Цель:
- Вызвать у детей радостное настроение, развивать память, воображение.
- Продолжать знакомить с одним из видов народно-прикладного искусства – дымковской игрушкой; учить выделять элементы росписи, её колорит, мотивы и композицию узора на изделиях.
Задачи:
Образовательные:
- Развивать творческие способности детей, чувство цвета, мелкую моторику и координацию рук, игровые навыки.
- Продолжать учить детей украшать элементами декоративной росписи силуэты дымковских игрушек.
- Формировать умение выбирать один из вариантов узора для игрушки;
- соблюдать подбор цветов, характерный для росписи дымковских игрушек;
Развивающие:
- развивать внимание, образное и логическое мышление, наблюдательность;
- развивать эстетический вкус.
- Вызвать интерес к народной игрушке
Материал и оборудование:
- Изображения разных видов дымковских игрушек: индюк, нянька, барыня, уточка, петушок, карусель и др. (мини-музей)
- Изображения элементов дымковских узоров;
- Силуэт фигуры игрушки, вырезанный из белой бумаги;
- Акварельные краски, вода, мягкие кисти, салфетки;
- Мольберт.
Предварительная работа:
- Знакомство с дымковской глиняной игрушкой;
- Рассматривание иллюстраций с изображением дымковских изделий;
- Знакомство с элементами росписи;
- Рисование элементов росписи.
Ход занятия.
Воспитатель:
- Ребята, скажите, вы когда-нибудь были в музее? (ответы детей)
- Сегодня я приготовила вам сюрприз. Я приглашаю вас в музей. Хотите вместе со мной посетить музей? (ответы детей)
- Тогда, закройте глаза (звучит музыка, воспитатель быстро раскладывает мини-музей, если есть возможность запрятать его, то можно его разложить заранее – это сюрпризный момент).
- Ребята, открывайте глаза. Вот мы с вами и в музее (проходят к столу с игрушками).
- Что вы видите перед собой?
Дети: Игрушки!
- Да, правильно! Посмотрите на них, какие они яркие, нарядные. Может кто-нибудь назовет, как называются эти игрушки? (ответы детей – дымковские)
- Правильно, это дымковская игрушка!
- Давайте, ребята, вспомним историю этой игрушки. А почему их так назвали? (ответы детей — потому что их сделали в селе Дымково)
Воспитатель: А почему село это назвали Дымково? (ответы детей)
- Правильно, потому что зимой, когда там топят печки, а летом, когда туман, село стоит как будто в дымке.
Воспитатель:
Дым из труб столбом, точно в дымке все кругом.
Голубые дали, и село большое "Дымково " назвали.
Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.
Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.
Сами белоснежны, как березки,
А на них яркие кружочки, клеточки, полоски.
Воспитатель: Да, вот в старину в селе Дымково и зародилась дымковская игрушка. Из чего же мастера ее делали? (ответы детей — Делали эту игрушку из глины).
Мастера делали их из глины. Но ведь глиняные игрушки выглядят не очень нарядными. Поэтому дымковские мастера стали их расписывать яркими узорами.
Воспитатель: А какие элементы росписи использовали мастера?
Дети: Круги, полоски, точки, сетка, кольцо.. А вы знаете, что в этих элементах есть секрет: круг означает солнце, волнистые линии — воду, а пересечение прямых линий — землю.
Воспитатель: А какие цвета использовали мастера для росписи игрушки?
(красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый)
Воспитатель: А как одним словом можно сказать про цвета, краски?
Дети: яркие, нарядные, веселые, праздничные.
Воспитатель: А вы хотели бы попасть в Дымково?
Дети: Да!
(С помощью физкультминутки дети переправляются в деревню Дымково)
Воспитатель: А ведь село стоит на берегу реки, на чем же можно отправиться туда?
Дети: на лодке.
(имитация движений, переплыть)
Мы на лодочке плывём,
На волнах качаясь.
Мы одним веслом гребём,
Вторым помогаем.
Давай прыгай ты дружок побыстрей на бережок.
И быстрей шагаем.
(Перед детьми на столах краски, кисти, стаканчики с водой, заготовки игрушки уточки на бумаге)
Воспитатель: Дети, куда мы пришли?
Дети: В мастерскую дымковских мастеров.
- А где же они? Наверное, устали и пошли отдохнуть? (ответы детей)
Воспитатель: Мы ж хорошие ребята, давайте раскрасим игрушки к ихнему приходу, давайте поможем мастерам? (ответы детей)
А сейчас я предлагаю занять рабочие места. Посмотреть, что приготовлено для работы. Вспоминаем, как мы пользуемся салфеткой, как убираем лишнюю краску, промываем кисточку.
- Мы с вами будем расписывать наших уточек дымковскими узорами. Давайте рассмотрим узоры на нашей уточке (рассматриваем узоры на уточке).
Грудку и крылья птицы украшают узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко.
Воспитатель. Посмотрите, как я украсила свою уточку.
Ребята, вспомните, как нужно работать при росписи.
Перед тем как набрать другую краску, надо промыть кисть, и только после этого взять другую краску. Теперь рисуем точки кончиком кисточки. Полоски рисуем, приложив кисточку к бумаге, ведем ее слева направо.
(Дети могут выполнять рисунок, как по образцу воспитателя, так и развивать свою фантазию, только нужно соответствовать характерным чертам дымковской игрушки)
Воспитатель: Ребята, вы настоящие народные мастера, хорошо потрудились.
Дети рассматривают расписных утят, высказывают своё мнение.
Дети закрывают глаза, звучит музыка.
Воспитатель: Вот мы снова в детском саду.
– Ребята, где мы с вами побывали?
– Кого мы с вами расписывали?
- У вас все получилось или были трудности?
Ребята, вы молодцы!!!
Славилась Россия чудо-мастерами, Дерево и глину в сказку превращали. Красками и кистью чудеса творили, Своему искусству молодых учили.
|