Аннотация
В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с социализацией старших дошкольников. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса формирования знаний воспитанников о профессиях, трудовой деятельности взрослых для развития ранней профессиональной ориентации у дошкольников.
Материалы статьи могут быть полезны для студентов ВУЗов, при изучении вопросов развития ранней профессиональной ориентации у дошкольников, а также для педагогов при организации образовательного процесса и создании развивающей предметно пространственной среды в ДОУ для развития профориентации дошкольников.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, дошкольники, развитие, социализация, профессия.
Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в дошкольном учреждении является социализация детей дошкольного возраста. Сама социальная среда выдвигает требования к уровню развития воспитанника. Социализация детей осуществляется не только как знакомство с окружающим миром, получением навыков общения, но и как знакомство старших дошкольников с жизнью современного общества. В процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, требований, норм, принятых в обществе, формируются личностные качества. Задачей взрослых является постоянное расширение представлений ребёнка о социальном мире, оказание помощи в накоплении опыта и понимании своего места в мире людей. Наилучшим способом передачи знаний и социального опыта осуществляется через общение и совместную деятельность ребёнка и взрослого. Ребёнок учится проявлять своё отношение к окружающей действительности, к людям, окружающим его, проявлять свои способности. Знания о социальной действительности преподносятся и через расширение представлений дошкольников о трудовой деятельности людей. Подобные знания обеспечивают понимание ребёнком общественного уклада, понимания места человека в обществе, его вклада в решении общественных задач, понимания значения труда для каждого человека. Знакомство с профессиями происходит на протяжении всего дошкольного периода. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, приобщиться к миру взрослых.
Было установлено, что от уровня знаний о труде зависит интерес к трудовой деятельности, развитие познавательной деятельности, умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к трудовой деятельности). Успешное овладение детьми знаниями о труде взрослых возможно при хорошей организации педагогической работы. Ранняя профориентация детей носит информационный характер.
Выделяются следующие задачи профориентации дошкольников: ознакомление детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями, формирование интереса к труду и элементарным трудовым умением в некоторых областях трудовой деятельности.
Целью ранней профориентации дошкольников является формирование у воспитанников эмоционального отношения к профессиональному миру.
Главной задачей трудового воспитания является воспитание трудолюбия. Нет необходимости доказывать, какие преимущества перед другими имеет человек, умеющий хорошо трудиться, ответственно относиться к своим обязанностям. Трудолюбие – сложное многосоставное, комплексное качество, которое среди немногих способно «переноситься» в другие виды детской деятельности, в том числе и учебную.
Выпускник дошкольного учреждения, обладающий этим качеством, будет успешно учиться в школе, осознанно и ответственно воспринимать обязанности учителя. Ведь учеба такой же труд, как работа у взрослых. Трудолюбие – это совокупность желания и умения трудиться в рамках индивидуальной и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Участие в труде, как доказано многочисленными исследованиями, не всегда автоматически дает эффект воспитания и развития личности ребёнка.
В соответствии с требованием времени, следует больше внимания уделить учету склонностей и интереса детей к разным видам труда, больше внимания уделить культуре самообслуживания и культуре деятельности в целом. Реализация в практике дошкольного образования личностно- ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка создает богатые перспективы для совершенствования индивидуальной работы с детьми в направлении ранней профориентации.
Ранняя профориентация носит информационный, консультационный характер. Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. Когда они подражают в ней взрослым, то обычно играют в профессии. И это может стать решающим фактором будущей социализации ребенка, основой для будущего профессионального самоопределения.
Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья. Благоприятным условием для воспитания трудолюбия созданы в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Личный пример родителей является для ребенка очень важным стимулом. Имея положительный пример родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, оказывать помощь, приносить пользу. Рассказывая ребенку о своей профессии, о значении своей работы для общества, ребенку прививаются нравственные мотивы, побуждающие к труду, а, может быть, и к выбору будущей профессии. Ранняя профориентация является решающим фактором социализации ребенка. Она включается в формирование системных знаний о профессиях, трудовой деятельности людей. Ранняя профориентация дошкольников осуществляется в условиях дошкольного образовательного учреждения с учетом особенностей психологического развития ребенка.
Создание условий для ранней профориентации дошкольников.
Правильно созданная развивающая предметно пространственная среда позволяет:
- углубить практические знания воспитанников;
- выявить интересы и склонности воспитанников;
- развивать интерес и умение осуществлять действия.
Использование игрового пространства позволяет:
- индивидуализировать обучение с помощью игрового пространства;
- актуализировать знания и умения, имеющиеся у дошкольников;
- позволяет каждому участнику участвовать в игровом процессе;
- помогает выполнить игровые действия в собственном ритме;
- использовать полученные знания в практическом применении;
- принимать во внимание деятельность других воспитанников;
- предусматривать игровой замысел;
- корректировать и развивать игровой сюжет.
Развивающая предметно пространственная среда включает в себя:
Различные центры, помогающие воспитанникам выбрать занятия по интересам (Мир природы, моя Родина – Россия, лаборатория познайки, библиотека, мир искусства, весёлая математика, АБВГДейка, в гостях у сказки, весёлые нотки, мир конструирования).
У дошкольников основным видом деятельности является игра. Игра — вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!
В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.). В старших группах игры усложняются. В играх представлена работа различных учреждений (банк, почта, кафе, магазин, аптека, полицейский участок, пожарная станция, аэропорт и т.д). У воспитанников совершенствуются навыки в играх, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика). Дошкольники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью.
Центр сюжетно ролевых игр «Мир профессий», включает в себя маркеры игрового пространства с игровыми ширмами и макетами, с игровыми персонажами в костюмах разных профессий и инструментами для работы, которые позволяют знакомить воспитанников с профессиями взрослых.
В группе создана тематическая библиотека «Калейдоскоп профессий», где представлен широкий художественный и демонстрационный материал для развития ранней профориентации дошкольников (С. Маршак — "Пожар", "Почта"; С.Михалков «Дядя Степа-милиционер»; В. Маяковский «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»; В. А. Сухомлинский «Вол и садовник», «Моя мама пахнет хлебом», «Пекарь и швея», «Беда заставит учиться» и другие).
Важную роль в работе по профориентации играют дидактические игры. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе, систематизирует и углубляет знания о Родине, людей разных профессий и национальностей. Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь.
Театрализованная игра — игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника. Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети являются и актерами и зрителями. Такая нетрадиционная форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал. Также воспитанники взаимодействуют с куклами, которые одеты в костюмы разных профессий.
Особым вниманием пользуются у воспитанников настольно-печатные игры: «Собери профессию», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где самая простая задача — нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; постепенно задача усложняется — воспитанник должен объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию. В играх «Что нужно врачу?», «Что есть в магазине?», «Что нужно банкиру?», воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами.
Важную роль в развитии ранней профориентации дошкольников играет совместная работа педагога с воспитанниками. Реализуя задачи Базового компонента отдавать приоритет принципа активности, где дошкольник является активным субъектом жизнедеятельности со своим индивидуальным опытом и особым восприятием окружающего мира. При проведении учебной деятельности с воспитанниками стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.
Традиционные формы:
- традиционные, комплексные и интегрированные занятия,
- трудовая деятельность и различные виды игр,
- решение проблемных задач и ситуаций,
- наблюдения и экскурсии,
- экспериментальная деятельность,
- встречи с людьми разных профессий,
- тренинги, дискуссии,
- театрализованная деятельность,
- развлечения,
- чтение художественной литературы и беседы,
- ролевые проигрывания поведения в различных ситуациях,
- изобразительная деятельность,
- обдумывание и проигрывания заданных ситуаций,
- разгадывание кроссвордов и загадок,
Нетрадиционные формы:
- творческое моделирование и проектирование,
- разработка и составление алгоритмов,
- просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии,
- изготовление технологических карт,
- аукцион экономических идей,
- заседание бизнес-клуба «Маленький бизнесмен».
Используя различные формы и методы ознакомления воспитанников с профессиями взрослых, учитываются возрастные особенности воспитанников.
Большое значение в ознакомлении воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проводится через наблюдения и экскурсии. Такие формы работы обеспечивают наибольшее представление о мире профессий; где они на практике проявляют и закрепляют полученные знания, реализуются все направления развития, проявляются коммуникативные качества. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение воспитанников, их отношение к людям, к вещам. Они осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; работая с пластилином, стараются не ронять его на пол; без напоминания сам за собой убирает.
Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Метод проектов также используется в развитии ранней профессиональной ориентации дошкольников и является особым механизмом взаимодействия родителей, воспитанников и педагогов.
Таким образом, ранняя профориентация дошкольников обладает большой значимостью в наше время в формировании личности ребенка, в развитии его социализации, в ходе ее приобретаются знания о профессиях и о труде взрослых самостоятельно или под руководством родителя или педагога.
Познавательное формирование считается структурной единицей программы образования дошкольного учреждения. Оно ориентировано на достижение целей формирования у ребенка интересов в познании, умственного развития посредством решения вопросов: формирование познавательной и продуктивной деятельности, развитие целостной картины мира, увеличение знаний ребенка. Чем старше становится ребенок, тем больше становится его интерес к профессиям.
Список используемой литературы.
- Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников – М. – 1988.
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – Р Н/Д, 1996.
- Логинова В. И. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Л., 1976.
- Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М: Воронеж, 1996.
- Шатова А. Д. Вновь о трудовом воспитании дошкольников. //Дошкольное воспитание: традиции и современность. – М., 2002.
|