Воспитатель: Вы правильно догадались, не любили братья Кузьма и Демьян безделье, а уважали людей рукоделия. Народ на калужской земле издавна любит трудиться и эти изделия из сундучка Кузьмы сделаны руками калужских мастеров.
Дети под спокойную музыку рассматривают мини – выставку.
Воспитатель: Ребята, мне Кузьма сказал, что в сундучке есть что то интересное для нас.
Из сундучка воспитатель достаёт книжку – самоделку «Промыслы земли калужской», изготовленную из фотографий, на которых дети видят работы мастеров: роспись шкатулок, кружевоплетение, изготовление глиняных игрушек. Воспитатель показывает детям фотографию, демонстрирует шкатулку и рассказывает: на калужской земле изготавливают шкатулки не очень давно, мастерили их из папье – маше, шкатулки обрабатывают для прочности и наносят рисунки: сказочные персонажи, портреты, узоры.
Воспитатель: Ребята, хотите превратиться в чудо – мастеров, которые расписывают шкатулки?
Воспитатель предлагает оживить картинку. Дидактическая игра «Оживи картинку». Дети выполняют действия согласно словам стихотворения.
Краски яркие возьмём,
И рисунок нанесём
Появился теремок
И из сказки колобок
Вот какой у нас ларец
Ай, да мастер молодец!
Воспитатель демонстрирует следующую картинку и рассказывает о кружевоплетении: издавна любили на калужской земле вышивать кружева, плели крестьяне из льна кружева, сплетали узоры, цветочные рисунки. Работа требовала от мастериц усидчивости, ловкости и внимания. Она занимала много времени, поэтому работали мастерицы всю долгую зиму.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите превратиться в чудо – мастериц?
Дидактическая игра «Оживи картинку». Дети выполняют действия согласно словам стихотворения.
Вот так чудо – мастера,
Наплели нам кружева
Полюбуйся, посмотри,
Как цветы в узор вплели
В руки нитки мы возьмём
И такие же сплетём.
Воспитатель: Дети, а вы любите лепить? Из чего вы лепили?
Дети: Из снега, песка, пластилина, глины
Воспитатель: Из глины получаются самые прочные изделия. Как вы думаете, что можно мастерить из глины?
Дети: Миски, горшки, игрушки
Воспитатель: Игрушки нельзя использовать в хозяйстве, так зачем же они были нужны?
Дети: Их лепили для детей, они всегда веселили и радовали, поднимали настроение.
Воспитатель показывает детям фотографию, демонстрирует игрушки и начинает рассказ о хлудневских мастерах.
Воспитатель: Хлудневская игрушка родилась в Калужской области в селе Хлуднево (рассказ сопровождается показом слайдов). Долгими зимними вечерами собирались вместе мастерицы. За песнями, разговорами, лепили они свистульки, фигурки животных и людей. Использовали в работе особую глину – синюю. Замешивали, долго долго мяли, когда она становилась мягкой, ласковые и тёплые руки мастерицы лепили игрушки. Готовые фигурки сушили на солнышке и обжигали, что бы были прочными. Во время обжига происходило волшебное превращение, фигурка из тёмной превращалась в бело — розовую. И теперь можно было её расписывать. Хлудневские мастера использовали 4 цвета, посмотрите и сами их назовите.
Дети: Красный, желтый, синий, зелёный.
Воспитатель: У каждого цвета своё значение: красный – цвет земли, желтый – цвет солнца, синий – цвет воздуха, зелёный – цвет новой жизни. Расписывалась не вся игрушка, а её детали: ушки, хохолки, крылья, хвостики. Ребята, посмотрите, а вам нравятся такие игрушки? Чем?
Дети: Игрушки весёлые, яркие, добрые, с ними можно поиграть, их приятно взять в руки.
Воспитатель: Хотите превратиться в таких же умельцев?
Дети выполняют действия согласно словам стихотворения.
Ловко глину замесили
И игрушки налепили
Их раскрасим, а потом
С ними спляшем и споём.
Воспитатель достаёт из сундучка трафареты хлудневских игрушек: фигурки животных и людей. Предлагает попробовать их расписать на манер хлудневских мастеров (если есть возможность можно предложить детям не расписанные глиняные игрушки).
Воспитатель: Как же можно «оживить» эти игрушки?
Дети: Раскрасить, нанести узор
Под спокойную музыку дети приступают к работе. С помощью воспитателя наносят элементы хлудневской росписи. По окончании работы воспитатель предлагает организовать выставку.
Воспитатель: Вы очень старались, игрушки получились весёлыми, нарядными, они очень понравились Кузьме. Спасибо Кузьма, что помог нам узнать много нового и интересного о народных промыслах нашего края. Мастеровые люди всегда были на земле калужской, трудятся они и сейчас. Изделия изготовленные их руками доставляют людям радость. Кузьма благодарит вас и обещает подарить эти игрушки всем мастерам и мастерицам, тоесть вам ребята. Песней мы Кузьму встретили, а хороводом проводим.
Дети водят хоровод «Ты прощай наш Кузюшка». (музыка и слова народные).
Воспитатель: Ребята, а что вам сегодня больше всего понравилось на занятии? С какими промыслами вы познакомились?
Воспитатель обобщает ответы детей. Мы сегодня узнали много нового о народных промыслах калужской области. Думаю, что из вас вырастут хорошие мастера и где бы вы не трудились, когда станете взрослыми, всегда вкладывайте в свой труд душу, старания и умения.
|