Возраст: 3-4 года
Подготовила: Сусану Ольга Геннадьевна, воспитатель Нарьян-Мар 2019г. государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ненецкого автономного округа «Детский сад «Семицветик»
Пояснительная записка
Речевое развитие включает в себя: владение речью воспитанниками, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.
С помощью дидактических игр и упражнений формируется лексический запас, происходит усвоение грамматических категорий. Данное занятие поможет вызвать у детей интерес к родному языку, будет способствовать развитию воображения и логики, речевой активности. Дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, даже без специального обучения, проявляют большой интерес к языковой действительности, «экспериментируют» со словами, создают новые, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка.
Тематика НОД очень разнообразна: это времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения между взрослыми и детьми, любовь к природе. Со многими темами дети знакомятся сначала в ходе непосредственно образовательной деятельности по расширению представлений об окружающей жизни, по ознакомлению с художественной литературой, а затем в ходе НОД по развитию речи закрепляют полученные знания и учатся выражать свои впечатления и отношение к окружающему, сначала в отдельных лексических и грамматических упражнениях, а в дальнейшем в связных высказываниях. И тогда переход от выполнения задания на подбор синонимов и антонимов к составлению рассказа или сказки становится естественным.
Цель. Выявить уровень сформированности представлений у детей в образовательной области «Речевое развитие».
Программное содержание.
1. Образовательные.
Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе (весна).
2. Развивающие.
Стимулировать речевое развитие и моторную сторону речи, развивать активную речь.
Развивать умение составлять небольшой рассказ с помощью воспитателя, с опорой на схемы. Активизация словаря.
3. Воспитывающие.
Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное и заботливое отношение к природе, животным.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» (приобщение к художественной литературе, развитие связной речи, активизация словаря), «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы), развитие игровой деятельности, «Социально-коммуникативное» (формирование основ безопасности).
Форма организации детей: групповая.
Словарная работа. Активизировать словарный запас детей словами «Лесовичок», весенние приметы, долгожданная. Закрепить в речи детей названия жилищ животных: нора, куст, дупло, берлога.
Предварительная работа:
- Беседа с детьми на тему: «Весна».
- Рассматривание иллюстраций с изображением «Дикие животные».
- Чтение стихотворений о весне.
- Рассматривание иллюстраций с изображением времена года «Весна».
- Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей.
Материалы: картина «Весна», карточки приметы весны (схемы), иллюстрации животных (скомканные в комочки: медведь, лиса, белка, заяц), конверт – письмо от «Лесовичка».
Методы и приемы.
- Игровой — дидактические игры.
- Словесный — беседа.
- Наглядный — картина «Весна», карточки приметы весны.
- Практический — путешествие в весенний лес.
Итог занятия, анализ.
Ход НОД
1. Организационный момент. Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель. Я хочу вам пожелать, пусть день сегодня будет ярким, солнечным, а настроение у вас будет радостным, веселым, как ваши улыбки. А нашим гостям мы пожелаем доброго дня и хорошего настроения.
2. Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, про какое время года мы будем сегодня говорить.
«Приходит с добром, веет теплом,
светом солнечным красна, а зовут ее … (весна)»
Воспитатель. Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная). Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное, доброе …).
3. Сюрпризный момент: (находит письмо, письмо от «Лесовичка»).
Воспитатель читает письмо. Дорогие ребята! Наступила весна, а лес не просыпается. Помогите, пожалуйста, разбудить лесных обитателей (зверей и птиц).
Воспитатель. Поможем, «Лесовичку»?
Дети. Да.
Воспитатель: Тогда мы вместе отправляемся в лес.
Дети. Да.
Физминутка «Прогулка в лес» (дети проговаривают и выполняют движения).
Мы тихонько в лес зайдём (ходьба по кругу) Что же мы увидим в нём? (повороты головы влево и вправо) Там деревья подрастают (плавно через стороны поднимают руки вверх) К солнцу ветки направляют (покачивают руки поднятые вверх)
И деревья все качает Тише, тише не шуми, Лесных зверей хотим найти».
Воспитатель. А вы знаете, как нужно себя вести в лесу? (Ответы детей.)
Конечно, в лесу нельзя шуметь, ломать ветки деревьев, разорять птичьи гнёзда, трогать животных, разжигать огонь…
Вот мы в весеннем лесу.
4. Воспитатель. Чтобы разбудить лесных жителей мы должны доказать, что наступила весна.
Скажите, ребята как мы узнали, что наступила весна?
Дидактическая игра «Приметы весны» (составление небольшого рассказа о весне с помощью воспитателя).
Солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, пение птиц, одели легкую одежду, дует теплый ветерок — дети рассматривают схемы.
Идут дальше по лесу.
5. Воспитатель. Ребята, чтобы помочь «Лесовичку» разбудить зверей, надо собрать бумажные комочки и разглядеть их (бумажные комочки с изображениями животных)
Кого мы разбудили после зимней спячки?
Дети. Медведя.
Воспитатель. Ребята, а какие еще животные живут в лесу, мы их видим на развернутых листочках?
Дети: лиса, заяц, белка.
Воспитатель. Как их можно назвать одним словом?
Дети. Дикие животные.
Воспитатель. Почему их называют дикими животными?
Дети. Они живут в лесу, сами себе добывают пищу.
Воспитатель. Молодцы! Вот мы с вами развернули комочки. Давайте посмотрим и назовем всех животных, которые изображены на листочках и найдем каждому домик.
Дидактическая игра «Кто, где живет?»
Воспитатель. Где живет заяц?
Дети. Заяц живет под кустом.
Воспитатель. Где спит медведь?
Дети. Медведь спит в берлоге.
Воспитатель. Где живет белка?
Дети. Белка живет в дупле.
Воспитатель. А где живет лиса?
Дети. Лиса живет в норе.
Воспитатель. Вот всех расселили, каких животных мы расселили в домики? (одним словом)
Дети. Диких животных.
Воспитатель. Ну, не будем мешать лесным зверям, пусть каждый занимается своим делом!
Погуляли мы в лесу,
Повидали всю красу.
А теперь пора прощаться,
В детский садик возвращаться.
Дети прощаются с лесом. До свидания, добрый лес.
Воспитатель с ребятами возвращается в детский сад.
По дороге в детский сад беседует с детьми.
Воспитатель. Какое время года на улице?
Дети. Весна
Воспитатель. Погода весной (какая?)
Дети. Солнечная, теплая.
Воспитатель. Солнце весной (какое?)
Дети. Яркое, теплое, светлое, весеннее.
Воспитатель. Снег (что делает?)
Дети. Тает, становится рыхлым.
Воспитатель. Весной птицы (что делают?)
Дети. Прилетают из теплых стран.
Воспитатель. На крышах появляются (что?)
Дети. Сосульки.
Воспитатель. Молодцы ребята, мы помогли сегодня «Лесовичку», разбудили лесных жителей, и они радуются весне.
Рефлексия, подведение итога путешествия.
Ребята куда мы сегодня отправились в путешествие?
Вам понравилось путешествие в лес?
Почему? Что нового вы узнали? Кто хозяин леса?
Вы все молодцы, тихо вели себя в лесу, никого не напугали.
Лесная жительница белочка вам всем приготовила гостинец – орешки (печенье).
Скажем белочке спасибо. Угощайтесь.
Источники:
- Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей детского сада /Под ред. О.С. Ушаковой. (Развиваем речь).
- Познавательное развитие ребенка: рассказы о природе. Алябьева Е.А. (Библиотека воспитателя).
- Словесные дидактические игры в детском саду. – Бондаренко А.К.
- Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты. Алябьева Е.А.
- Ведущий образовательный портал России «ИНФОУРОК» / infourok. ru /user/susanu-Olga-gennadevna
- Социальная сеть для педагогов дошкольного образования ДОШКОЛЬНИК. РУ
|