- О. В. Байдикова учитель-логопед,
- Н. А. Квитченко воспитатель,
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №25 с. Ясные Зори Белгородского района Белгородской области» Белгородская область, с. Ясные Зори
Аннотация
В статье рассматривается проблема детского дорожно-транспортного травматизма. Обращается внимание на дорожно-транспортную ситуацию на дорогах на сегодняшний момент. Выявляются причины детского травматизма на дорогах, а также анализируется роль семьи в его профилактики.
Ключевые слова
Детский дорожно-транспортный травматизм, транспортная культура, семья, поведение на дороге
Дорожно-транспортный травматизм – одна из первостепенных проблем мирового уровня, которая требует согласованных усилий для ее эффективного предупреждения. Особое значение имеет детский дорожно-транспортный травматизм. Статистические данные свидетельствуют о том, что на дорогах России ежегодно погибают и получают травмы в ДТП до 27 тыс. детей и подростков. Чаще всего это связано с низким уровнем информативности детей о поведении на дороге. [3]
Транспортная культура – это форма жизнедеятельности человека и его взаимоотношения с окружающей средой с максимальным уровнем безопасности транспортного процесса и всех его участников. Проблема формирования транспортной культуры заключается в том, что находясь в транспортной среде без специальных знаний, молодое поколение находится в условиях неподготовленности к безопасному поведению в этой среде.
В настоящий момент вопросам подготовки детей и подростков к безопасному участию в дорожном движении уделяется мало внимание. Одним из ключевых решений проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизм является организация непрерывной системы подготовки детей к безопасному участию в транспортных процессах различного типа. Такая подготовка должна стать базовым компонентом общей системы формирования транспортной культуры.
Детский сад может помочь – дать определенные знания, но основная нагрузка ложится на родителей. Они имеют наибольшую возможность научить ребенка вести себя на дороге, правильно подготовить к дорожно-транспортному движению на улицах. Нередко причиной происшествий являются и сами дети, которые не спешат использовать полученные знания.
Для того чтобы обучение детей правилам дорожного движения было эффективным, необходимо учитывать следующие принципы: систематичность, последовательность, наглядность. Формы проведения обучения могут варьироваться с учетом возрастных особенностей ребенка и сложности изучаемой темы. Методика работы должна включать не только формы, но и комплекс педагогических методов, основной целью которых является превращение знаний о правилах дорожного движения в убеждения, на основе которых сроится безопасное поведение ребенка на дороге.
Выделяют физиологические и психологические причины детского дорожно-транспортного травматизма. К психологическим относят:
- Отсутствие знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств (т. е. ребёнок основывается в своих действиях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как и игрушечные).
- Рассеянность ребенка. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться к ним, забыв обо всём на свете.
- Отсутствие ответственности за собственное поведение на дороге. Ребенок не понимает к каким последствиям приведёт его поступок для других участников движения и для него лично.
К физиологическим относят:
- Невозможность распознать источник звука (ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков).
- Узкое поле зрение (сектор обзора ребёнка намного меньше, он видит только то, что находится напротив).
- Замедленная реакция (у взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8-1 сек. Ребёнку требуется для этого 3-4 секунды).
- Ненадёжная ориентация «налево – направо» (она приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте).
Таким образом, главной проблемой детского травматизма можно выделить невозможность увидеть скрытую опасность, что является характерным для детей. В таком случае проведение бесед с детьми будет недостаточным, потому что первостепенную роль играют рефлексы и привычки, а теоретические знания служат как основа. По этой причине каждый выход с родителями на улицу должен помогать формированию у ребенка навыков ориентирования в дорожно-транспортной среде.
Список литературы:
- Акимов, В. На автодорогах как на войне / В. Акимов, Ю. Соколов // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. — №4. — С.29
- Котик, М. А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения / М. А. Котик. – Москва. – 1987
- Якупов, А. М. Подготовка к безопасному участию в дорожном движении – базовый элемент системы формирования транспортной культуры / А. М. Якупов // Жизнь и безопасность. – 2005. — №1/2. – С. 359 — 374
|