Составитель: воспитатель высшей кв. категории Громцева Елена Дмитриевна 2019 год Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 комбинированного вида Пушкинского района г.Санкт-Петербурга
Цель: способствовать формированию отношения к воде как наиболее ценному ресурсу, который надо беречь и экономить. Инициировать размышления о роли воды в бытовой деятельности человека.
Задачи:
1. Формировать опытно-исследовательские умения и навыки:
- выявить проблему;
- самостоятельно искать нужное решение;
- самостоятельно анализировать полученные результаты.
2. Формировать предпосылки учебной деятельности:
- развивать произвольность психических процессов;
- развивать фонематическое восприятие, закреплять образы букв, формировать умение составлять слова из предложенных букв;
- обогащать словарный запас у детей по данной теме;
- закрепить знания порядкового счета в пределах 10 и их графического изображения,
- закреплять навыки сложения чисел в пределах 10, упражнять в назывании «четных» и «нечетных» чисел;
- измерять объем жидкости с помощью условной мерки и показать на примере, что объем воды не зависит от величины мерки;
- формировать навыки коммуникативного общения (ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности).
- побуждать у детей эмоциональный интерес к деятельности и позитивные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- систематизировать знания об источнике жизни – воде, о причинно-следственных связях экологического состояния Земли и жизнедеятельности человека.
3. Формировать ценности природного вещества – воды.
4. Формировать ценности экологического поведения и экологического сознания.
Технологии, используемые в ходе непрерывной образовательной деятельности:
Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:
- партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый — ребенок»
- атмосфера взаимопонимания и сотрудничества
Здоровьесберегающие технологии:
- смена двигательной активности
- гимнастика для глаз
Технология сотрудничества:
Игровые технологии:
- игровые ситуации
- сюрпризный момент
Технология исследовательской деятельности:
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
Информационно-коммуникационные технологии:
- интерактивная доска
- использование программы Makromedia Firewoks MX–презентация «В круговороте дел — вода».
Оборудование и материалы: проектор, интерактивная доска, ноутбук, MX–презентация, 2 пластиковые бутылки объемом 1 литр разной формы с чистой и грязной водой, 2 мерных стакана, объемом 200 мл, 2 мерных стакана, объемом 100мл, 2 одинаковых тазика, 2 воронки, 2 штатива с закрепленными стаканами на разном уровне, соединенные трубками, 2 листа с алгоритмом действий измерения объема воды, 2 листа с недорисованными схемами прибора для очистки воды, буквы, карандаши, карточки с примерами, бумажные полотенца.
Ход организованной образовательной деятельности.
Вступительная часть.
Воспитатель: — В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся, И на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем, И занятие начнём.
Воспитатель: — Давайте поздороваемся с нашими гостями.
- Ребята, сегодня утром, мы не смогли вымыть руки, а Татьяна Ивановна не вымыла посуду. Как вы думаете, что произошло?
Дети делают предположения, высказывают свои мысли.
Основная часть.
Воспитатель: — Ребята, вы правильно сказали, что не было вода в кранах, высказали причины отсутствия воды. А для чего мы используем в группе воду? Можем ли мы обойтись без воды?
Дети перечисляют все потребности воды.
В это время в группу заходит помощник воспитателя, приносит 2 бутылки: с грязной и прозрачной водой, говорит, что засорилась водопроводная труба, ее прочистили, но вода сначала поступала грязная, потом потекла чистая, но и чистую воду необходимо профильтровать. Помощник воспитателя просит детей помочь очистить воду.
Воспитатель: — Ребята, у нас не простое задание. Мы должны выполнить необходимые лабораторные исследования и опыты для очистки воды. А вы знаете, почему грязную воду называют мертвой? А почему вода становится мертвой? А какой еще может быть вода?
Ответы детей.
Воспитатель: — Ребята, для решения поставленной задачи количество воды в бутылках должно быть одинаковым. А как это узнать, ведь бутылки совсем разные?
Дети высказывают свои предложения, задача воспитателя подвести детей к применению мерки – мерного стакана.
Воспитатель: — Для того чтобы начать выполнять задания, надо разделиться на команды. Одна команда будет очищать «мертвую» воду, а вторая – «живую». Рассчитайтесь по порядку, четные номера пойдут в левую сторону, а нечетные – в правую.
Прежде чем начать измерения, вы должны распределить обязанности: один -наливает в стаканчики воду, другой — выливает воду в тазик и считает количество стаканчиков, третий зарисовывает все действия, которые вы проделываете, а четвертый – это «научный руководитель», он помогает правильно проделать измерения с помощью схемы — алгоритма.
Распределяйте обязанности и приступайте к работе.
Далее следует практическая часть самостоятельной работы. Каждой команде выделяется мерный стаканчик, пустой тазик и воронка. Дети измеряют объем воды с помощью мерного стакана, зарисовывают результат, используя схему действий. Сравнивают результаты и делают выводы. Рассказывают сколько мерных стаканов поместилось в каждую бутылку, подтверждают, что форма бутылок не зависит от объема воды.
Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, откуда поступает вода в дома? Из каких водоемов? Давайте поиграем в игру «Буквы разбежались», составьте правильно слова и вы узнаете правильный ответ.
Дети составляют слова «озеро» и «река».
Воспитатель: — Ребята, а вы знаете из какого водоема в нашем городе, приходит вода к нам в дом? Давайте посмотрим.
Показ MX–презентация «В круговороте дел — вода».
Во время просмотра презентации дети смотрят и слушают объяснения, одновременно следят глазами за лазерной указкой, непроизвольно выполняя упражнения для глаз.
После просмотра презентации воспитатель задает вопросы:
- из какого водоема вода попадает к нам в дома?
- какой путь проделывает вода, прежде чем попасть к нам в дом?
- зачем нужно экономить воду?
- что происходит с использованной водой?
- как можно уменьшить расход живой воды?
Давайте мы покажем, как происходит круговорот воды в природе.
Фонопедическое упражнение "Как вода в природе двигается".
1. Ручеек наверх пробился, зажурчал: "жур-жур-жур, жур-жур-жур,"
(дети сидя на корточках и указательным пальцем проводят "змейку" по полу).
2. Ручеек побежал, к бурной речке прибежал,
Бурная река бежит, приговаривает: "бл-бл-бл, бл-бл-бл"
(дети встают в круг, делают волнообразные движения рукой)
3. Река бежит, к морю спешит, в море впадает.
Морская волна шумит: ш-ш-ш, ш-ш-ш.
(дети берутся за руки, изображая большое море, движения руками от себя, изображая большую волну).
4. Солнышко встало, воду нагрело.
С моря в жару пар поднимается пш-пш-пш, пш-пш-пш.
(рисуют в воздухе спиральки пальцами).
5. К небу пар летит облачком: а-а-а, а-а-а.
(руки поднимаются вверх, ладони в стороны — это облачко, поем фальцетом).
6. Ветерок подул, облачко в тучку согнал (тихонько дуем, не надувая щек).
7. Из тучки дождик пролился: кап-кап-кап, кап-кап-кап.
Воспитатель: — Сейчас вам предстоит отправиться в лабораторию для очищения воды. Лаборатория находится за «дверью» (ширма). Только открыть вход в лабораторию не просто, висит замок. На замке шифр – цифра 7. Это значит, что вам надо решить примеры, пример с ответом «7» откроет нам дверь в лабораторию.
Воспитатель раздает карточки с примерами, дети решают их.
Воспитатель: — Вы большие молодцы, в лабораторию вход свободен. На столах стоит прибор для очищения воды. Обе команды должны с помощью мерки налить воду в верхний стакан на штативе, вода будет переливаться по трубам и потом попадет на водоочистительную станцию, пройдет фильтрацию и станет чистой, превратится в живую воду.
На мольбертах закреплены листы с картой-схемой приборов для очищения воды. Надо дорисовать схемы и изобразить то количество мерных стаканчиков, которые вы налили в прибор для очищения воды. После окончания работы дети рассказывают, сколько стаканов воды они налили для очищения и делают выводы.
Воспитатель: — Ну вот, вы справились с заданием, теперь бутылки с очищенной водой можно отдавать Татьяне Ивановне для проверки водопровода.
Заключительная часть. — Ребята, что вы поняли из сегодняшнего занятия?
Как мы должны беречь воду? Вы правы, все живое требует к себе бережного отношения.
|