|
Вознаграждения от социальных игр и как их использовать.Категория: Психоанализ, Трансактный анализ | Просмотров: 1455
Название: Вознаграждения от социальных игр и как их использовать.
Формат: HTML Язык: Русский Эрик Берн, американский психолог, психиатр, разработчик транзакционного и сценарного анализа, для социальных игр определил шесть причин:
1) внешнюю социальную; 2) внутреннюю социальную; 3) внутреннюю психологическую; 4) внешнюю психологическую; 5) экзистенциальную; 6) биологическую. Причины игр, дают информацию о тех проблемах, которые необходимо решить, а выигрыш, способствует поддержанию психологического и биологического гомеостаза. Все, что подтверждает сформированные субъектом взгляды, бессознательно принимаются, а то, что опровергает сформированные взгляды – обесценивается, неверно интерпретируется, или просто игнорируется. Шесть описанных причин социальных игр является элементом переноса. Подробнее, о каждой из них: 1. Причина игры внешнего социального плана. Метод организации времени не с близкими, а посторонними людьми. Например, женщина играет с подругой в игру: «Представь себе, какой кошмар!» в отношении мужчин, не желая менять свои предубеждения и принять тот факт, что не все мужчины подобны ее отцу. При этом она получает привычное одобрение и поддержку от подруг, подавляет страдания от полученного в раннем детстве эмоционального отвержения от отца, оправдывать свое изначальное негативное отношение к мужчинам и неумение выстраивать искрение, доверительные, интимные отношение. 2. Внутренняя социальная причина игры. Это структурирование времени с близкими людьми. К примеру, субъект фантазирует и ожидает, того, что усилит его сценарные убеждения, делает для себя выводы, без подтверждения их правильности: «Не взирая, на мои способности, и таланты, я не могу занять, соответствующую мне положение, поскольку меня окружают одни негодяи». Или, к примеру, девушка, фантазирует о том, как она становится жертвой физического насилия со стороны мужчины, усиливая тем самым свою жизненную позицию, избегая болезненных взаимоотношений с отцом, пересказывая старые семейные истории, теребящие душу и уходя от возможности формировать и поддерживать хорошие семейные взаимоотношения в будущем. 3. Внутренняя психологическая причина игр. Попытки избежать изначальной психологической боли, или стремление переживать боль, чтобы усилить сценарий. Но боль, переживаемая в играх намного сильнее, изначальной боли, а незаконченные дела прошлого, принуждают субъекта к индивидуальной расплате. Например, у Олега, Сергея и Андрея одна игра; их подвергают критике за опоздания. Олег печалится: «У меня получается хуже всех, мне не удаётся ничего сделать правильно». Сергей в гневе: «Какое они имеют право меня критиковать? Мне бы хотелось быть собой». Андрей в тревоге: «Их мысли обо мне наполнены отвращением и презрением». «Каждый раз, я делаю, что-то не то… Где же я в следующий раз совершу глупость!» Объяснение причин опозданий не есть действительной их причиной. Скрытое послание – «Я хочу, быть подвержен критике». Все три игрока не осознают, что им нужны те переживания, которые запускает критика в их адрес. Они снова и снова повторяют незавершенные сцены прошлого. Эту сцену мог переживать сам игрок, или значимые для него близкие родственники. Например, изначальная травма от осознания того, что главным в отношениях для отца было его отношение к выпивке, а не к ней самой – его дочери, или ее матери. В попытках избежать этой травмы, она ищет подтверждение того, что все мужики – скоты, и нельзя, ни в коем случае мужчин любить, что избавляет ее он необходимости учиться строить отношения. 4. Внешние психологические причины игр. Игнорирование во внешней реальности того, для взаимодействия, с чем не хватает внутренних ресурсов. Сложно прийти к интимности, если человек воспринимает себя, или другого как того, с кем не все в порядке. Субъект избегает интимности, проигрывая игру «Скандал». Не желая взрослеть, играет в «Дурачка». Не желая нести ответственность за собственные проблемы проигрывается игра «Почему бы вам… Да, но». Это подобно «вторичной выгоде», когда, только лишь заболев, человек может получить. Внимание и заботу от значимых людей, или избегая тем самым необходимости принимать ответственные решения. 5. Причины игры экзистенциального плана Утверждение основополагающего жизненного убеждения в отношении собственной значимости, насколько достойны другие и мир вообще, что вызывает субъективное ощущение ясности и определенности по жизни, хотя, это может быть иллюзией, но тревога при этом минимизируется или полностью исчезает. Субъект находит способ доказать свою экзистенциальную позицию, и ему кажется, что его жизнь приобрела стабильность и предсказуемость. 6. Биологические причины игр Выигрыш на биологическом уровне связан с выживанием. Обмен одобрениями, в данном случае, предсказуем. Например, отец девушки был добрым, заботливым в трезвом состоянии, но когда напивался, отвергал свою дочь, был непредсказуемым и мог совершить подлость. Ничего хорошего ждать от отца в этот момент было нельзя. В результате, формируется негативное отношение ко всем мужчинам, которых можно только использовать, что не позволяет прийти к искренности в отношениях. Изменение в одном из шести факторов приводит к изменениям во всех остальных. Для изменений, конфронтация должна быть достаточно мягкой. К примеру, если выявлено, что человек не принимает одобрение в свой адрес, но сам склонен к проявлениям одобрения в адрес окружающих, то можно в мягкой форме спросить какое, предположительно влияние, оказывает на него человек, который выражает свое одобрение. Задача терапии перейти, от боли, что заставили человека обратится за помощью, к первичной, изначальной боли, от которой клиент защищается. Чтобы клиент мог заново пережить болезненную фазу развития, в атмосфере взаимоотношений между психотерапевтом и клиентом должны царить сострадание и принятие. Вне психологического кабинета, терапевтическое значение могут иметь письма для значимых других из детства, или, определенное значение в избавлении от ранее вытесненной боли, может иметь, например, посещение кладбища... Важно, также, не забывать, что система, в которой находится клиент, будет стараться сохранить прежнее положение вещей. Доказательством действительно произошедших изменений будут новые сны и фантазии, изменившийся тон речи, изменение обсуждаемых тем и тому подобное. Эдуард Макаренко Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|