В период адаптации в детском саду хорошими помощниками для мам и пап могут стать специальные сказки.
Будет здорово если мама или папа, зная особенности и предпочтения своего малыша, сами придумают такую сказку.
Какой должна быть сказка –помощник для адаптации:
- Такая сказка не должна быть очень длинной и утомительной для ребенка, при необходимости она может состоять из нескольких частей или быть «многосерийной».
- В сказке происходят естественные события из жизни детей раннего и дошкольного возраста, соблюдается принцип правдоподобия.
- Сказка рассказывается неторопливо, с яркой интонацией и выразительной мимикой.
- В сказке используются только понятные слова для конкретного ребенка,т. е., индивидуально учитывается общий уровень развития ребенка, его актуальный активный и пассивный словарный запас.
- В сюжет сказки включаются реальные события из жизни ребенка, тогда отдельные детали и подробности повествования становятся для него особенно для него близкими и понятными. Например, в описании облика сказочного героя ребенок может узнать свою одежду, обувь, черты своей внешности, в играх персонажей- свои любимые игрушки и занятия, в поведении героев-действия и поступки знакомых взрослых и сверстников.
- В тексте используются преимущественно простые и короткие предложения, а различные художественные описания не перегружаются эпитетами, сравнениями и оборотами.
- Количество героев в сказке примерно соответствует числу полных лет ребенка и всего в рассказ обычно вводится не более 4-5 героев.
- Сказка выполняется различными стереотипными образами, известными ребенку. Например, людьми, животными, растениями, птицами, объектами неживой природы (той частью природы, на которую ребенок уже обращал внимание в своем опыте). Используются образы сказочных и литературных персонажей, героев мультфильмов, уже известных ребенку, любимые игрушки, привычная одежда, обувь, мебель, и т.д. Лучше употреблять уменьшительные и ласкательные формы слов, например, «горка», «речка», «заинька», и т.д.
- В сказке не рекомендуется использовать имена родственников ребенка и тех детей, которых он хорошо знает; собственное имя ребенка не дается ни одному из героев.
- Для детей раннего возраста и младших дошкольников сказка не только выразительно рассказывается, но и одновременно разыгрывается и показывается взрослым на игрушках или куклах- героях-персонажах; игрушки и куклы тщательно подбираются по принципу правдоподобия. Желательно, чтобы в наборе были как большие, так и маленькие фигурки животных (мама и детеныш), кукла мама (папа, бабушка, воспитатель и т. п) и куклы дети (мальчик и девочка), одетые в простую и понятную одежду.
Сказка может рассказываться ребенку неоднократно, возможно ее повторение без изменений и с небольшими изменениями, уточнениями и вариациями.
В конце сказки взрослый не делает какие-либо итоговые назидательные комментарии, не проводит сравнения, а после рассказа – избегает конкретных рекомендаций и наставлений, так как яркие образы главных героев, их действия и сказочные события сами передают ребенку основной смысл содержания сказки.
Рассказывая и разыгрывая такую сказку, надо четко понимать, что те изменения в поведении ребенка, которые взрослые хотят и надеются увидеть, далеко не всегда происходят быстро. Тем не менее,, опыт работы показывает, что если сказки находят живой эмоциональный отклик у ребенка, если он внимательно их слушает, если сюжет и содержание вызывают у него интерес, то с течением времени направленные смысловые акценты сказок, несомненно, способствуют постепенным положительным изменениям в поведении ребенка.
Предлагаю вам свою сказку, которая называется «Сказка про самолетик»
Жил-был самолетик и вот однажды утром мама повела самолетика в садик. Самолетик до этого ни разу не был в садике, но по рассказам мамы знал, что это место где собираются много детишек, которые играют, гуляют, смеются вместе.
Ну вот, мама раздела самолетика и стала прощаться с ним. Вдруг самолетику стало грустно без мамы и он заплакал, он так не хотел расставаться с мамой. Мама его поцеловала и полетела на работу, но тут самолетик увидел, как в группе много всего интересного: много новых разных игрушек и много детишек с которыми гораздо интереснее играть вместе, чем дома одному и самолетик перестал плакать. Он познакомился с новыми детишками- с мальчиками и девочками (перечисляем вместе с ребенком имена детей в группе).
На следующий день мама опять повела самолетик утром в садик. Самолетик уже меньше плакал при расставании, на следующий день еще меньше и настал день когда самолетик вообще не плакал, ведь его ждали друзья (тут ребенок сам должен постараться перечислить всех своих друзей в садике). Вечером мама прилетела за самолетиком в садик, чтобы забрать его домой, но самолетик не захотел домой, ведь дома, так без друзей скучно. На что мама ласково улыбнулась и сказала завтра будет новый день и ты будешь играть с утра до вечера с мальчиками и девочками.
|