Воспитатель 1 кв. категории Сидорова С.А. Альметьевск, 2019 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №45 «Космос» г. Альметьевска Республики Татарстан
Вид проекта: творческий
Участники проекта: воспитатели, руководитель, дети подготовительной группы, родители.
Срок реализации: краткосрочный
Образовательная область: патриотическое воспитание.
Актуальность проблемы: Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру Татарстана..
Скачать конспект
Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека впервые годы его жизни. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во много зависящих от социального окружения. Ребенок, по мнению Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям- задача особенно актуальная сегодня. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину -
Проект направлен на развитие творческого потенциала каждого ребенка и приобщение к активной деятельности в области искусства; развитие интереса к изобразительному творчеству; формирование основ художественно-эстетического вкуса дошкольников посредством изобразительной деятельности.
Проблема: Приобщая детей к истокам татарской народной культуры мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся будет носителем татарского языка, ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ не передающий все самое ценное из поколения в поколение, — народ без будущего.
Гипотеза проекта заключается в том, что ознакомление детей с татарской народной культурой через участие в народных праздниках, фольклоре, соблюдение традиций, в образовательной деятельности изобразительного искусства использовать разнообразные методы и технологические приемы обучения, то развитие творческих способностей у детей будет способствовать формированию основ татарской народной культуры, духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. Для этого нужны следующие условия:
- организация предметно-развивающей среды;
- организация эмоционально – благоприятной обстановки в образовательной деятельности
Цель проекта: создание условий для развития творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Традиции и современность».
Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
Создание образовательно – культурной среды в группе: пополнение краеведческого уголка материалом «Декоративно-прикладное искусство Татарстана», «Татарский национальный костюм», «Татарский орнамент», создание галереи детского творчества; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту.
Разработка перспективного плана образовательной деятельности по ознакомлению с традициями и культурой татарского народа.
Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
Диагностика с целью анализа и корректирования образовательной работы в сторону выявленных проблемных направлений.
Задачи проекта:
- Обогатить представления детей о быте, традициях и культуре татарского народа Познакомить детей с особенностями татарского народного костюма; с татарским национальным орнаментом.
- Развивать уверенность в выражении своих мыслей, способность презентовать результаты собственной деятельности
- Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству
- Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.
Планируемый результат.
Расширение представлений детей об окружающем мире.
- Обогащение представлений детей о быте, традициях и культуре татарского народа.
- Повышение познавательного интереса детей к родной истории;
- Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края.
Предварительная работа:
- Проведение мониторинга знаний на тему: «Культура и традиции Татарстана».
- Определение темы, задачи и цели проекта.
- Подбор материала по данной тематике: художественная детская литература, иллюстрации, видео и аудио материал.
Основной этап.
Работа с детьми, сотрудничество с родителями, с краеведческим музеем .
Перспективное планирование проектной деятельности
Вид деятельности
|
тема
|
Цели
|
Экскурсия в краеведеский музей
|
« Мой край богатый и красивый, мой Татарстан»
|
Цель: Цель: расширить знания детей о людях, населяющих Республику Татарстан , закрепить знания о быте, одежде народов проживающих на территории Татарстана . Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.
|
Татарские народные игры:
|
“Перетяни канат”. “Не пролей воды”. « Продаём горшки» , «Тимербай» «Спутанные кони»
|
Цель :Вызвать интерес к культуре и быту татар. Вызвать эмоциональный отклик..
|
Показ презентации
|
«Народные праздники и народные традиции»
|
Цель. Формировать у детей представления о богатой народной культуре татарского народа, знакомить с этнографией и фольклором татар.
|
Изучение пословиц и поговорок татарского народа. Чтение сказки«Три дочери»
|
|
Цель: Приобщить к устному народному творчеству татар.
|
ООД
|
Тема: Татарский национальный костюм
|
Цель: Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, т?б?т?й, читек) и женского (кулм?к, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов;
|
ООД
|
знакомство с татарским орнаментом
|
Элементы татарского национального орнамента
|
Дидактические игры
|
«Укрась фартук», «Собери узор», «Назови правильно»
|
Цель :Вызвать интерес к культуре и быту татар. Вызвать эмоциональный отклик
|
Просмотр иллюстраций, рисунков
|
|
. Цель :Вызвать интерес к культуре и быту татар. Вызвать эмоциональный отклик.
|
Беседа
|
Знакомьтесь профессия дизайнер одежды
|
формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта;
|
ООД
|
Составление эскиза современной одежды по мотивам татарского народного костюма с использованием элементов татарского национального орнамента.
|
Цель: закрепить знания о быте, одежде народов проживающих на территории Татарстана закрепить знания о быте, одежде народов проживающих на территории Татарстана Получить радость от полученного результата.
|
Шитьё костюмов совместно с родителями по эскизам детей
|
|
Цель: Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края.
|
Дефиле с участием детей и родителей..
Обмен опытом Чаепитие.
|
|
Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту
|
Заключительный этап
Заключительная диагностика.
Анализ и обобщение полученных результатов.
Ожидаемый результаты:
повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, знаний о быте и традициях татарского народа, культуры поведения дошкольников; раскрытие индивидуальности ребенка; возрастание духовно-эмоционального контакта "ребенок – взрослый – ребенок"
Перспективы проекта
В дальнейшем планирую разработать проект «Традиции и обычаи народов Татарстана»
|