В настоящее время потребность человека в определении погоды на основе личных наблюдений заметно снижается, т.к. при современном уровне развития науки и техники легче узнать прогноз погоды из средств массовой информации, чем определять самому. Но «легче» не значит «лучше»: умение определять погоду оказывает большое влияние на общее развитие человека.
А если к вышесказанному добавить тот факт, что все дети – прирожденные исследователи и наблюдения, организованные в детском саду их очень привлекают, то появление метеоплощадки в нашем ДОУ явилось ярким и радостным событием.
Метеостанция в нашем ДОУ — это часть экологического воспитания, она дает возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, помогает детям понимать природу, анализировать и делать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.
Скачать конспект
В этой статье я хотела бы представить нашу метеоплощадку и немного остановиться на ее оборудовании и приборах-помощниках.
Наша метеоплощадка расположена на участке открытой местности, что позволяет исключить ошибки измерений и правильно измерять скорость и направление ветра, а также обеспечить нормальный сбор осадков.
Из оборудования на метеоплощадке имеется:
- заборчик – обозначает границы метеоплощадки;
- стол и скамейка – удобное размещение детей в процессе деятельности;
- стенд магнитно-меловой – размещение наглядного материала, зарисовок;
- метеобудка – для хранения метеорологических приборов.
- осадкомер – прибор для измерения количества выпавших дождевых осадков;
- ветряной рукав – прибор для измерения силы ветра;
- ловец облаков – прибор, позволяющий наблюдать за небом и облачностью, познакомить с видами облаков;
- гололедный станок – прибор для измерения отложений гололеда, изморози и мокрого снега на проводах;
- флюгер – прибор для определения направления и силы ветра;
- снегомер – прибор, применяющийся для ежедневных наблюдений глубины снежного покрова;
- метеорологические приборы, находящиеся в метеобудке:
- Термометр с гигрометром – прибор для определения температуры и влажности воздуха;
- барометр — прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды;
- компас – прибор для изучения частей света;
- календарь погоды – для фиксации наблюдений за погодой
- солнечные часы – прибор для определения времени по солнцу
Чтобы сформировать представления о взаимосвязи объектов и явлений в природе, мы используем:
- цветы — вестники погоды — помогают убедиться на личном опыте, что в природе все взаимосвязано;
- кормушки для птиц – позволяют организовать систематическое наблюдение за птицами: установить зависимость поведения птиц от изменения погоды
Нужно сказать, что работа на метеоплощадке ведется с использованием как стандартного, так и нетрадиционного (изготовленного собственноручно детьми) оборудования.
Для чего мы это делаем?
- во-первых, наличие приборов в нескольких экземплярах позволяет проводить экспериментальную деятельность
- во-вторых, изготовление и дальнейшее использование нестандартного оборудования, дает возможность продемонстрировать детям историю создания приборов; показать варианты решения проблемы связанной с погодой.
Появление метеоплощадки позволило нам организовать процесс наблюдения в одной точке, что также способствует формированию целостной картины мира у детей.
Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы.
Для работы на метеоплощадке нами была разработана программа, в которой помимо пояснительной записки, описания принципов и подходов, содержатся цели и задачи; перспективное планирование образовательной деятельности и педагогическая диагностика по возрастам.
Работа по программе ведется не только на метеоплощадке, но и в стенах ДОУ:
- заполняют календарь природы
- рисуют рисунки, создают поделки
- разучивают стихи, песни
- организовывают игры (подвижные/дидактические/ настольно-печатные)
- проводят опыты и эксперименты.
Таким образом, наличие метеоплощадки:
- позволит сделать процесс наблюдения за явлениями погоды значительно более интересным
- помогает познакомить детей с метеорологическими приборами и способами их применения на практике в виде новой интересной игры
- способствует развитию исследовательских умений дошкольников (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать).
|