Погодаева Ирина Викторовна. Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников

Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников

Аннотация

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с социализацией старших дошкольников. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса формирования знаний воспитанников о профессиях, трудовой деятельности взрослых для развития ранней профессиональной ориентации у дошкольников.

Материалы статьи могут быть полезны для студентов ВУЗов, при изучении вопросов развития ранней профессиональной ориентации у дошкольников, а также для педагогов при организации образовательного процесса и создании развивающей предметно пространственной среды в ДОУ для развития профориентации дошкольников.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, дошкольники, развитие, социализация, профессия.

 

Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в дошкольном учреждении является социализация детей дошкольного возраста. Сама социальная среда выдвигает требования к уровню развития воспитанника. Социализация детей осуществляется не только как знакомство с окружающим миром, получением навыков общения, но и как знакомство старших дошкольников с жизнью современного общества. В процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, требований, норм, принятых в обществе, формируются личностные качества. Задачей взрослых является постоянное расширение представлений ребёнка о социальном мире, оказание помощи в накоплении опыта и понимании своего места в мире людей. Наилучшим способом передачи знаний и социального опыта осуществляется через общение и совместную деятельность ребёнка и взрослого. Ребёнок учится проявлять своё отношение к окружающей действительности, к людям, окружающим его, проявлять свои способности. Знания о социальной действительности преподносятся и через расширение представлений дошкольников о трудовой деятельности людей. Подобные знания обеспечивают понимание ребёнком общественного уклада, понимания места человека в обществе, его вклада в решении общественных задач, понимания значения труда для каждого человека. Знакомство с профессиями происходит на протяжении всего дошкольного периода. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, приобщиться к миру взрослых.

Было установлено, что от уровня знаний о труде зависит интерес к трудовой деятельности, развитие познавательной деятельности, умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к трудовой деятельности). Успешное овладение детьми знаниями о труде взрослых возможно при хорошей организации педагогической работы. Ранняя профориентация детей носит информационный характер.

Выделяются следующие задачи профориентации дошкольников: ознакомление детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями, формирование интереса к труду и элементарным трудовым умением в некоторых областях трудовой деятельности.

Целью ранней профориентации дошкольников является формирование у воспитанников эмоционального отношения к профессиональному миру.

Главной задачей трудового воспитания является воспитание трудолюбия. Нет необходимости доказывать, какие преимущества перед другими имеет человек, умеющий хорошо трудиться, ответственно относиться к своим обязанностям. Трудолюбие – сложное многосоставное, комплексное качество, которое среди немногих способно «переноситься» в другие виды детской деятельности, в том числе и учебную.

Выпускник дошкольного учреждения, обладающий этим качеством, будет успешно учиться в школе, осознанно и ответственно воспринимать обязанности учителя. Ведь учеба такой же труд, как работа у взрослых. Трудолюбие – это совокупность желания и умения трудиться в рамках индивидуальной и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Участие в труде, как доказано многочисленными исследованиями, не всегда автоматически дает эффект воспитания и развития личности ребёнка.

В соответствии с требованием времени, следует больше внимания уделить учету склонностей и интереса детей к разным видам труда, больше внимания уделить культуре самообслуживания и культуре деятельности в целом. Реализация в практике дошкольного образования личностно- ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка создает богатые перспективы для совершенствования индивидуальной работы с детьми в направлении ранней профориентации.

Ранняя профориентация носит информационный, консультационный характер. Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. Когда они подражают в ней взрослым, то обычно играют в профессии. И это может стать решающим фактором будущей социализации ребенка, основой для будущего профессионального самоопределения.

Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья. Благоприятным условием для воспитания трудолюбия созданы в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Личный пример родителей является для ребенка очень важным стимулом. Имея положительный пример родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, оказывать помощь, приносить пользу. Рассказывая ребенку о своей профессии, о значении своей работы для общества, ребенку прививаются нравственные мотивы, побуждающие к труду, а, может быть, и к выбору будущей профессии. Ранняя профориентация является решающим фактором социализации ребенка. Она включается в формирование системных знаний о профессиях, трудовой деятельности людей. Ранняя профориентация дошкольников осуществляется в условиях дошкольного образовательного учреждения с учетом особенностей психологического развития ребенка.

Создание условий для ранней профориентации дошкольников.

Правильно созданная развивающая предметно пространственная среда позволяет:

  • углубить практические знания воспитанников;
  • выявить интересы и склонности воспитанников;
  • развивать интерес и умение осуществлять действия.

Использование игрового пространства позволяет:

  • индивидуализировать обучение с помощью игрового пространства;
  • актуализировать знания и умения, имеющиеся у дошкольников;
  • позволяет каждому участнику участвовать в игровом процессе;
  • помогает выполнить игровые действия в собственном ритме;
  • использовать полученные знания в практическом применении;
  • принимать во внимание деятельность других воспитанников;
  • предусматривать игровой замысел;
  • корректировать и развивать игровой сюжет.

Развивающая предметно пространственная среда включает в себя:

Различные центры, помогающие воспитанникам выбрать занятия по интересам (Мир природы, моя Родина – Россия, лаборатория познайки, библиотека, мир искусства, весёлая математика, АБВГДейка, в гостях у сказки, весёлые нотки, мир конструирования).

У дошкольников основным видом деятельности является игра. Игра — вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!

В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.). В старших группах игры усложняются. В играх представлена работа различных учреждений (банк, почта, кафе, магазин, аптека, полицейский участок, пожарная станция, аэропорт и т.д). У воспитанников совершенствуются навыки в играх, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика). Дошкольники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью.

Центр сюжетно ролевых игр «Мир профессий», включает в себя маркеры игрового пространства с игровыми ширмами и макетами, с игровыми персонажами в костюмах разных профессий и инструментами для работы, которые позволяют знакомить воспитанников с профессиями взрослых.

В группе создана тематическая библиотека «Калейдоскоп профессий», где представлен широкий художественный и демонстрационный материал для развития ранней профориентации дошкольников (С. Маршак — "Пожар", "Почта"; С.Михалков «Дядя Степа-милиционер»; В. Маяковский «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»; В. А. Сухомлинский «Вол и садовник», «Моя мама пахнет хлебом», «Пекарь и швея», «Беда заставит учиться» и другие).

Важную роль в работе по профориентации играют дидактические игры. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе, систематизирует и углубляет знания о Родине, людей разных профессий и национальностей. Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь.

Театрализованная игра — игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника. Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети являются и актерами и зрителями. Такая нетрадиционная форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал. Также воспитанники взаимодействуют с куклами, которые одеты в костюмы разных профессий.

Особым вниманием пользуются у воспитанников настольно-печатные игры: «Собери профессию», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где самая простая задача — нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; постепенно задача усложняется — воспитанник должен объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию. В играх «Что нужно врачу?», «Что есть в магазине?», «Что нужно банкиру?», воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами.

Важную роль в развитии ранней профориентации дошкольников играет совместная работа педагога с воспитанниками. Реализуя задачи Базового компонента отдавать приоритет принципа активности, где дошкольник является активным субъектом жизнедеятельности со своим индивидуальным опытом и особым восприятием окружающего мира. При проведении учебной деятельности с воспитанниками стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.

Традиционные формы:

  • традиционные, комплексные и интегрированные занятия,
  • трудовая деятельность и различные виды игр,
  • решение проблемных задач и ситуаций,
  • наблюдения и экскурсии,
  • экспериментальная деятельность,
  • встречи с людьми разных профессий,
  • тренинги, дискуссии,
  • театрализованная деятельность,
  • развлечения,
  • чтение художественной литературы и беседы,
  • ролевые проигрывания поведения в различных ситуациях,
  • изобразительная деятельность,
  • обдумывание и проигрывания заданных ситуаций,
  • разгадывание кроссвордов и загадок,

Нетрадиционные формы:

  • творческое моделирование и проектирование,
  • разработка и составление алгоритмов,
  • просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии,
  • изготовление технологических карт,
  • аукцион экономических идей,
  • заседание бизнес-клуба «Маленький бизнесмен».

Используя различные формы и методы ознакомления воспитанников с профессиями взрослых, учитываются возрастные особенности воспитанников.

Большое значение в ознакомлении воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проводится через наблюдения и экскурсии. Такие формы работы обеспечивают наибольшее представление о мире профессий; где они на практике проявляют и закрепляют полученные знания, реализуются все направления развития, проявляются коммуникативные качества. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение воспитанников, их отношение к людям, к вещам. Они осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; работая с пластилином, стараются не ронять его на пол; без напоминания сам за собой убирает.

Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Метод проектов также используется в развитии ранней профессиональной ориентации дошкольников и является особым механизмом взаимодействия родителей, воспитанников и педагогов.

Таким образом, ранняя профориентация дошкольников обладает большой значимостью в наше время в формировании личности ребенка, в развитии его социализации, в ходе ее приобретаются знания о профессиях и о труде взрослых самостоятельно или под руководством родителя или педагога.

Познавательное формирование считается структурной единицей программы образования дошкольного учреждения. Оно ориентировано на достижение целей формирования у ребенка интересов в познании, умственного развития посредством решения вопросов: формирование познавательной и продуктивной деятельности, развитие целостной картины мира, увеличение знаний ребенка. Чем старше становится ребенок, тем больше становится его интерес к профессиям.

Список используемой литературы.

  1. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников – М. – 1988.
  2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – Р Н/Д, 1996.
  3. Логинова В. И. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Л., 1976.
  4. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М: Воронеж, 1996.
  5. Шатова А. Д. Вновь о трудовом воспитании дошкольников. //Дошкольное воспитание: традиции и современность. – М., 2002.
Просмотров: 618
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Черникова Юлия Владимировна. Обобщенный педагогический опыт «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожников»
  • Соколова Н. В. Архипова Т. А.. Современные подходы к организации ранней профориентации дошкольников в условиях взаимодействия ДОО с семьей (из опыта работы ДОО).
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Семенова Елена Васильевна Бутров Виталий Евгеньевич. «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников»
  • Гиль Светлана Александровна. Опрос детей по теме - Формирование интереса у дошкольников к людям разных профессий
  • Птушко Елена Александровна. Формирование среды для социально-личностного развития старших дошкольников в трудовой деятельности
  • Кулагина Наталья Сергеевна. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.
  • Наталья Криворучко. Игра по профориентации «Что я знаю о профессиях» для воспитанников начальной школы.
  • Новикова Алена. Семинар – практикум «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»
  • Шигабеева Рашида. Выступление из опыта работы на МО на тему: «Формирование познавательной активности ребёнка дошкольного возраста в разных видах деятельности».
  • Дивакова Лариса Геннадьевна. Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
  • Боженова Кристина Сергеевна. Здоровьесберегающая среда в дошкольной образовательной организации как условие оздоровления и ранней профориентации детей дошкольного возраста: игровой комплекс «Медицина»
  • Немцова Марина Николаевна. Проект «Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессиями»
  • Бажина Ольга Александровна. Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды группы через метод проектов, направленный на формирование познавательной активности воспитанников (из опыта работы)
  • Ярмухаметова Альбина Ленаровна. Организация трудовой деятельности дошкольников и родителей с использованием инновационных форм и методов работы
  • Аханькова Елена Александровна. Формирование интереса к трудовой деятельности у дошкольников.
  • Корхова Юлия Александровна, Занина Любовь Викторовна. ТЕМАТИЧЕСКАЯ КНИГА — ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИРОМ ПРОФЕССИЙ ВЗРОСЛЫХ.
  • Смирнова Марина Владимировна, Бирюкова Наталия Валентиновна. Конспект НОД по ранней профориентации (подготовительная группа) «Путешествие в мир профессий»
  • Власова Ирина Викторовна. Опыт работы. «Развитие познавательного интереса дошкольников старшего возраста посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Богданова Ольга Ильинична. Из опыта работы по ранней профориентации в ДОУ
  • Бабенко Светлана Вячеславовна. «Формирование нравственно-трудовых качеств дошкольников, через ознакомление их с трудом взрослых»
  • Гиль Светлана Александровна. Опрос для родителей - Роль семьи в формировании у детей интереса к людям разных профессий
  • Карташова Надежда Геннадьевна. Коллекционирование — одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС.
  • Котова Ольга Алексеевна. Нетрадиционные формы работы с семьёй — Клуб общения детей и взрослых
  • Фаттахова Наталья Вячеславовна, Григорьева Ирина Николаевна. Тематический контроль «Состояние работы по развитию конструктивной деятельности дошкольников и формирование предпосылок развития технического творчества»
  • Войлошникова Елена Валентиновна. Доклад 'Обучение целеполаганию, планированию в процессе трудовой деятельности старших дошкольников'
  • Лепетухина Ольга Анатольевна. Из опыта работы: Сотрудничество с родителями воспитанников по направлению «Использование сказок в формировании основ безопасного поведения детей дошкольного возраста».
  • Елена Кремова. Формирование в процессе игровой деятельности безопасного поведения дошкольников на дороге. Игра «Найди свою вещь»
  • Астапенко Юлия Валерьевна, Вишнякова Ольга Михайловна. Проект по формированию ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Профессиональная ориентационная зона «Кухня»»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь