Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50773

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Cведения об авторе

Еникеев Марат Исхакович – доктор психологических наук, профессор кафедры криминологии и психологии Московской государственной юридической академии, автор 70 научных статей и книг, опубликованных в России и за рубежом, по проблемам общей, социальной и юридической психологии, в том числе: "Судебная психология" (1975), "Социальная психология" (1981), "Общая и юридическая психология" (1996), "Общая социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь" (1997) и др.

ЕНИКЕЕВ М. И. ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
УЧЕБНИК

Е 63 для вузов.– М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М, 1999. – 624 с.

ISBN 5-89123-359-2 (НОРМА)
ISBN 5-86225-568-0 (ИНФРА • М)

Учебник написан в соответствии с вузовской программой курса "Общая и социальная психология", отвечает современным дидактическим и методическим требованиям. В нем последовательно, доступно и на современной научной основе раскрывается система общепсихологических и социально-психологических понятий. В книге подробно освещаются сущность психики, психического образа, дается классификация психических явлений, раскрываются закономерности познавательных процессов и психических состояний, анализируется психология личности, ее поведенческие особенности в социальной среде. Специальный раздел посвящен историческому развитию психологии. Изложение учебного курса завершает терминологический словарь по общей и социальной психологии.
Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Содержание

Еникеев М. И. Общая и социальная психология. 2
Учебник 2
Содержание 2
Часть I. Общая психология 5
Раздел I. Предмет, задачи, принципы и методы психологии. Общее понятие о психике человека. Развитие психики в эволюционном и историческом процессах. Психика и мозг – нейрофизиологические основы психики человека 5
Глава 1. Предмет, задачи, принципы и методы психологии 6
§ 1. Предмет, задачи и принципы психологии 6
§ 2. Методы психологии 8
Глава 2. Понятие о психике человека. Классификация психических явлений 9
§ 1. Понятие о психике человека 9
§ 2. Классификация психических явлений 11
Глава 3. Развитие психики в процессе эволюции. Сознание как высшая форма развития психики 13
§ 1. Развитие психики в процессе эволюции 13
§ 2. Антропопсихогенез – возникновение и развитие психики человека. Сознание как высшая форма психики 17
§ 3. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного 24
§ 4. Текущая организация сознания – внимание 27
Глава 4. Психика и мозг. Нейрофизиологические основы психики человека 30
§ 1. Строение и функциональная организация нервной системы человека 30
§ 2. Принципы и законы высшей нервной деятельности 36
§ 3. Типологические особенности высшей нервной деятельности 40
§ 4. Психофизиологическая проблема – соотношение психического и физиологического 42
Раздел II. Психические процессы 43
I. Познавательные процессы 43
Глава 1. Ощущение 43
§ 1. Общее понятие об ощущениях 43
§ 2. Нейрофизиологические основы ощущений 43
§ 3. Классификация ощущений 45
§ 4. Общие психофизиологические закономерности ощущений 46
§ 5. Особенности отдельных видов ощущений 49
Глава 2. Восприятие 62
§ 1. Общее понятие о восприятии 62
§ 2. Нейрофизиологические основы восприятия 63
§ 3. Классификация восприятия 65
§ 4. Общие закономерности восприятия 65
§ 5. Особенности восприятия пространства и времени 77
§ 6. Индивидуальные различия в восприятии 83
§ 7. Восприятие человека человеком 83
§ 8. Восприятие человеком окружающей его предметной среды 85
Глава 3. Мышление 88
§ 1. Понятие о мышлении 88
§ 2. Классификация явлений мышления 89
§ 3. Закономерности мышления 92
§ 4. Структура мыслительной деятельности при решении нестандартных задач 93
Типы проблемно-поисковых следственных ситуаций 100
§ 5. Творческое мышление 107
§ 6. Интеллект человека 108
Глава 4. Воображение 112
§ 1. Понятие о воображении 112
§ 2. Нейрофизиологические основы воображения 112
§ 3. Виды воображения 112
Глава 5. Память 114
§ 1. Понятие памяти 114
§ 2. Нейрофизиологические основы памяти 115
§ 3. Классификация явлений памяти 117
§ 4. Закономерности памяти 119
§ 5. Нарушения памяти 123
II. Эмоционально-волевая регуляция поведения 126
Глава 6. Эмоциональная регуляция поведения 126
§ 1. Понятие об эмоциях 126
§ 2. Эмоциональные качества личности 128
§ 3. Физиологические основы эмоций и чувств 129
§ 4. Свойства и виды эмоций 131
§ 5. Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация) 132
§ 6. Высшие эмоции – чувства 137
§ 7. Общие закономерности эмоций и чувств 140
Глава 7. Волевая регуляция поведения 143
§ 1. Понятие о воле 143
§ 2. Нейрофизиологические основы воли 145
§ 3. Структура волевой регуляции деятельности 145
§ 4. Классификация волевых действий. Характеристика простых и сложных действий 146
§ 5. Сложные волевые действия 149
§ 6. Волевые качества личности 158
Проявление волевых качеств личности на разных этапах сложного волевого действия 159
Раздел III. Психические состояния 159
Глава 1. Понятие психических состояний и их классификация. Характеристика видов психических состояний 159
§ 1. Понятие психических состояний. Классификация психических состояний 159
§ 2. Общефункциональные состояния психической активности 160
§ 3. Состояние психического напряжения в опасных ситуациях. Адаптивное поведение в экстремальных ситуациях 161
§ 4. Кризисные состояния личности 168
§ 5. Пограничные психические состояния личности. Общая характеристика 169
§ 6. Реактивные состояния 171
§ 7. Невротические состояния – неврозы 171
§ 8. Психопатия 172
§ 9. Умственная отсталость 174
§ 10. Агрессивное состояние 175
§ 11. Гипнотическое и постгипнотическое состояние. Аутосуггестия (самовнушение) 176
Раздел IV. Психология личности 178
Глава 1. Личность и структура ее психических свойств 178
§ 1. Понятие личности. Личность и общество 178
§ 2. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии личности 180
§ 3. Социализация личности 182
§ 4. Структура психических свойств личности 186
Глава 2. Темперамент 187
§ 1. Понятие о темпераменте. Основные виды темпераментов 187
Виды темперамента и соответствующие им психические свойства человека 189
§ 2. Темперамент как врожденный тип психической саморегуляции 190
Глава 3. Направленность личности 192
§ 1. Понятие направленности личности 192
§ 2. Потребности личности 193
§ 3. Мотивация поведения личности 195
Глава 4. Способности 198
§ 1. Понятие способности. Виды способностей 198
§ 2. Способности и задатки. Развитие способностей 199
Глава 5. Характер 200
§ 1. Понятие о характере 200
§ 2. Классификация черт характера 203
§ 3. Типы характера 207
§ 4. Акцентуации характера 209
§ 5. Полоролевые различия характера 211
§ 6. Национально-психологические особенности характера 212
§ 7. Возрастные особенности характера. Стратегия жизненного пути человека 213
Глава 6. Диагностика психических свойств личности 216
Часть II. Социальная психология 222
Раздел V. Сущность и основные понятия социальной психологии 222
Глава 1. Краткий очерк развития социальной психологии 222
Глава 2. Понятие и виды социальных общностей. Социум как фактор организации индивидуального поведения 227
§ 1. Понятие социальной общности, общества и социума 227
§ 2. Поведение людей в социально неорганизованной общности 228
§ 3. Социально организованные общности. Их классификация 229
Глава 3. Социально-психологическая организация социальных групп 230
§ 1. Понятие о социальной группе. Классификация социальных групп 230
§ 2. Классификация малых социальных групп 231
§ 3. Социально-психологическая организация малой социальной группы 232
Глава 4. Психология общения и межличностных отношений 237
§ 1. Общение как социальная связь. Средства и техника общения 238
§ 2. Паралингвистические средства общения 239
§ 3. Психология межличностных отношений 240
§ 5. Напряженное и конфликтное психическое взаимодействие в общении 247
§ 6. Психология конфликта 248
§ 7. Психология делового общения 250
§ 8. Психология маркетинга 258
§ 9. Психология менеджмента 266
Глава 5. Большие социальные группы. Психология массовидных явлений, массовой коммуникации и социального управления 277
§ 1. Большие социальные группы и психологические механизмы их саморегуляции 277
§ 2. Социально-психологические феномены больших социальных общностей 278
§ 3. Психология массовой коммуникации 279
§ 4. Психология социального управления 282
§ 5. Гражданское общество и психология гражданского самосознания 285
§ 6. Право как фактор социальной регуляции 286
Раздел VI. Историческое развитие психологии 289
Глава 1. Античные и древневосточные психологические воззрения 289
Глава 2. Учение о душе в эпоху средневековья 290
Глава 3. Психологические воззрения эпохи Возрождения 291
Глава 4. Формирование психологических концепций в XVII–XVIII вв. 291
Глава 5. Развитие нейрофизиологии и психологии в XIX в. 293
Глава 6. Зарубежные психологические школы первой половины XX в. 297
Глава 7. Развитие нейрофизиологии и психологии в России в дореволюционный период 305
Глава 8. Развитие психологии в России в послереволюционный период 307
Терминологический словарь 312
Литература 329



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Юлия Валериевна Пронина. Консультация для родителей «МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
  • Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии
  • Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология.
  • Тип; Туре
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Если основа сценария, жизненные установки остаются не осознаваемые, а человек начинает сопротивляться сценарию...
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Возможны ли волевые решения? Эксперимент Либета
  • Мораль; Morality; Moral
  • Григорий Чаусовский. Окситоциновые психотехнологии. Система нейтрализации агрессивного поведения в системе «человек-жизненная среда»
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ЯВЛЕНИЕ
  • Влечение к разрушению
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Олейник А. Н. Позиционный анализ как средство деятельности сотрудника ОВД в ситуациях конфликтов
  • Редактор. Правила поведения для ребенка
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Влечение сексуальное
  • Психоаналитическая трактовка агрессивности.
  • Инстинкт; влечение; Instinct; Instinkt
  • Миникаева Наталья Александровна. Презентация «Мотивация детей»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Религиозная установка; Religious attitude; religios Einstellung
  • Казакова Светлана Анатольевна. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
  • Притча «Поведение»
  • Вишняков Алексей. Ошибочные цели поведения детей и способы продуктивного реагирования родителей.
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Сверхдетерминированность; over-determination
  • Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н. Биология. Учебник. 9 класс. Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н.
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Развитие судеб влечений
  • Рамиль Гарифуллин. Аддикция и постмодернистская теория личности
  • Инстинкт; instinct
  • Мотив; motive
  • Атаева Екатерина Николаевна. Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: «Маша и медведь знакомятся с правилами безопасного поведения на дорогах»
  • Мария Коновалова. Современная денежная лихорадка: причины и последствия
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Мамышева Г.Ф., Нуреева С.Р., Савельева А. И.. Философствование с шестилетками
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Бушуева Анна Олеговна. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ»
  • Развитие мотивационной сферы, действий, самоконтроля. ЗАНЯТИЕ 17
  • Георгий Почепцов. Три модели построения информационных операций. - Геогрий Почепцов
  • Максимова Наталья Андреевна. Методы и приемы формирования культуры поведения у детей младшего возраста на основе программных задач



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь