Разработала: Инна Евгеньевна Ребик воспитатель МАДОУ ЦРР ДС № 31 МЕДВЕЖЬИ ОЗЕРА ЩЕЛКОВСКИЙ РАЙОН 2019г.
Цель:
- Распространить опыт по организации детского экспериментирования среди педагогов — дошкольников.
Задачи:
- Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования с младшими дошкольниками.
Сегодня мы разберемся в том, что такое эксперимент, и экспериментирование в младшей возрастной группе.
Определение понятия эксперимент дает Сергей Иванович Ожегов,
эксперимент — это метод исследования некоторого явления в управляемых условия, с активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.
Скачать конспект
Другими словами мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Тему для экспериментирования желательно выбирать с учетом интересов детей, их возрастными особенностями и в соответствии с темой проекта или событийностью.
Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание должно уделятся созданию проблемного поля.
В некоторых случаях можно предоставлять детям поле пробности, например, что бы определить, из чего состоит снежинка или сосулька.
Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, что бы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю?». Создание интереса способствует созданию положительной мотивации у детей к деятельности.
Создать мотивацию и вызвать интерес к предстоящей деятельности, помогает дидактическое пособие «Дерево знаний».
В нашей группе данное пособие новая для детей форма работы, оно является составной частью нашего уголка исследования.
Давайте рассмотрим наше пособие в действии.
4х гранное дерево, где каждая грань соответствует временам года: зима, весна, лето, осень и отвечает виду деятельности в комплексно-тематическом плане. Снимая снежинку (цветок/яблоко/листик) вместе с детьми, на обратной стороне есть задание (согласно плана). Тем самым мы сообщаем детям о теме по которой мы работаем. Вспоминая или обговаривая тему, двигаемся дальше.
Например: тема «Снег, какой он?»
У «Дерева знаний» нас встречает снеговик с санками. Вопрос – «Какое время года?» и т.п. На дереве есть съемные наклейки снежинок. Вопрос помогает нам с детьми выдвинуть предположения.
Использование «Дерева знаний» способствует проведению эксперимента в игровой форме. Также «Дерево знаний» можно использовать как дидактическую игру. Все листики (цветочки/яблоки/снежинки) закреплены на «липучку» поэтому их можно снимать. Например, ребенок может взять снежинку и расположить ее на правильной грани дерева – зима, цветок-весна и т.д.
Дети учатся выдвигать гипотезы. С помощью наводящих вопросов дети описывают, какие действия они будут выполнять, планируют ход проведения эксперимента и здесь нам помогает картотека экспериментов
Экспериментирование можно использовать в таких видах деятельности как «Художественная деятельность» например: рисование «Волшебная снежинка».
Многим вам известный способ рисования пальчиками, ватными палочками и ватными шариками и пр.
Можно использовать мнемо таблицу: рука-кисточка с синей краской — снежинка.
В лепке из необычных материалов: соленое тесто, тесто из кукурузного крахмала…
В трудовой деятельности в природе, в соответствии с комплексно-тематическим планированием.
Как правило, каждая карточка, которую педагог достаёт из дидактического пособия «Дерево знаний», содержит названия темы и опыта.
Данное пособие «Дерево знаний», не только мотивирует и вызывает интерес, что таится за окном сегодня, но и позволяет планировать экспериментально-исследовательскую деятельность.
Таким образом, при организации детского экспериментирования важно придерживаться следующих условий:
- выбор темы и объекта исследования осуществляется с учетом интересов и жизненного опыта детей
- необходимо создание мотивации у детей к деятельности
- использование проблемных ситуаций, поля пробности.
- ведение диалога с детьми.
- поощрение выдвижения детьми гипотез.
- осуществлять по мере возможности проверку всех предположений и формулировать выводы.
Спасибо за внимание!
|