Анастази А. Дифференциальная психология.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 30177

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Данный фундаментальный труд Анны Анастази зарекомендовал себя как один из лучших классических учебников по дифференциальной психологии мирового уровня, со знакомства с которым должен начинать любой студент, изучающий эту дисциплину. В учебнике в доступной и увлекательной форме рассматриваются проблемы индивидуальных различии человека как отдельного индивида и как представителя той или иной группы, исследуются причины и механизмы его поведения.
Рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов, изучающих психологию человека и группы, а также для всех, кто интересуется данной тематикой.

Глава 1
ПРОИСХОВДЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИИ
к
Человек всегда понимал, что живые существа бывают разные. Его теории, верования и суеверия, в которых он пытался постичь причины этих различий, были многочисленны и являлись отражением его мировоззрения. Но во все времена он воспринимал существование этих различий как данность. ^Среди древнейших .следов человеческой деятельности существуют сви-д^ельства того, что люди знали об индивидуальных различиях и учитывали их. В то время, когда еще не было письменности, уже существовали люди — первобытные художники, знахари и вожди, — которые не могли не обладать особыми способностями и личностными свойствами. На каком бы уровне развития ни находилась культура, она не может существовать без разделения труда, а следовательно, предполагает признание различий между людьми.
СНеловек видел, что индивидуальные различия характерны не только для людей, но и для животных! И в научной, и в худо-жественнои литературе можно найти признание того, что у слонов, буйволов и подобных им стадных животных есть индивиды, выполняющие в стаде функции вожаков, «лидеров». Часто упоминаемая «иерархия едоков», распространенная, например, среди цыплят, также свидетельствует об этом. Обычно отношения социального доминирования цыплята проявляют при раздаче корма. При этом индивид А нападает на индивида В, но не наоборот. Драка же возникает тогда, когда кто-то начинает оспаривать авторитет «главного едока». И этот и многие другие примеры иллюстрируют наличие различных реакций индивида на других представителей своей группы.
Объективное количественное исследование индивидуальных различий в поведении и является предметом дифференциальной психологии. Какова природа этих различий, насколько

6 Дифференциальная психология
они велики? Что можно сказать об их причинах? Как на них влияют подготовка, развитие, физическое состояние индивидов? Каким образом различные характеристики соотносятся друг с другом и сосуществуют? Вот некоторые из фундаментальных вопросов, которыми занимается дифференциальная психология и которые будут рассмотрены нами в первой части этой книги.
Кроме этого, дифференциальную психологию интересует анализ природы и свойств большинства традиционных групп, — людей маргинальных и гениальных, различающихся по признакам пола, расы, национальности и культуры. Это является предметом рассмотрения последних семи глав. Изучение таких групповых различий преследует триединую цель. Во-первых, через конкретные группы характеризовать современное общество, поэтому их подробное исследование несет в себе практическую пользу: информация о них может повлиять на восприятие обществом данных групп и в конечном счете способствовать улучшению межгрупповых отношений.
Во-вторых, сравнительное исследование разных групп поможет прояснить фундаментальные проблемы индивидуальных различий в целом. В таких группах можно увидеть как проявляются индивидуальные различия и проследить к чему они приводят. Групповые различия в поведении, рассматриваемые совместно с другими сопутствующими различиями между группами, позволяют эффективно анализировать причины различий между людьми.
В-третьих, сравнение того, как некий психологический феномен проявляется в разных группах, может способствовать более четкому пониманию самого феномена. Выводы общей психологии, проверенные на самых различных группах, иногда оказываются не такими уж «общими». Исследование феномена во всех его разнообразных проявлениях позволяет лучше понять его суть.
В отличие от широко распространенных ранее представлений об индивидуальных различиях, сформировавшихся в процессе приспосабливания к повседневной жизни, систематическое изучение таких различий появилось в психологии сравнительно недавно. Поэтому мы начнем с рассмотрения тех условий, которые способствовали возникновению современной дифференциальной психологии.

Происхождение дифференциальной психологии 7
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В РАННИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ1
Одним из наиболее ранних примеров явного изучения индивидуальных различий, является «Государство» Платона. Основной целью его идеального государства являлось, на самом деле, распределение людей в соответствии с предназначенными для них задачами. Во второй книге «Государства» можно найти следующее утверждение: «...два человека не могут быть совершенно одинаковыми, каждый отличается от другого своими способностями, одному следует заниматься одним, другому — другим» (11, с. 60). Более того, Платон предложил «показательные упражнения», которые можно было бы использовать в идеальном государстве для отбора солдат. Эти «упражнения», предназначенные для отбора людей, обладающих качествами, существенными для доблести военного, представляют собой первый систематически составленный и записанный тест на профпригодность.
Разносторонний гений Аристотеля также не мог пройти мимо индивидуальных различий. В его работах значительное место отведено анализу групповых различий, в том числе, различий видовых, расовых, социальных и половых, проявляющихся в психике и морали. Многие из его работ содержат также скрытое допущение индивидуальных различий, хотя Аристотель и не проводил их развернутого исследования. Создается впечатление, что он считал наличие таких различий слишком очевидным и потому не требующим специального рассмотрения. То, что он относил эти различия частично к врожденным факторам, следует из его утверждений, которые подобны следующему:
«Возможно, кто-то может сказать: «Поскольку в моей власти быть справедливым и добрым, то я, если захочу, стану лучшим из людей». Это, конечно, невозможно... Человек не сможет
1 В дополнение к краткому историческому экскурсу в область исследований индивидуальных различий, представленному в этом и последующих разделах, мы рекомендуем читателю ознакомиться с классическими работами по истории психологии Боринга (7), Мэрфи (23) и Рэнда (28).
Библиографические ссылки здесь и далее даются списком в конце каждой главы.

8 Дифференциальная психология
стать лучшим, если у него нет для этого природных задатков» (29, «Большая этика», 1187b).
В «Этике» Аристотеля неоднократно встречаются высказывания, в которых косвенно говорится об индивидуальных различиях. Например, следующее утверждение не оставляет ни малейших сомнений в том, что думает Аристотель по этому поводу:
«Сделав эти разделения, мы должны отметить, что во всяком протяженном и делимом существует избыток, недостаток и значение, — все это существует в отношении друг к другу или в отношении других к нам, например, в гимнастическом или медицинском искусствах, в строительстве и навигации, в любом действии, научном или ненаучном, умелом или неумелом (29, Евдемова этика, 1220b).
После этого Аристотель описывает качества людей, обладающих избытком или дефицитом вспыльчивости, смелости, стыдливости и др.
В средневековой схоластике индивидуальные различия привлекали к себе сравнительно мало внимания. Философские обобщения о природе разума формулировались преимущественно на теоретической, а не эмпирической основе. Поэтому исследования индивидов, если и играли, то очень малую роль в развитии таких доктрин. Об особом интересе к дифференциальной психологии св. Августина и св. Фомы Аквинского свидетельствует их «психология способностей». Такие способности, как «память», «воображение» и «воля» рассматриваются сейчас некоторыми учеными как предшествующие качествам и факторам, определяемым в настоящее время средствами статистического анализа тестовых значений. Как бы то ни было, эти недавно определенные факторы отличаются по ряду существенных параметров от способностей, которые были умозрительно выведены схоластической философией.
Представители множества разновидностей ассоцианизма, процветавших с семнадцатого по девятнадцатый век, также мало что могли сказать об индивидуальных различиях. Ассоцианис-тов интересовал, прежде всего, механизм, посредством которого объединяются идеи и который позволяет образовываться сложным мыслительным процессам. Они формулировали общие принципы, не оставлявшие места индивидуальным различиям. Однако Бейн, последний из так называемых чистых ассо-

Происхождение дифференциальной психологии 9



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Развитие концентрации, объёма и распределения внимания. ЗАНЯТИЕ 2
  • Тест MMPI. Стандартизация и валидизация
  • Гадания для девочек
  • Развитие концентрации, устойчивости, объёма, распределения. ЗАНЯТИЕ 3
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Тип; Туре
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Тест "Боги и Богини"
  • Блаватская Е.П. Является ли самоубийство преступлением?
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика в средней школе
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния
  • Исайко Анастасия Артемовна. Специфика распределения старших дошкольников по типам латеральных предпочтений
  • Таганов Дмитрий - SPSS: статистический анализ в маркетинговых исследованиях
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Тест «Автопортрет»
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Гадание на цифрах - просто и эффективно
  • Как правильно относиться к деньгам ?
  • Распределения внимания, наблюдательности, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 4
  • Методика многостороннего исследования личности. Модификация и рестандартизация.
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Елена Джеро. Уходя уходи! или Вернись, все прощу?
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Ориентационный тест школьной зрелости Кёрна-Йирасека
  • Ориентационный тест школьной зрелости Кёрна-Йирасека
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности
  • Развитие устойчивости, распределения внимания, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 7
  • Основы психологической защиты. - Из цикла "Психология успеха"
  • Ивановский Р.И. Теория вероятностей и математическая статистика
  • Эбич А. В. Применение методик транзактного анализа для дифференцированного назначения биологически активных добавок
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Дехтярь Марианна Семеновна. Рабочая документация старшего воспитателя ДОУ
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Екатерина Сологубова. Эмоциональное выгорание или как остаться самим собой
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Папуш М.П. Эрик Берн
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • О чем говорит рукопожатие? Различные виды рукопожатий и их значение
  • Стюард Крис, Уилкинсон Майкл. "Ораторское искусство (притворись его знатоком)".
  • Как найти лучшую веб-студию - признаки профессионализма
  • Георгий Почепцов. Распознавание пропаганды и языка ненависти
  • Редактор. Мифы о близнецах
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Юлия Гридасова. Как преодолеть страх общения
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Последствия заговора на месячную кровь



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь