Как заниматься с ребёнком дома.
Произносительная сторона речи, грамматический строй речи, связная речь в основном формируются в дошкольном детстве. На занятиях и в повседневном общении воспитатели и логопед упражняют детей в чётком произнесении слов, учат грамматически правильно оформлять речь, помогают овладевать навыками связного высказывания. Однако нельзя забывать и о том, что ребёнок много времени проводит и вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. Высказывая своё мнение по тем или иным вопросам, ребёнок учится правильно произносить звуки, строить фразы. Ребёнок успешнее овладевают речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приёмов, используемых логопедом и воспитателями в работе по развитию речи детей, несомненно поможет им в организации речевых занятий дома.
Как отмечал К.Д. Ушинский, когда ребёнок видит картинку, ему сразу хочется заговорить. Поэтому все речевые упражнения в тетради должны сопровождаться иллюстрациями (или вы их рисуете вместе с ребёнком, или подбираете и наклеиваете готовые картинки). Обязательно внимательно рассмотрите их с ребёнком и обсудите их содержание. Помните, что продолжительность занятия зависит от возраста и работоспособности ребёнка, она не должна превышать 15 – 20 минут. Но если ребёнок увлёкся, не стоит резко останавливать его.
Определив затруднения, которые возникают у вашего ребёнка при выполнении того или иного упражнения, вы сможете строить занятия с учётом выявленных трудностей, сможете выбрать специальный комплекс упражнений.
Рекомендуем проводить занятия по следующей схеме:
- пальчиковая гимнастика — каждое занятие полезно начинать с упражнений для пальцев рук, т.к. они – второй орган речи, который способствует быстрому становлению и закреплению звуков. Прежде чем выполнять упражнение, повторите с ребёнком название пальцев рук. Пусть пальчики одной руки «поздороваются» с пальчиками другой руки, называя их: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.
- артикуляционная гимнастика: упражнение для губ, для языка, дыхательные у упражнения в сочетании с упражнениями для губ и языка.
При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие три требования:
- каждое движение выполняйте перед зеркалом
- движения проводите неторопливо, ритмично, чётко
- чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действием ребёнка)
Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребёнка, имитируя движения языка;
- помните: гимнастика не должна надоедать ребёнку. Следите, чтобы он от неё не уставал.
3. голосовые упражнения на материале гласных звуков: пропевать гласные звуки А, О, У, Э, Ы поочерёдно тихим и громким голосом.
4. закрепление правильного произношения уже поставленного звука: в звукоподражаниях, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Эти упражнения могут сочетаться с упражнениями на формирование грамматического строя и связной речи (ответы на вопросы, подбор синонимов, антонимов, пересказы текстов, заучивание стихов, чистоговорок, скороговорок). Полезно в процессе закрепления правильного произношения переводить ребёнка на внеречевые формы работы: изготовление аппликаций, рисование, раскрашивание.
Занимаясь с ребёнком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. По-чаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче.
Ваш доброжелательный настрой – залог успеха ребёнка!
Практические советы для взрослых
по поддержанию у ребёнка положительного эмоционального настроя.
- Как только ребёнок начинает говорить и может выразить словами, что ему нужно, — он должен быть отучен от плача. На любую просьбу ребёнка надо сразу реагировать, не доводя до плача.
- Соблюдение режима.
- Любой день начинается с утра, а утро – с вечера. Вечер должен быть спокойным, укладывайте ребёнка спать в хорошем настроении, с таким настроением он и проснётся.
- Постоянный эмоциональный контакт с ребёнком: беседы, игры, занятия в благожелательном настроении.
- Благоприятный климат в семье.
- Практические тренинги (внушения), которые вселяют уверенность у детей: «У тебя всё получится», «Ты всё сможешь».
ПРАВИЛА:
- Начинайте с похвалы и признания достоинств.
- Указывайте на ошибки не прямо, а косвенно: «А я бы сделала так».
- Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем критикуйте, задавайте вопросы вместо приказов. Давайте ребёнку возможность спасти свой престиж. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу.
- Создавайте детям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать: «Ты добрый, я знаю».
- Создавайте впечатление, что ошибка легко поправима: «Ничего страшного, это можно исправить».
- Добивайтесь, чтобы дети были рады сделать то, что вы предлагаете. Труд надо ставить в поощрение, а не в наказание.
Если, соблюдая правила, в поведении ребёнка замечаете неадекватную (неправильную) реакцию, лучше обратиться за помощью к специалисту.
Зачастую эмоциональные срывы (вспышки агрессии) происходят в виду развивающегося заболевания, не обязательно психического. Вопросы здоровья ребёнка лучше решать в дошкольном возрасте, т.к. поступление в школу, масса уроков и несоблюдение привычного режима наносят удар по нервной системе здорового ребёнка. А если ребёнок ещё и не вполне здоров?
|