Николаева Ирина Анатольевна, воспитатель, МБОУ школа №57 г. Самара
Цель: Выявление элементарных математических знаний, представлений, умений, полученных детьми в течении учебного года.
Задачи:
Обучающие задачи:
- Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
- Закрепить ориентировку в пространстве (слева,справа, впереди, сзади, между.)
- Учить понимать отношения между числами в числовом ряду.
- Развивать у детей конструктивные способности, логическое мышление, мелкую моторику рук.
- Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине)
Развивающие задачи:
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Методические приёмы:
- Игровой (использование сюрпризных моментов).
- Наглядный (использование иллюстрации).
- Словесный ( (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
- Поощрение, анализ занятия.
Демонстрационный материал:
«письмо», замок с геометрическими фигурами, волшебный цветок с заданиями.
Раздаточный материал:
набор цифр на каждого ребёнка, числовые домики на каждого ребёнка, игра «Танграмм» -набор на пару (6 наборов и 6 схем), рыбка с примером на каждого ребёнка, разноцветные круги больших размеров.
1. Вводная часть. Организационный момент.
Дети проходят в группу.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Ход Занятия:
Воспитатель:
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо. раз, два, три,
А теперь пойдём налево раз, два, три.
В центре круга соберёмся раз, два, три.
И на место все вернёмся, раз, два. три.
Улыбнёмся, подмигнём.
И общаться мы начнём!
Ребята, я очень рада видеть вас.
2. Основная часть.
Воспитатель:
Ребята сегодня утром к на в детский сад пришло письмо, которое адресовано детям нашей группы. Давайте откроем его, и посмотрим, что внутри.. Ой, тут послание, интересно от кого? Мы его прочитаем и нам всё станет ясно.
«Письмо»
«Здравствуйте, друзья! Пишет Вам Королева страны Математики. Я за вами долго наблюдала, как вы интересно играли на занятиях по математике. В моей стране произошла путаница, и я хочу вас пригласить к себе, чтобы вы помогли мне навести порядок».
Воспитатель:
Ребята, мы поможем жителям страны математики?
Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну. На чём мы можем отправиться в путешествие? (ответы детей)
-Я предлагаю отправиться путешествовать в страну математики на ковре -самолёте.
-Садитесь на корточки и закрывайте глаза. Раз, два, три-в математической стране очутись!
Мы попали с вами в страну математики!
Воспитатель:
-Ой, ребята, замок на воротах королевства закрыт. Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет- догадаться какая из фигур лишняя.
-Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее?
(сравнение по форме, цвету, величине)
-Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? -Предполагаемые ответы детей (круг – не имеет углов).
-Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.
Воспитатель:
Мы очутились с вами на поляне. Ребята посмотрите, какой необычный цветок на ней растёт?
-А на лепестках задания, наверное мы с вами их должны выполнить.
-А почему он необычный, и что с ним произойдёт мы с вами узнаем выполнив все задания.
Воспитатель: Ну что приступаем?
И мы берём
1 лепесток (разминка)
Воспитатель:
Здесь на предлагают ответить на вопросы.
Вопросы:
-Аня, кто находится справа от тебя?
Артём, кто находится слева от тебя?
Семён, встань впереди меня.
Катя, встань между Вероникой и Катей
Сева, встань справа от Саши.
Сколько дней в неделе?
Сколько углов у треугольника?
Сколько хвостов у пяти коров?
Сколько лап у двух гусей?
Как называется фигура с четырьмя углами?
Если стол выше стула, то стул (ниже)?.
Сколько дней в неделе?
Назовите выходные дни? Сколько месяцев в году?
Какой следует день за понедельником?
Молодцы! Справились с вопросами. Посмотрите что стало с нашим лепестком? Каким он цветом?
Ответы детей.
Воспитатель: Ну а мы берём
2 лепесток (Перепутанные цифры)
Воспитатель:
Ребята посмотрите у вас на столе проказник ветер разбросал все цифры и теперь они поссорились.
Нужно все цифры расставить по порядку от1-10слева направо.
Проходите на свои места.
- Дети на местах работают со счётным материалом.
Воспитатель: А теперь давайте проверим все справились с заданием.
По одному каждый должен ответить с места.
-Матвей, посчитай числа от меньшего к большему.
-Наташа, посчитай от большего к меньшему.
А сейчас мы с вами сыграем в игру «Молчанка»
-Я вам буду говорить задание, а вы мне показываете молча цифру.
- покажите мне соседей числа 5,7, 8, 3.
-покажите мне число, которое больше 3 на 1
-покажите мне число. которое больше 5 на1
-покажите мне число, которое меньше 7 на1
-Я задумала число, оно меньше 9 на одну единицу.
Какое число нужно прибавить к 4 чтобы получилось 6.
Молодцы вы отлично справились с заданием.
Посмотрите Каким цветом стал наш лепесток?
Дети отвечают.
Воспитатель: а мы с вами двигаемся дальше и берём
3 лепесток Логическая игра «Таграмм»
- Здесь лепесток предлагает пройти нам по волшебным тропинкам. По этим тропинкам могут пройти только дружные ребята, которые умеют работать в паре. Тропинки из геометрических фигур.
Вот мы с вами и попали в волшебный лес.
Все звери в лесу заколдованы. Чтобы зверей расколдовать, надо собрать из геометрических фигур фигуру животного по схеме. Работать надо в парах. Дети берут схемы и проходят за столы.
Выполняют задание.
Воспитатель:
-Ребята какие животные у вас получились?
-Семён и Катя из каких фигур ваши животные? сколько здесь треугольников?
-Ульяна и Саша сколько квадратов в вашем животном?
Посмотрите какие красивые и яркие получились звери.
Молодцы справились с заданием.!
И наш лепесток стал ярким. Каким он цветом?
Воспитатель: Берём следующий лепесток. А здесь мы с вами немного отдохнём.
4 лепесток «Физминутка»
Быстро встаньте, улыбнитесь
Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь
Пола ручками коснитесь
Сели-встали, сели-встали
И на месте поскакали.
Вот какие молодцы!
Какого цвета стал наш лепесток?
Ну а следующий лепесток предлагает нам следующее задание.
5 лепесток
Дидактическая игра «Накорми рыбку»
Воспитатель:
Проходите к волшебному озеру. В нём плавают непростые рыбки.
-Чем они необычные?
Ответы детей: на них примеры.
Воспитатель:
Нам нужно накормить рыбок, а для этого нам нужно решить примеры
Вот вам корм, накормите рыбок.
На двух столах разложить рыбки (на них примеры). Корм для рыбок (ответы)
Примеры на сложение и вычитание в пределах 10. На каждого ребёнка по 1 рыбке с примером. Ребёнок получает корм (ответ) в руки. И ищет свою рыбку.
Дети выполняют задание.
Молодцы ребята! И с этим заданием мы с вами справились
Каким цветом стал наш лепесток?
Воспитатель:
Ну а мы с вами берем следующий лепесток. И отправляемся дальше. Проходите на свои места.
6 лепесток «Засели жильцов»
Воспитатель:
-У вас на столах домики с окошками. На каждом этаже только одна цифра. Вам нужно заселить в числовые домики жильцов. Цифра на крыше обозначает количество жильцов на каждом этаже. Нам нужно заселить жильцов так, чтобы два числа вместе составили эту цифру.
Дети должны подобрать и поставить цифру на второе окошко.
Начинайте с самого верхнего этажа.
Молодцы справились с заданием!
Какого цвета стал наш лепесток?
Дети отвечают.
Воспитатель:
Вы выполнили все задания, навели порядок в стране математики. Королева вам благодарна за помощь.
Ребята а вам понравилось наше путешествие?
Что понравилось больше всего?
С чем вы легко справились?
Что показалось трудным?
Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад!
Закрывайте глаза и начинаем отсчёт от 5 до 0. (дети считают хором)
Воспитатель: Вот мы и в детском саду!
|