(Программа «Тропинки» под редакцией В.Т. Кудрявцева, раздел программы Тропинка в мир свойств и качеств предметов», программа «Здравствуй, мир Белогорья» Серых Л.В, Репринцевой Г.А)
Азарова Наталья Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 40 «Веселинка» города Губкина Белгородской области
Возраст детей / направленность группы Дети 5-7 лет/группа общеразвивающей направленности
Форма проведения ОД Творческая мастерская
Приоритетные образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»,
Цель Ознакомление детей с предназначением русской народной тряпичной куклы, и её историей и способом изготовления.
Скачать конспект
Задачи
Познавательное развитие:
- формировать представления об истории русской народной тряпичной куклы; познакомить с материалом для изготовления
Речевое развитие:
- развивать речь
- побуждать детей отвечать на вопросы полным предложением, четко проговаривая слова
- активизировать словарь детей по теме
Социально-коммуникативное развитие:
- вызвать эмоциональный отклик
Художественно-эстетическое развитие:
- научить отличать народные игрушки;
- воспитывать добрые чувства к русскому народному творчеству.
Основные понятия (новые слова) Горница, девица, пеленка, оберег
Виды детской деятельности Познавательная (отгадывание загадок)
- Познавательно – исследовательская (определение материалов из чего сделаны куклы)
- Коммуникативная (беседа, обсуждение),
- Изобразительная деятельность (изготовление куклы)
Форма организации детской деятельности
- Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность
Ресурсы
Раздаточный материал: лоскуты тканей разного размера и формы на каждого ребенка, ленточки. Наглядно-демонстрационный материал: карточки с изображением алгоритма изготовления тряпичной куклы.
Ожидаемые результаты Ребенок:
- узнает народные тряпичные куклы по виду
- умеет делать выводы в процессе исследования
- может планировать свои действия для достижения конкретной цели
Этапы ОД
|
Деятельность педагога
|
Деятельность
ребенка
|
Планируемые результаты
|
I.Организационный этап
|
Добрый день, гости званые, желанные!
Рады мы гостям из всех краёв,
Всех ждём, встречаем! На Руси гостей хлебом солью встречают, по имени величают. Как звать вас, величать, гости дорогие? Меня зовут Хозяюшка. Вот и познакомились.
Милости прошу в мою горницу!
Сядем с вами рядком, да поговорим ладком.
Кто знает в какой стране мы с вами живем? В России. А в старину ребята нашу страну называли Русью.
В далёком прошлом на Руси вечерком, после трудового дня, взрослые и дети любили устраивать посиделки, вот как мы с вами сегодня. На посиделках никто не сидел, сложа руки. Взрослые и дети вышивали, вязали, лепили, вырезали игрушки, обсуждали насущные проблемы. С ранних лет воспитывалось усердие и трудолюбие. А ещё они играли, пели песни, водили хороводы, Любили загадывать и отгадывать загадки. Отгадаете одну из таких загадок?
|
Дети здороваются, знакомятся друг с другом, улыбаются друг другу.
|
Проявляет эмоциональную отзывчивость на приветствие. Создан эмоциональный настрой и мотивационная готовность к участию в совместной деятельности.
|
II. Мотивационно - ориентировочный
этап
|
У меня есть подружка,
платье носит
есть не просит,
как зовут мы спросим? Кукла.
Спросите у нее. Как зовут тебя ,девица?
Отвечает- мастерица. Белогорочкой зовусь.
Скажите ребята, это современная кукла?
Где сделана эта кукла? На фабрике.
Из чего она сделана? Из пластмассы, резины.
А мы можем такую куклу сделать своими руками? Педагог выявляет проблемную ситуацию.
А из чего бы мы смогли смастерить куклу. Из бумаги. Да. А вы хотите узнать из чего делали кукол в старину ?
|
Отгадывают загадку о кукле, обсуждают принадлежность куклы к настоящему или прошлому времени.
|
Участие детей в выявлении темы.
Умение делать вывод, устанавливать связи с уже известным. Выражено желание слушать и отвечать на вопросы.
Слушает и понимает из какого материала можно сделать куклу, приминает заинтересованное участие.
Умеет распознать проблему.
|
III. Поисковый этап
|
Заглянем в мой сундучок?
Чтобы сундучок открыть, надо ласково попросить.
Сундучок, сундучок,
Приоткрой нам свой бочок?
В сундуке разные ткани. Вот оказывается из чего делали кукол наши предки. Хотите я и вас научу делать куклу, с которой играли дети в старину?
|
Дети определяют из чего сделана кукла в наше время и в старину. Выясняют из какого материала можно сделать куклу самостоятельно. Знакомятся с материалом для изготовления куклы
Дети участвуют в обсуждении проблемы.
|
Выполняет действия по словесной инструкции, понимает суть учебной задачи.
Выполняет действия по наглядной инструкции. Выполняет действия согласно заданию, понимает смысл, различает фигуры, находит признаки сходства и различия.
Понимают инструкцию к заданию ,выполняют соответственно инструкции.
|
IV. Практический этап
|
Взрослые мастерили кукол и клали их в колыбельку к ребенку. Кукла-пеленашка была самой первой игрушкой малыша. В древние времена считалось, что кукла- пеленашка защищала малыша от болезней.
Описание работы
Во время работы тихо звучит народная музыка
Мы возьмем кусочек ткани, свернем его пополам и скатаем его трубочкой. Это будет туловище нашей куклы. Перевяжем нитью посередине. Затем цветной треугольник надеваем на голову, надвигаем на лоб и завязываем кукле платок. Квадратный лоскут расстилаем и укладываем куклу так, чтобы голова была выше пеленки. Пеленаем куклу, то есть оборачиваем тканью сначала с одной, затем с другой стороны. Расправляем пеленку внизу и поднимаем вверх- укутываем ноги нашей куклы - пеленашки. Закрепляем концы пеленки и перевязываем красивой лентой. Наша кукла готова. Кукол никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. А в наши дни игрушка, сделанная своими руками, может служить сувениром и быть хорошим подарком.
В стародавние времена на Руси любую работу заканчивали играми, песнями да плясками. Мы с вами славно поработали, а теперь весело потанцуем.
Люди добрые! Наш русский народ
Веки вечные водил хоровод!
- А вы умеете водить хоровод?
Хозяйка приглашает всех со своими куколками в хоровод, чтобы спеть и потанцевать. Хоровод «Тетёра»
Дети выходят в круг со своими куколками, поют и ведут хоровод под русскую народную песню.
|
Применяют навыки работы с различными материалами.
Слушают рекомендации педагога ,проявляют активность и самостоятельность при выполнении задания
Дети выходят в круг со своими куколками, поют и ведут хоровод под русскую народную песню.
|
Умеют выделять главные моменты в совместной деятельности.
Выполняет действия по словесной инструкции, понимает суть учебной задачи.
Выполняет действия по наглядной инструкции.
Эмоционально реагируют на предложение педагога участвуют в деятельности.
|
V. Рефлексивно – оценочный этап
|
Как прекрасно сегодня потрудились ваши руки. Ребята, давайте вспомним, какую куклу мы сегодня смастерили? Что нового, интересного вы сегодня узнали? Что было труднее всего сделать?
Думаю, что эта кукла будет у вас любимой игрушкой или же она может стать необычным подарком вашим близким. Изучение прошлого о жизни наших прабабушек помогает нам лучше узнать традиции наших предков и познакомиться с историей нашей страны. А теперь предлагаю поиграть с вами в сюжетно-ролевую игру «Семья»с вашими тряпичными куклами.
|
Оценивают результаты своего труда, радуются своим успехам, делятся впечатлениями друг с другом и педагогом.
|
Дети с интересом слушают педагога, активно участвуют
В обсуждении, благодарят его за высокую оценку их творческой деятельности.
Заинтересованы в продолжении ознакомления с русским народным творчеством.
|
|