Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50172

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Cведения об авторе

Еникеев Марат Исхакович – доктор психологических наук, профессор кафедры криминологии и психологии Московской государственной юридической академии, автор 70 научных статей и книг, опубликованных в России и за рубежом, по проблемам общей, социальной и юридической психологии, в том числе: "Судебная психология" (1975), "Социальная психология" (1981), "Общая и юридическая психология" (1996), "Общая социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь" (1997) и др.

ЕНИКЕЕВ М. И. ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
УЧЕБНИК

Е 63 для вузов.– М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М, 1999. – 624 с.

ISBN 5-89123-359-2 (НОРМА)
ISBN 5-86225-568-0 (ИНФРА • М)

Учебник написан в соответствии с вузовской программой курса "Общая и социальная психология", отвечает современным дидактическим и методическим требованиям. В нем последовательно, доступно и на современной научной основе раскрывается система общепсихологических и социально-психологических понятий. В книге подробно освещаются сущность психики, психического образа, дается классификация психических явлений, раскрываются закономерности познавательных процессов и психических состояний, анализируется психология личности, ее поведенческие особенности в социальной среде. Специальный раздел посвящен историческому развитию психологии. Изложение учебного курса завершает терминологический словарь по общей и социальной психологии.
Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Содержание

Еникеев М. И. Общая и социальная психология. 2
Учебник 2
Содержание 2
Часть I. Общая психология 5
Раздел I. Предмет, задачи, принципы и методы психологии. Общее понятие о психике человека. Развитие психики в эволюционном и историческом процессах. Психика и мозг – нейрофизиологические основы психики человека 5
Глава 1. Предмет, задачи, принципы и методы психологии 6
§ 1. Предмет, задачи и принципы психологии 6
§ 2. Методы психологии 8
Глава 2. Понятие о психике человека. Классификация психических явлений 9
§ 1. Понятие о психике человека 9
§ 2. Классификация психических явлений 11
Глава 3. Развитие психики в процессе эволюции. Сознание как высшая форма развития психики 13
§ 1. Развитие психики в процессе эволюции 13
§ 2. Антропопсихогенез – возникновение и развитие психики человека. Сознание как высшая форма психики 17
§ 3. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного 24
§ 4. Текущая организация сознания – внимание 27
Глава 4. Психика и мозг. Нейрофизиологические основы психики человека 30
§ 1. Строение и функциональная организация нервной системы человека 30
§ 2. Принципы и законы высшей нервной деятельности 36
§ 3. Типологические особенности высшей нервной деятельности 40
§ 4. Психофизиологическая проблема – соотношение психического и физиологического 42
Раздел II. Психические процессы 43
I. Познавательные процессы 43
Глава 1. Ощущение 43
§ 1. Общее понятие об ощущениях 43
§ 2. Нейрофизиологические основы ощущений 43
§ 3. Классификация ощущений 45
§ 4. Общие психофизиологические закономерности ощущений 46
§ 5. Особенности отдельных видов ощущений 49
Глава 2. Восприятие 62
§ 1. Общее понятие о восприятии 62
§ 2. Нейрофизиологические основы восприятия 63
§ 3. Классификация восприятия 65
§ 4. Общие закономерности восприятия 65
§ 5. Особенности восприятия пространства и времени 77
§ 6. Индивидуальные различия в восприятии 83
§ 7. Восприятие человека человеком 83
§ 8. Восприятие человеком окружающей его предметной среды 85
Глава 3. Мышление 88
§ 1. Понятие о мышлении 88
§ 2. Классификация явлений мышления 89
§ 3. Закономерности мышления 92
§ 4. Структура мыслительной деятельности при решении нестандартных задач 93
Типы проблемно-поисковых следственных ситуаций 100
§ 5. Творческое мышление 107
§ 6. Интеллект человека 108
Глава 4. Воображение 112
§ 1. Понятие о воображении 112
§ 2. Нейрофизиологические основы воображения 112
§ 3. Виды воображения 112
Глава 5. Память 114
§ 1. Понятие памяти 114
§ 2. Нейрофизиологические основы памяти 115
§ 3. Классификация явлений памяти 117
§ 4. Закономерности памяти 119
§ 5. Нарушения памяти 123
II. Эмоционально-волевая регуляция поведения 126
Глава 6. Эмоциональная регуляция поведения 126
§ 1. Понятие об эмоциях 126
§ 2. Эмоциональные качества личности 128
§ 3. Физиологические основы эмоций и чувств 129
§ 4. Свойства и виды эмоций 131
§ 5. Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация) 132
§ 6. Высшие эмоции – чувства 137
§ 7. Общие закономерности эмоций и чувств 140
Глава 7. Волевая регуляция поведения 143
§ 1. Понятие о воле 143
§ 2. Нейрофизиологические основы воли 145
§ 3. Структура волевой регуляции деятельности 145
§ 4. Классификация волевых действий. Характеристика простых и сложных действий 146
§ 5. Сложные волевые действия 149
§ 6. Волевые качества личности 158
Проявление волевых качеств личности на разных этапах сложного волевого действия 159
Раздел III. Психические состояния 159
Глава 1. Понятие психических состояний и их классификация. Характеристика видов психических состояний 159
§ 1. Понятие психических состояний. Классификация психических состояний 159
§ 2. Общефункциональные состояния психической активности 160
§ 3. Состояние психического напряжения в опасных ситуациях. Адаптивное поведение в экстремальных ситуациях 161
§ 4. Кризисные состояния личности 168
§ 5. Пограничные психические состояния личности. Общая характеристика 169
§ 6. Реактивные состояния 171
§ 7. Невротические состояния – неврозы 171
§ 8. Психопатия 172
§ 9. Умственная отсталость 174
§ 10. Агрессивное состояние 175
§ 11. Гипнотическое и постгипнотическое состояние. Аутосуггестия (самовнушение) 176
Раздел IV. Психология личности 178
Глава 1. Личность и структура ее психических свойств 178
§ 1. Понятие личности. Личность и общество 178
§ 2. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии личности 180
§ 3. Социализация личности 182
§ 4. Структура психических свойств личности 186
Глава 2. Темперамент 187
§ 1. Понятие о темпераменте. Основные виды темпераментов 187
Виды темперамента и соответствующие им психические свойства человека 189
§ 2. Темперамент как врожденный тип психической саморегуляции 190
Глава 3. Направленность личности 192
§ 1. Понятие направленности личности 192
§ 2. Потребности личности 193
§ 3. Мотивация поведения личности 195
Глава 4. Способности 198
§ 1. Понятие способности. Виды способностей 198
§ 2. Способности и задатки. Развитие способностей 199
Глава 5. Характер 200
§ 1. Понятие о характере 200
§ 2. Классификация черт характера 203
§ 3. Типы характера 207
§ 4. Акцентуации характера 209
§ 5. Полоролевые различия характера 211
§ 6. Национально-психологические особенности характера 212
§ 7. Возрастные особенности характера. Стратегия жизненного пути человека 213
Глава 6. Диагностика психических свойств личности 216
Часть II. Социальная психология 222
Раздел V. Сущность и основные понятия социальной психологии 222
Глава 1. Краткий очерк развития социальной психологии 222
Глава 2. Понятие и виды социальных общностей. Социум как фактор организации индивидуального поведения 227
§ 1. Понятие социальной общности, общества и социума 227
§ 2. Поведение людей в социально неорганизованной общности 228
§ 3. Социально организованные общности. Их классификация 229
Глава 3. Социально-психологическая организация социальных групп 230
§ 1. Понятие о социальной группе. Классификация социальных групп 230
§ 2. Классификация малых социальных групп 231
§ 3. Социально-психологическая организация малой социальной группы 232
Глава 4. Психология общения и межличностных отношений 237
§ 1. Общение как социальная связь. Средства и техника общения 238
§ 2. Паралингвистические средства общения 239
§ 3. Психология межличностных отношений 240
§ 5. Напряженное и конфликтное психическое взаимодействие в общении 247
§ 6. Психология конфликта 248
§ 7. Психология делового общения 250
§ 8. Психология маркетинга 258
§ 9. Психология менеджмента 266
Глава 5. Большие социальные группы. Психология массовидных явлений, массовой коммуникации и социального управления 277
§ 1. Большие социальные группы и психологические механизмы их саморегуляции 277
§ 2. Социально-психологические феномены больших социальных общностей 278
§ 3. Психология массовой коммуникации 279
§ 4. Психология социального управления 282
§ 5. Гражданское общество и психология гражданского самосознания 285
§ 6. Право как фактор социальной регуляции 286
Раздел VI. Историческое развитие психологии 289
Глава 1. Античные и древневосточные психологические воззрения 289
Глава 2. Учение о душе в эпоху средневековья 290
Глава 3. Психологические воззрения эпохи Возрождения 291
Глава 4. Формирование психологических концепций в XVII–XVIII вв. 291
Глава 5. Развитие нейрофизиологии и психологии в XIX в. 293
Глава 6. Зарубежные психологические школы первой половины XX в. 297
Глава 7. Развитие нейрофизиологии и психологии в России в дореволюционный период 305
Глава 8. Развитие психологии в России в послереволюционный период 307
Терминологический словарь 312
Литература 329



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Колесникова Татьяна Валерьевна. Следы на снегу
  • Роман Иванов. Научные основы судебно-психофизиологической экспертизы с применением полиграфа
  • Станислав Светлана Евгеньевна. Организация прогулок в детском саду в средней группе. Тема: 'Зима'
  • Притча «Следы на снегу»
  • Притча «Возвращение Благодати»
  • Притча «Любовь»
  • Притча «Я непредсказуем»
  • Кожевникова Татьяна Ивановна. Презентация: Дидактическая игра «Мне следы знакомы эти»
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Булышева Татьяна Валериевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми средней группы с использованием социо – игровой технологией, ИКТ. Тема: 'Следы на снегу'
  • Притча «Следы жира»
  • Притча «Её следы»
  • Притча «Соседский мальчишка»
  • Берловская Наталья Ивановна. Конспект НОД в младшей разновозрастной группе для детей с ОВЗ (подгруппа детей 4–5 лет) «Следы невиданных зверей»
  • Притча «Ангел»
  • Главный Редактор. Прогулка по лесу - сочинение для 5 класса
  • Грэм Хэнкок Следы богов
  • Горшкова Светлана Валентиновна. Конспект педагогического мероприятия для детей второй группы раннего возраста «Чьи следы?»
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Ирина Толмачева. Семинар-практикум 'Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы'
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Алтыншаш Габдрахимовна Дусмухамбетова. Тематическое планирование по программе «Удивительный песок» для детей средней группы в ДОУ
  • Психосоматические расстройства глазами пациента
  • Притча «Муравьи и карандаш»
  • Георгий Почепцов. Три модели построения информационных операций. - Геогрий Почепцов
  • Сосновскася Светлана Александровна. Новогодняя сказка 'Самое главное желание'
  • Притча «Помилование»
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Банщикова Марина Владимировна. Технология детского экспериментирования как средство развития любознательности дошкольников.
  • Притча «Неизвестное животное»
  • Эсипова Людмила Юрьевна. Конспект открытого занятия (1 младшая группа) «Ребятам о зверятах».
  • Анастасия Дробышева. Ошибки при поиске работы
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Причины психологических травм. Универсальные психотравмирующие факторы Классификация фрустрирующих факторов
  • След мнесический; mnemic-trace или memory trace
  • Тип; Туре
  • Субъективный уровень; Subjective level
  • Гринёва Ульяна Олеговна. Занятие 'Танграмм' 'В гостях у сказки'
  • Представление предметное, представление словесное; thing presentation, word presentation
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Васильева Евгения Андреевна. Презентация «Современный воспитатель»
  • Притча «Уродливый»
  • Карпова Галина Николаевна. Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим с элементами аппликации в средней группе «Зимняя сказка»
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Слухи. Почему верят слухам.
  • Юнг К. Г. Подход к бессознательному.
  • Интеграция различных психотерапевтических подходов в рамках теории объектных отношений
  • Красин М.С. Решение сложных и нестандартных задач по физике
  • Колесникова Екатерина Андреевна. Почему кусаются дети?
  • Лактина Елена Валерьевна. Проект «Моя семья»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь