Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 29» Царева О.В.
Дидактические пособия
Данные пособия предназначены для детей от 1 года до 3 лет.
Массаж стоп оказывает благотворное влияние не только на формирование ног и опорно-двигательного аппарата, ребенка, но и на центральную нервную систему, а через нее – на весь организм в целом. Поэтому он является одним из самых эффективных способов укрепления здоровья.
Цель: оздоровление организма ребенка при помощи массажных дорожек, посредством воздействия на биологически активные точки стопы.
Задачи:
- Закаливание организма.
- Профилактика и коррекция плоскостопия.
- Развитие чувства равновесия и координации движений.
- Сенсорное развитие.
- Сохранение и укрепление здоровья детей.
Массажные дорожки имеют несколько видов рифленой поверхности, а, следовательно, отличаются степенью воздействия на стопы ребенка. Благодаря этому дорожки обеспечивают массаж стоп, способствуют укреплению голеностопного сустава и предотвращают появление и развитие плоскостопия у детей.
Ходьба по дорожкам может быть: обычной, на носках, на пяточках,, ползание с опорой на руки и стопы, прыжки, бег. Ребенок ставит ноги по-разному, при этом по-разному работают мышцы, а нервные окончания получают различные сигналы и в результате получается тренировка нервно-мышечной системы. К тому же дети приучаются ходить друг за другом в колонне, не толкаться, сдерживать себя. Использовать массажные дорожки можно на занятиях по физической культуре и при выполнении гимнастики после сна. Эффективнее такой вид закаливания проводить под музыкальное сопровождение, используя мелодии различных темпов. Можно усложнить задачу, и при остановке музыки спрыгивать с дорожки на ровную поверхность пола. А так же, при ходьбе можно использовать словесные игры-сопровождения, которые способствуют повышенному интересу детей к двигательной активности. Дорожки можно использовать в комплексе, разложив «змейкой» и отправиться в весёлое путешествие, или по отдельности исходя из целей и задач занятия.
Описание и характеристика массажных дорожек:
1. «Фетровые шагалочки»
Такие следочки хорошо использовать для тренировки правильного развода стоп, при ходьбе, можно в подвижных играх и развлечениях.
2. «Рыбки»
«Рыбки» используются на занятиях развитие движений и утренней гимнастики для профилактики плоскостопия, а так же для перешагивания и перепрыгивания.
3. «Необычные формы»
Формы наполнены синтепоном, мягкие и приятные на ощупь, являются съемными (на липучке). Используется для профилактики плоскостопия, ходьбы, ползания, перепрыгивания и подвижных игр. развития логического мышления и умения соотносить деталь по форме.
Треугольник
Треугольный треугольник
Угловатый своевольник.
Он похож на крышу дома
И на шапочку у гнома.
И на острый кончик стрелки,
И на ушки рыжей белки.
Угловатый очень с виду
Он похож на пирамиду!
Круг
Круглый круг похож на мячик,
Он по небу солнцем скачет.
Круглый словно диск луны,
Как бабулины блины,
Как тарелка, как венок,
Как веселый колобок,
Как колеса, как колечки,
Как пирог из теплой печки!
4. «Искалочка»
Искалочка наполнена крупой. Подразумевается не только хождение, но и топтание для того, чтобы ребёнок смог ощутить полное воздействие на стопы различных материалов. Также дети любят трогать искалочку руками, пытаясь понять, что внутри, а это воздействует на мелкую моторику.
5. «Сенсорики»
Пособие представляет собой дорожку, на которую наклеены домашние животные и их пища. Эту дорожку можно использовать для разного вида ходьбы, через неё можно перепрыгивать ( «перепрыгнем через ручеёк»), Занятия на этой дорожке можно сопровождать стихами
— Кони, кони, как живёте?
Кони, кони, что жуёте?
— Хорошо пока живём,
На лугу траву ЖУЁМ.
— Куры, куры, как живёте?
Куры, куры, что жуёте?
— Хорошо пока живём,
Но, простите, не жуём.
Мы КЛЮЁМ проворно
На тропинке зёрна.
6. «Джинсовая дорожка»
К этой дорожке из линолеума пришиты: цветы из кожи, мелкие бусины, мягкая и жесткая части губки, подставка под горячее, цепь. Такое чередование вызывает желание наступить на каждый квадрат. Эту дорожку можно использовать для разного вида ходьбы, особенно детям нравится ходьба боком приставными шагами. Ходьбу можно сопровождать четверостишием:
Наши маленькие ножки
дружно ходят по дорожке
раз, два, три, четыре, пять
пойдём по полю гулять.
Таким образом, использование массажных дорожек очень поможет в укреплении мышц и формировании свода стопы у ребёнка, в профилактике плоскостопия, при нарушении работы опорно-двигательного аппарата; при неправильном распределении физической нагрузки на стопу; при ассиметричной походке; при деформации стопы и плоскостопии.
|