Кон И.С. Мужское и/или женское начало.

Категория: Статьи » Психология | Просмотров: 1090

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Вопрос, чем и насколько мужчины отличаются от женщин, всегда волновал людей. Любая древняя мифология вращается вокруг идеи противоположности и одновременно — единства, взаимопроникновения мужского и женского начал, причем мужчина чаще изображается носителем активного, социально-творческого начала, а женщина — как пассивно-природная сила.
Например, в древнекитайской мифологии женское начало «Инь» и мужское «ян» трактуются как полярные космические силы, взаимодействие которых делает возможным бесконечное существование Вселенной. Слово «Инь», которое обычно называется первым, символизирует тьму, холод, влажность, мягкость, пассивность, податливость, а «ян» — свет, сухость, твердость, активность и т. д. Соединение муж чины с женщиной напоминает космический брак Неба с Землей во время грозы. В большинстве мифологий луна, земля и вода трактуются как женское начало, а солнце, огонь и тепло — как мужское и т. д.
Противопоставление мужского и женского — одна из длинной серии так называемых бинарных (парных) оппозиций, с помощью которых архаическое сознание пыталось упорядочить свой жизненный мир: счастье — несчастье, жизнь — смерть, чет — нечет, правое — левое, верх — низ, небо — земля, день — ночь, солнце — луна, светлое — темное, огонь — влага, земля — вода, свое — чужое, старшее — младшее и др. О символическом значении «правого» и «левого», напоминающем о билатеральности, асимметрии мозга, существует огромная специальная литература, начиная с классического очерка Р. Гертца и кончая трудами К. Леви-Стросса, Р. Нидхэма (Needham, 1973), Вяч. Вс. Иванова (Иванов, 1978) и В. Н. Топорова. Наиболее общие, типичные пары оппозиций, сопутствующих латеральному символизму, приводятся в таблице.
Свойства, ассоциирующиеся с латеральным символизмом
Правое Левое
Мужчина, самец
Старшее, высшее
Хорошее
Нравственное
Предусмотрительное
Сильное, важное
День, свет, солнце
Сверху, впереди
Поселение, дом
Домашнее, вареное
Земледелец
Жизнь, здоровье, богатство
Восток
Юг Женщина, самка
Младшее, низшее
Плохое
Безнравственное,
Непредусмотрительное
Слабое, не важное
Ночь, тьма, луна
Снизу, сзади
Лес, чаща
Дикое, сырое
Охотник
Смерть, болезнь, бедность
Запад
Север
Однако наряду с принципом противоположности мужского и женского в мифологическом сознании широко представлена идея андрогинии, двуполости, совмещения мужского и женского начал в одном лице. Двуполыми были многие божества. В древнегреческом пантеоне это сын Гермеса и Афродиты — Гермафродит, в древнеиндийском — Адити, корова-бык, мать и отец других богов, в древнеегипетском — Ра, совокупившийся сам с собой («упало семя в мой собственный рот»). Андрогинные божества нередко изображались с двойным набором половых признаков (Шива в Индии, бородатая Афродита). Во многих мифологиях двуполыми считались предки первых людей, этим подчеркивались их единство и цельность.
Согласно древнекитайской мифологии, всякое человеческое тело содержит в себе и мужское, и женское начало, хотя в женщине больше «Инь», а в мужчине — «ян». На разделении органов по этому принципу покоится вся китайская народная медицина. Необходимость гармонического сочетания мужского и женского начал в одном лице отстаивает тантризм.
Каково бы ни было их происхождение, бинарные оппозиции оказывают огромное воздействие на все наши логические операции, связанные с классификацией и категоризацией явлений.
Согласно психолингвистической теории Элизабет Рош (Rosch, 1977), существует два принципиально разных типа категоризации. В первом случае фиксируется качественное различие явлений в форме максимально ясных, внутренне последовательных прототипов, предельных случаев, выражающих сущность данного явления, очищенного от всяких непоследовательностей, противоречий и т. п. Во втором случае устанавливаются количественные градации, объекты различаются по степени выраженности, типичности, характерности для них того или иного качества.
Категоризация начинается с того, что понятия и обозначаемые ими явления представляются взаимоисключающими, дискретными: «добро или зло», «день или ночь», «мужское или женское». В дальнейшем жесткая дихотомизация становится недостаточной и бинарная оппозиция приобретает характер континуума, где крайние случаи постепенно переходят друг в друга, превращаясь из стереотипов, под которые явления подгоняются механически, в прототипы («идеально черное тело», «идеальная женщина»), которые в чистом виде никогда не встречаются, но позволяют классифицировать свойства явлений по какому-то определенному признаку. А когда выясняется, что любой объект можно категоризировать не по одному, а по множеству разных континуумов, мир из плоскостного и черно-белого становится многомерным, объемным и многоцветным.
Применительно к нашей теме это значит, что «мужское» и «женское» сначала выглядят абсолютными противоположностями, затем превращаются в полюсы континуума «муже-женственности» (на современном научном языке — «маскулинности/фемининности») и, наконец, становятся автономными свойствами, формирование или проявление которых зависит от целого ряда обстоятельств и условий, из данной категоризации не вытекающих.
Очень важно также иметь в виду, что все бинарные оппозиции содержат в себе момент оценки, последовательно распределяясь на положительные и отрицательные. Чарлз Осгуд (Osgood, 1979), изучивший под этим углом зрения носителей 12 разных языков, нашел, что человеческое сознание отличается не просто биполярностью (значения слов дифференцируются в терминах полярных оппозиций), но и тем, что один из полюсов оценивается как положительный, а другой — как отрицательный, причем положительные характеристики соединяются с положительными, а отрицательные — с отрицательными. Это относится и к понятиям мужского и женского.
Метафоры мужского и женского у разных народов различаются как по степени своей разработанности и значимости, так и по содержанию. Например, в русских летописях важнейшие мужские и женские свойства поляризованы, но при этом все мужское оценивается положительно (Маслова, 2001). «Мужской ум» — сильный, логичный. Слово «муже-умъный» стоит в одном ряду с терпеливостью, храбростью, непобедимостью. Напротив, женский ум — нелогичен, слаб. Наделение женщины мужскими чертами возвышает ее, а мужчину женские черты унижают. Если женщина обладает «мужским сердцем», это хорошо, тогда как мужчина с женским сердцем — слабак, трус. Трусливые воеводы именуются «скопцами с женским сердцем». Короче говоря, все хорошее в женщине происходит от мужчины, а все плохое в мужчине происходит от женщины.
Это накладывает отпечаток не только на мифологию и обыденное, повседневное сознание, но и на науку. Понятие мужественности (маскулинности) является не только и не столько описательным (дескриптивным), подразумевая совокупность черт, предположительно отличающих мужчин от женщин, сколько предписательно-нормативным, подразумевая систему представлений о том, каким должен быть «настоящий мужчина». Эти канонические предписания во многом определяют и наше восприятие фактов: мы воспринимаем то, что ожидаем увидеть, и группируем явления в соответствии с их культурным значением.
Источник:
И.С. Кон. Мужчина в меняющемся мире. — М, 2009



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • И.С. Кон. Мужское и женское начало в человеке
  • Когда люди прекратят уничтожать природу и друг друга?
  • Андрогин; Androgyne; Androgyn
  • Сизигия; Syzygy; Syzygie
  • Павел Пономарев. Мужское одиночество
  • Борисова Наталья Дмитриевна. Гендерное воспитание детей в сюжетно-ролевой игре
  • Брак; Marriage; Ehe; Hochzeit
  • Пол биологический; Sex; Geschlecht
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Сексуальные жесты женщин и мужчин - описание
  • Гермафродит; Hermafrodite; Hermafrodit
  • Сексуальность женщин и мужчин, отношение к сексу у разных полов
  • Владината Петрова. Как найти жену великому человеку?
  • Анимус; Animus; Animus
  • Бохов Валерий. В ателье
  • Притча «Притча о создании мужчины и женщины богом»
  • Елена Бутивщенко. Мужчина + Женщина = Бизнес
  • Сексуальный интерес: почему мужчины неправильно понимают женщин?
  • Активность—пассивность
  • Таран Раиса Фёдоровна. СКАЗКА «РОЖДЕНИЕ ЗЕМЛИ»
  • Кристина Валько. Как отказать мужчине-поклоннику?
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Притча «О женщине»
  • Мужественность—женственность; masculinity—femininity
  • Материнский комплекс; Mother complex; Mutterlich-Komplex
  • Торубарова Татьяна Александровна. Речевая игра «Рассели по домикам»
  • Приворот на женщину
  • Луковникова Марта Валерьевна. Отвергая отца...
  • Сценарные игры «сильных женщин» и «слабых мужчин».
  • Притча «Открытия мужчины и женщины»
  • Притча «Притча о субъективном понятии "хорошо-плохо"»
  • Бисексуальность
  • Притча «Настоящий мужчина с жёнами не дерётся»
  • Лайне А. Ненависть во взаимоотношениях между женщиной и мужчиной
  • Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.
  • Ильин Евгений Павлович - Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины
  • Связь рукопожатия и брака
  • Притча «Мужчины портят женщин»
  • Инфлятивная проекция Sch0±
  • Георгий Сергацкий. Зачем мужчине женщина? Высказывания известных людей
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Идеальная женщина глазами мужчин
  • Значение отца для сына и дочери
  • Заводюк Вадим, Исупов Станислав. Что такое женщина?
  • Чернова Татьяна Анатольевна. Гендерный подход. Правильные акценты в воспитании девочек и мальчиков.
  • Чувство юмора у мужчин и женщин отличается - мужчины смешливее
  • Белан Юлия Александровна. Полоролевая идентичность и психофизиологические особенности мальчиков и девочек
  • Мужская и женская психика их светлые и темные стороны относительно к мастям младших арканов Таро.
  • Кора; Kora



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь