Качество дошкольного образования в группах компенсирующей направленности определяется тесным взаимодействием всех участников образовательного процесса и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК).
Результаты ПМПК помогают в составлении индивидуального маршрута развития ребенка и определяют систему работы педагога и узких специалистов.
Чтобы система оценки качества дошкольного образования стала инструментом повышения качества деятельности педагогов, необходимо подходить к её построению комплексно: оценивать не только выстроенные в дошкольном учреждении условий, но и сам педагогический процесс и его результаты.
Комплексно — это когда образовательный процесс проходит с участием специалистов различного профиля: учителей — дефектологов, педагогов-психологов, психиатров, психоневрологов, учителей-логопедов, педагогов, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.
Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных (коррекционных) группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда, тем самым создаем ситуацию успеха для развития ребенка.
Показатели результативности и эффективности коррекционной работы являются:
- динамика индивидуальных достижений детей основных адаптированных образовательных программ
- создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с особыми образовательными потребностями (формы организации детской деятельности, оптимизирующие коррекционную работу, наличие соответствующих материально-технических условий)
- сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики на разных возрастных периодах
- данные городской психолого-медико-педагогической комиссии о результативности коррекционно-развивающей работы.
Выбор критериев эффективности профессиональной деятельности педагога очень важен. С их помощью можно проанализировать ход и результаты психологической и коррекционной работы:
- Анализ развития ребенка по данным диагностики. По сути, речь идет о защите собственного диагностического проекта: что включается в диагностический блок, какие решения принимаются по результатам диагностики, к каким сдвигам в развитии детей педагоги приводят. Именно в этом случае можно говорить о том, как воспитатели отслеживают и обеспечивают динамику индивидуального роста детей. Результаты диагностики фиксируются в «картах развития ребенка», однако акцент делается не на самом наличии этих карт, а на их способности отражать индивидуальное продвижение.
- Проведение «модельного события» — создание ситуации, в ходе которой могут быть отслежены основные направления реализации образовательной программы. Модельное событие мы фиксируем на видеозапись, его содержание определяет сам педагог. Использование модельного события как инструмента для оценки качества позволит установить, насколько совпадают декларируемые и реализуемые цели основной адаптированной образовательной программы.
- Оценка эффективности адаптированной основной образовательной программы. Оценка качества реализации адаптированной основной образовательной программы основывается, прежде всего, на изучении психолого-педагогических условий и предметно-развивающей среды (предметно-пространственная среда отличается насыщенным сенсорным материалом, материалом на развития наглядных и словесных форм мышления, восприятия, материалом на развитие мелкой моторики от простого к сложному, материалами на формирование пространственно-временных отношений и т.п).
- Оценить деятельность и правильность ведения своей профессиональной деятельности помогает выявить педагог-психолог. Педагог-психолог с помощью наблюдения выясняет, у какого педагога воспитанники более успешней воспринимают материал, это говорит о том, что педагог умеет находить коррекционные методы, средства и формы работы с детьми, соответственно другой педагог либо не умеет, либо использует, но результата нет. Дальнейшую работу выстраивает старший воспитатель.
Координатором в группах компенсирующей направленности является
учитель-дефектолог. Проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития. Изучает медицинскую карту, что помогает ему понять характер недостаточности развития ребенка и его причины. Если ребенок переведен из другого детского сада, обязательно нужно ознакомиться с педагогической характеристикой.
При проведении обследования основная роль отводится дефектологу, затем к обследованию подключаются, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор физической культуры, музыкальный руководитель, воспитатель. После чего составляется индивидуальный маршрут развития ребенка.
Дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.
Деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.
Система коррекционной работы позволяет наблюдать положительную динамику в развитии воспитанников или отсутствие регресса при тотальном нарушении головного мозга.
|