Тема: «Наша улица»
Проблема: «Как избежать опасностей на улице»
Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода. Воспитывать чувство ответственности.
Задачи.
- Закрепить знания детей правил дорожного движения, правил поведения на улице, транспорте, дорожных знаков, сигналов светофора
- Закрепить знание строения улицы, ее частей и их назначение.
- . Активизировать в речи детей слова на дорожную тематику.
- Совершенствовать интонационную выразительность речи.
- Совершенствовать основные виды движения через подвижные игры
- Развивать навыки общения, внимания, сосредоточенность.
- Учить составлять описательный рассказ.
- Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.
Активизация словаря:
- Закрепить в речи детей слова: пешеход, пассажир, тротуар;
- Закрепить в речи названия дорожных знаков.
Методы и приемы:
1. игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.
Предварительная работа.
- Чтение худ. литературы.
- Беседы.
- Худ. творчество. (Рисование автобуса, аппликация, конструирование)
- Рассматривание фотографий. «Улицы нашего города»
- Дидактические игры «Что такое улица», «Я — водитель», «Угадай, какой знак? лото «Транспорт.»
- Составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке
:6. Наблюдение на прогулке за транспортом,
7. Подвижные игры «Водитель и пассажир», «Цветные автомобили».
Материалы к занятию.
- Дорожные знаки, макет светофора. Плакаты «Дорожные ситуации».
картина «Дорога и ее составные части», дорожка «пешеходный переход».
Ход занятия.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, занятие-путешествие по правилам дорожного движения. Я вам загадаю загадки, а вы их постараетесь угадать.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились.
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
(Поезд, вагоны)
Не летит, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомобиль)
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса,
Крутят ноги вдоль дороги
Два весёлых колеса,
У загадки есть ответ:
Это мой… (Велосипед)
Силач на четырёх ногах,
В резиновых сапогах
Прямиком из магазина
Прикатил нам пианино.
(Грузовик)
Дом на улице стоит,
на работу всех везет
не на курьих тонких ножках,
а в резиновых сапожках. (Автобус.)
Ходит город-великан
на работу в океан. (Корабль.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. О чём были загадки?
Дети: О транспорте.
Воспитатель: Правильно, ребята. А что помогает на дороге соблюдать правила дорожного движения?
Дети: Светофор и дорожные знаки.
Воспитатель: Правильно. Светофор и дорожные знаки — лучшие друзья пешеходов и водителей. Они рассказывают о том, что можно и чего нельзя делать на дороге.
На пути ребят – дорога,
Транспорт ездит быстро, много.
Светофора рядом нет,
Знак дорожный даст совет.
Так давайте, выходите,
Быстро знаки соберите!
Дети получают разрезанные на части дорожные знаки. Они начинают собирать свой знак. Когда все знаки собраны, дети называют свои знаки и объясняют, для чего они предназначены.
Воспитатель: а мы продолжаем. И теперь пришло время выяснить, насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения. Ребята, встаньте по кругу. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы отвечаете на вопрос и возвращаете мяч.
- Пешком по улице идет. Значит это? (пешеход)
- Если ты едешь в автобусе, автомобиле, то ты? (пассажир)
- Голос автомобиля? (сигнал)
- А где ходит пешеход? (по тротуару, по обочине – по краю дороги)
- Можно ли высовываться из окна автомобиля?
- У светофора 8 глаз? (нет – 3 сигнала: красный, желтый, зеленый)
- А машины спят в кроватях? (нет, в гараже, на автостоянке)
- Как называется то место, где люди ожидают автобус? (остановка)
- Как называется место, которое включает в себя дороги, парки, жилые дворы, игровые площадки? (улица)
- Кто управляет автомобилем? (водитель)
- Какой сигнал светофора разрешает движение? (зеленый)
- Можно ли играть на проезжей части? (на проезжей части играть нельзя)
- Что водителю нужно иметь в автомобиле, если он перевозит маленького ребенка? (детское кресло)
- Что нужно сделать водителю и пассажирам, когда они собираются отправляться в путь? (пристегнуть ремни безопасности)
Молодцы!
Физкультминутка: «Мы — шоферы»
Качу, лечу
Во весь опор (дети шагают)
Я сам-шофер (имитируют управлением рулем)
И сам – мотор (круговые движения плечами)
Нажимаю на педаль (сгибают ногу в колене)
И машина мчится в даль. (бег на месте)
(Двигаться в заданном направлении, вращая воображаемый руль)
Шла по улице машина,
Шла машина без бензина,
Шла машина без шофера,
Без сигнала светофора,
Шла, сама куда не зная,
Шла машина заводная
Дети присаживаются на стульчики.
Воспитатель: Дети, у пешеходов есть помощники при переходе улицы. Назовите их.
Дети: светофор и регулировщик дорожного движения.
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам стать инспекторами дорожного движения.
Каждому ребёнку даётся карточка с изображением дорожной ситуации (изображение какого-нибудь нарушения), ребенок должен прокомментировать изображение.
Возможные ситуации:
- Мальчик выбегает на проезжую часть, погнавшись за мячом.
- Мальчик перебегает проезжую часть в неположенном месте, потому что его внимание привлекли друзья на другой стороне дороги.
- Девочки на заднем сиденье автомобиля путешествуют, не пристегнувшись ремнями безопасности. Кроме того, они мешают водителю.
- Автомобиль еще не припарковался и не остановился, а мальчик уже торопиться выйти, причем на проезжую часть.
- Мальчик перебегает дорогу по пешеходному переходу, но перед близко идущим транспортом.
- Девочка переходит дорогу, обходя автобус спереди.
- Дети выбегают на проезжую часть из-за кустарника.
- Мальчик с девочкой катаются на роликах по проезжей части.
- Мальчик совершает наземный переход на велосипеде.
- Девочка идет по тротуару мимо арки, из которой выезжает машина. Водитель не видит девочку и может совершить наезд на юного пешехода.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все верно прокомментировали.
Воспитатель: Светофор – наш главный помощник на улице, знать и понимать его сигналы очень важно. Давайте вспомним значение сигналов светофора и поиграем в игру «Будь внимательным».
Если свет зажегся красный,
Значит двигаться... (опасно)
Свет зеленый говорит:
Проходите, путь… (открыт).
Желтый свет – предупрежденье –
Жди сигнала для… (движенья).
Затем воспитатель объясняет правила игры: когда я покажу зеленый сигнал светофора (демонстрируется зеленый круг диаметром 10см), вы маршируете на месте, когда желтый (демонстрируется желтый круг диаметром 10см) – хлопаете в ладоши, когда красный (демонстрируется красный круг диаметром 10см) – стоите неподвижно.
Молодцы, справились с заданием.
Ребенок:
На дорогах с давних пор
Есть хозяин – светофор!
Перед вами все цвета,
Вам представить их пора.
Загорелся красный свет,
«Стой! Вперед дороги нет»!
Желтый глаз твердит без слов:
«К переходу будь готов!
На зеленый свет – вперед!
Путь свободен пешеход»
Воспитатель: Вы поняли, ребята, для чего на улицах нужен светофор?
Дети: да, чтобы не было аварий и т.д.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас следующее задание. Нужно правильно расположить «глаза» у светофора (раздаю детям картинку светофора, надо правильно расположить круги на светофоре)
Дети выполняют задание
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения. Старайтесь быть предельно внимательными на дороге, чтобы не доставлять неприятности ни себе, ни близким вам людям.
|