Конспект занятия по логико – математическому развитию детей в старшей группе «Заколдованная страна»
Задачи:
- Формировать у детей представление о цифрах, математических знаков (больше, меньше, равно).
- Закрепить умение, считать прямым и обратным счетом в пределах десяти, знания о геометрических фигурах, соседи числа, состав числа из двух меньших.
- Развивать логическое мышление, умение видеть различные геометрические фигуры в изображении предметов, умение видеть цифры в предметах, ориентироваться на листе бумаги, выполняя графический диктант, решать логические задачи.
Материал:
- Карточки с изображением животных и их детенышей.
- Предметы похожие на цифры и геометрические фигуры.
- Логические задачи.
- Домики по составу числа и нахождения соседей числа.
- Карточки с предметами на определение знаков;
- Ключи.
Ход занятия.
Дети здороваются с гостями
«Станем рядышком по кругу
Скажем здравствуйте друг другу
Нам здороваться не лень
Всем привет и добрый день
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется
Доброе утро!»
Начинается, дети, наше занятие. Станем в круг и поедем на математической машинке. Счет прямой и обратный до 10. Слышится стук в дверь, вручают телеграмму.
Восп. Ребята, нам пришла телеграмма, интересно от кого. Телеграмма, ребята, от Королевы знаний. Что же она пишет? Читает:
Приветствую Вас, детвора
В страну мою пришла беда
Напал на нас Волшебник зла
В темницу заточил меня
За шестью замками
За шестью дверями
Что бы двери те открыть
Волшебника нам нужно победить
Мою страну и меня освободить.
Восп. Ребята, поможем Королеве знаний?
Ответ детей: Да.
Восп. Тогда нам нужно попасть в волшебную страну Знаний и выполнить все задания, которые будут встречаться на нашем пути.
Воспитатель дотрагивается Волшебной палочкой до детей и произносит слова:
«Тирли, вырли, ануказ
Страна знаний встретит нас».
Восп. Вот мы с Вами и оказались в стране знаний. Ну как же нам найти Королеву?
Воспитатель обращает внимание на мольберт, на котором изображен камень со стрелками, на них надпись, читает:
На лево если ты пойдешь
Дракону в лапы попадешь,
Прямо если ты пойдешь
Ничего не найдешь
На право пойдешь
По стране знаний пройдешь.
Дети выбирают путь (На право). Тогда в путь. Дети поворачивают на право.
Восп. Вот ребята и первый город этой Волшебной страны. Он называется «Город вопросов и ответов».
И первое наше задание: игра «Вопрос-ответ».
Дети становятся в круг, воспитатель в центре круга вертит стрелку и говорит
«Стрелку я свою кручу
Знать ответ скорей хочу
Отвечает мне лишь тот
Кого стрелка изберет»
Вопросы:
- Сколько дней в неделе;
- Назови геометрические фигуры;
- Сколько времен года;
- Сколько месяцев в году;
- По сколько месяцев в каждом времени года;
- Сколько пальцев на одной руке;
- Сколько углов у квадрата.
- Сколько лап у двух котят.
- Сколько ушей у двух мышей.
Молодцы, с этим заданием справились.
Следующее задание называется «Взрослые и малыши».
Я буду показывать картинки с изображением животных взрослых и малышей. когда я буду показывать взрослого животного, вы называете его и поднимаете руки вверх, а когда я показываю малыша, вы называете его, присаживаетесь и обхватываете колени руками.
Проговариваем слова:
Если взрослый потянись
А детеныш опустись
Думай быстро кто такой
Где малыш а где большой
Лошадь – жеребенок, собака – щенок, корова – теленок, коза – козленок, кошка – котенок.
Ребята, справились мы и с этим заданием, и за это мы получаем два ключаот темницы, которую мы должны открыть.
Идем мы с вами дальше. На нашем пути следующий город «Город цифр и загадочных знаков».
Только в этом городе я никого не вижу. Но я поняла, что жители этого города любят играть в прятки. Давайте их поищим.
Первое задание: «найди цифру».
Я буду показывать предмет, а вы будете говорить, какая цифра здесь спряталась:
Часы – 0
Замок – 6
Змея – 3
Гусь – 2
Матрешка – 8
Топор – коса- 7
Задание выполнили, умнички. А следующее задание этого города мы должны выполнить за столами. Садимся за столы.
Второе задание: «состав числа».
У вас на столах лежат домики с числами. Вы должны заполнить пустые клеточки, из каких двух чисел состоит данное число. Дети выполняют задание. Молодцы.
А следующее задание, ребята, такое. Возьмите карточки с предметами, посчитайте их слева и справа и правильно расставьте знаки,
Дети выполняют задание. Молодцы, получаем еще один ключ.
Физразминка
Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок
Хомка раненько встает
Щечки моет, лапки трет
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку
1 2 3 4 5 хомка хочет сильным стать
Следующий город, ребята, «Город геометрических фигур». И для нас такие задания. Скажите, какие вы знаете геометрические фигуры?
Ответ детей.
Восп. Чем отличается квадрат от прямоугольника, треугольник от квадрата, треугольник от круга.
Ответ детей.
А сейчас я буду называть предметы, а вы будете изображать их геометрическими фигурами на полоске бумаги.
Тарелка; дверь; сидушка у стульчика; крыша дома; огурец.
Какие фигуры у вас получились? Назовите их. А сейчас я предлагаю расселить все фигуры в один дом и они будут соседями и не потеряют друг друга.
Прямоугольник будет жить в центре листа
Круг – над прямоугольником
Овал – под прямоугольником
Справа квадрат
Слева от прямоугольника – треугольник
И что бы дом стал уютным и светлым, мы его украсим:
В лев. верх. углу – солнышко
В правом верхнем углу – облачко
В левом нижнем углу – бабочка
В правом нижнем углу – цветочек.
И как мы можем назвать этот дом? «Дом дружбы».
Ребята, и с этим заданием мы тоже справились. Получаем еще один ключ.
Давайте немножко разомнемся.
Физразминка «Дни недели».
На нашем пути, ребята, опять город. Это город «Вопросов и логических задач».
Первое задание этого города:
Назовите число, которое
Больше 4 но меньше 6 (5)
Меньше 8 но больше 6 (7)
Больше 7 но меньше 9 (8)
Меньше 10 но больше 8 (9).
Это задание мы выполнили.
Второе наше задание: Логические задачи.
Слушайте внимательно
- Кто громче кукарекает – корова или кот.
- На клумбе в январе расцвели 5 роз и 2 тюльпана. Сколько цветов расцвело на клумбе.
- 5 щенят в футбол играли
Одного домой позвали
Он в окно глядит, считает
Сколько их теперь играет
- Что произойдет с белым платком, если его опустить в Черное море.
- На березе выросло 5 яблок, а на елке 2 груши. Сколько всего овощей выросло на деревьях.
Молодцы, ребята, и задачки мы решили. Получаем еще один ключ.
Физразминка
У тебя есть 2 руки, есть и 10 пальчиков
Очень дружных и веселых быстрых чудо – мальчиков
Будут наши пальчики трудиться
Не пристало нашим мальчикам лениться.
Считаем, ребята, сколько ключей у нас. Всего 5, а нам нужен еще 1. И мы должны выполнить графический диктант. Возьмите карандаши в руки, листочки. У вас у каждого на листике нарисована точка. От этой точки мы с вами начинаем выполнять наше задание. Поставьте карандаш на эту точку и не отрывая руки выполняем задание. Слушайте внимательно.
Одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, 6 клеточек вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна – вправо, одна – вниз, одна – вправо, одна – вниз, 10 клеточек влево, одна – вниз, одна — влево, одна — вниз, одна влево, одна – вверх, одна – влево, три – вверх.
Вот и получился у нас еще один ключик, и мы теперь можем открыть темницу, где заточили Королеву Знаний. Подходим к темнице, считаем ключи и открываем замки. Из темницы выходит Королева Знаний.
Кор. зн. Здравствуйте ребята! Спасибо вам, что пришли мне на помощь. Вы уверенно и правильно выполняли все задания, помогли освободить мою страну от злого волшебника, поэтому, как самым смелым, умным, сообразительным и быстрым, я вручаю вам медали «Лучшему знатоку».
Королева вручает медали.
Восп. Спасибо вам большое за вознаграждения. Были рады вам помочь. А нам пора возвращаться.
Кор. зн. Буду очень рада видеть вас снова у себя в гостях. До свидания.
Королева уходит.
Звучит таинственная музыка.
Воспитатель берет волшебную палочку и говорит слова:
Тирли – вырли–ануказ
Детский садик встретит нас.
Восп. Ребята, где мы с вами были и что больше всего понравилось вам на занятии.
|