При развитии фонематического восприятия дети с речевыми нарушениями учатся чувствовать ритм, рифму, участвуют в формировании языкового чутья. Их любимые упражнения — игровые рифмовки. Работа над рифмой начинается с первого года обучения с различения слов, близких по звуковому составу.
Для этого детям следует выполнять упражнения:
- назвать две парные картинки и определить, похожи ли по звучанию два слова: конфета-кубик, лиса-оса.
- Повторить по 2 слова и определить, похожи ли они по звучанию (фантик-бантик, крупа-молоко, лифт-банан, манка-банка, винт-бинт, кошка-мышка)
- Определить, какая из 2 пар слов звучит складно (палка-селедка, палка-скакалка, мышка-шишка и мышка-кошка, гном-дом, гном-дам, качели-лимонад и качели-карусели.
- Это задание называется «Нескладушки». Повторить вначале по два, а потом по три похожих слова в названном порядке: мак-так, сом-дом, дуб-суп, мак- бок–так, сом- дом- гном, моток- каток- поток, утка-дудка – будка.
- Из 4 слов, четко названных логопедом, назвать те, которые отличаются от остальных ком-ком-кот-ком. Канава-канава-какао-канава.
- Послушать рифмовку, найти в ней «неправильное слово» и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу «не случайно у сестрички с фантиками (бантиками) две косички»
- «пес Барбос совсем не глуп, но не хочет рыбный зуб (суп)»
- «испугалась, плачет внучка — укусила ее ручка (Жучка)»
- игра «четвертый лишний» (с опорой на картинки): мак-рак-бак-банан, ветка-клетка-диван-сетка, шкаф-крышка-пышка-мышка
- после прочтения логопедом рифмовки и выделения голосом последнего слова в первой строчке закончить, добиваясь рифмы, вторую строчку одним из трех предложенных слов.
Шепчет ночью мне на ушко сказки разные (перина, подушка, рубашка)
- Закончить двустишие, подобрав подходящую рифму «мы с сестричкою вдвоем утром чай горячий…, мама, папа, брат и я -вот и вся моя…, в лесу веселый гномик построил себе…»
- Выбрать из двух слов одно, в котором слышится заданный звук (волосы-полосы, волос-голос, фантик-бантик)
- На втором году обучения дети знакомятся с понятием рифмы -созвучием окончаний строк. Например, провести обсуждение отрывка из книги Н.Носова «Приключение Незнайки»
- Работа над рифмой не самоцель, она связана с решением других коррекционных задач: автоматизацией и дифференциацией звуков, анализом звукового состава слова, развитием лексико-грамматического строя языка, пополнением словарного запаса.
- Постепенно игры становятся сложнее, разнообразнее и могут проводиться как часть групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
- В подготовительной группе можно провести игру «Подскажи словечко».
- В течении года в соответствии с темой занятия предполагается различные фонематические разминки.
- После подбора слова в рифму, логопед просит детей вспомнить все родственные слова. Например, к слову рыба (тема звук «р» «родственные слова).
- Далее проводятся игры в которых дети подбирают слова, схожие по ритмической структуре и проговаривают рифму.
- Игра «Горшок каши» (на автоматизацию звука «Л»)
- Фото: На столе- игровом поле в формате квадрата разложены 16 перевернутых картинок. Никаких предметов на картинках ни видно, потому что они залиты белой молочной кашей.
- Из детей формируется «спасательная команда». Первый спасатель (девочка) делает по игровому полю 4 шага в любом направлении, в такт «шагам» приговаривая: «ла-ла-ла я куклу спасла». Если спасатель мальчик, он проговаривает: «ал-ал-я лампу спасал. Ал-ал – я халат достал»
- Игра «Слова с начинкой» (разбор картинок с отрабатываемым звуком)
- При автоматизации звука «р» на картинке слова: роза, зубр, носорог, зоопарк. Эти короткие слова спрятаны в конце длинных. Я называю длинное слово, дети находят созвучное короткое и повторяют пару: носорог-рог, угроза-роза, зубр-зуб, зоопарк-парк.
- Игра «рифма»
- К игре подбираются две стопки парных картинок. Названия их в первой стопке рифмуются с названиями картинок во второй стопке. Первая стопка лежит в центре стола рисунком вниз, остальные картинки разложены рисунком вверх по всему столу. Дети поочередно берут из стопки по 1 картинке, называют её и подбирают рифму среди названий картинок, лежащих на столе. Если пара не найдена, картинка возвращается пор стопку. Если игроку удается подобрать парную картинку, он забирает обе картинки.
- Игра «Буриме»
- В игре принимают участие 2-4 чел. Они либо запоминают свою рифму, либо получают карточку и читают ее. Рифма содержит отрабатываемый звук. К примеру, при работе над автоматизацией звука «л» предлагается рифма алка, олка, илка.
- На столе разложены картинки со словами: галка, фиалка, палка, мочалка, елка, иголка, пчелка, футболка, пилка, копилка, вилка, скакалка.
- Первый вариант игры:
Каждый ребенок трижды повтрояет свою рифму и подбирает рифмующееся слово — название одной из картинок (например: «олка-олка-олка-
у меня футболка».
Четко произнося двустишие, игрок забирает картинку себе.
- Второй вариант игры: каждый игрок объединяет любые свои картинки в парах и придумывает с ними двустишие:
«порвалась у Вани футболка, теперь нужна Ване… иголка»
Если работа идет над другими звуком, дети
Логопед: Ребята, давайте скорее играть!
Разные будем слова подбирать!
Любые слова говорите, ладно?
Но только такие,
Чтоб вышло…
- Логопед бросает мяч и произносит слово, поймавший мяч отвечает словом, созвучием с названием: печка-речка, овечка-свечка, сердечко-колечко.
Птичка-синичка, спичка, табличка-косичка.
Дети должны найти к предложенной картинке пару: другого картинку со словом, сходным по звукортимической структуре.
- Игра «Помощница и обманщица»
По рифме можно догадаться, например, о каком животном идет речь.
- А вот стихи с рифмой-обманщицей: загадано одно слово, а рифма подсказывает совсем другое.
- «Сочини вторую строчку»
В отличие от игры «Подскажи словечко» дети добавляют не одно слово, а целую стихотворную строчку. Первую может придумать логопед или я беру ее из книжки В. Нестеренко «Подскажи словечко».
Например: я говорю первую строчку: У деревьев ветки колки…
Дети заканчивают: Ведь деревья эти- ёлки.
В случае затруднения подбора рифмы к последнему слову детям можно предложить предметную картинку.
Игра- цель: обучение детей составлять четверостишия, в которых содержится целый рассказ.
Детям подготовительной группы предлагаю домашнее задание: сочинить небольшие стихотворения. Чаще это стишки на лексическую тему, изучаемую в группе в течении данной недели.
Так происходит закрепление материала.
|