Подготовила старший воспитатель Хохлова Ирина Анатольевна Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Любинского муниципального района Омской области «Любинский д/с № 4»
Древнерусское искусство является предметом нашей национальной гордости. Самобытен, неповторим и бесценен его вклад в сокровищницу мировой культуры. Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причём каждый мастер всё делал сам от начала и до конца. Двух одинаковых вещей не было. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение. В зависимости от условий жизни, наличии природного материала (глина, дерево, камень, кость, лён, шерсть), спроса на изделия, тем или иным мастерством овладевали целые семьи, а подчас и деревни. Так рождались народные промыслы. Глина – один из самых распространённых природных материалов, издревле используемых людьми для изготовления различных предметов обихода. В XII веке земли нынешней Карелии и Архангельской области принадлежали Великому Новгороду. В 1174 году по рекам новгородцы дошли до реки Вятки и в устье реки Хлыновца основали город Хлынов. Позднее по велению Екатерины II, он был переименован и стал называться Вятка. Основавшие город новгородцы берегли свои обычаи и обряды, продолжали лепить своих глиняных божков. Впервые вятская ярко раскрашенная фигурка – игрушка свистунья – упоминается в описании праздника Свистопляски в 1811 году. Куклы свистуньи продавались на улице. В Вятке насчитывалось более 500 семей игрушечников. Все они жили за рекой, в слободе Дымково. Отсюда и пошло название – «дымковская игрушка».
Технология изготовления игрушек была следующая:
В тёплое время года на подворье завозили красную глину и мелкий речной песок. Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали. Когда заканчивались работы в поле и на огороде, ближе к зиме, всей семьёй принимались за лепку игрушек. В этой работе принимали участие только женщины. Работали, как тогда говорили «заводами»: одна мастерица делает юбке, другая – голову, третья лепит вёдра, а потом всё собирают в одну фигуру. Затем в зависимости от величины, игрушка сушилась от 2 до 14 дней на воздухе, в тени. Просохшие фигурки ставили в печь и часа 3 обжигали. Здесь были очень важны опыт и мастерство. Если раньше времени вынуть фигурку из печи, она может рассыпаться, а передержишь – потом не пристанет грунтовка. После обжига фигурки опускались в ведро с разведённым на молоке мелом. В результате фигурки покрывались ровным белым слоем на который хорошо ложились краски. Расписанные яркими красками, обмазанные для красоты и прочности яичным белком и обклеенные сусальным золотом игрушки хорошо продавались на рынках и ярмарках.
Существовал в Вятке древний обычай. В воскресенье, после обедни, дочери богатых горожан, разодетые в свои лучшие наряды, ходили за водой на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай также отразился в творчестве вятских мастеров, появились глиняные фигурки водоноски: женщина в широкой юбке в крупную клетку, в маленьком переднике с кружевными оборками, жёлтой кофте с воланами, ярко-малиновом чепце и бусах в несколько рядов, на плече – ярко-зелёное коромысло с оранжевыми вёдрами. Во множестве лепились и фигурки животных: белые лошадки, козлы, бараны, коровы, свинки, разрисованные красными, жёлтыми, чёрными, зелёными полосками и кругами. Богиню дома Роженицу делали похожей на сильную и здоровую женщину. Рядом с фигурами люди изображали то, что они хотели бы иметь. Так около Роженицы появились домашние животные или младенцы. Постепенно богиня Роженица трансформировалась в барыню. Люди считали, что эти игрушки оберегают от несчастий, от бед. Поэтому их изготавливали не только на ярмарку для украшения и игры, а использовали, как оберег, ставили зимой между окнами дома.
Сегодня, мы будем лепить «Дымковскую барыню». Нам понадобится колобок глины (размером с яблоко), стека, доска, чашка с водой и салфетка. Прежде всего, нам надо поделить колобок глины пополам. Из получившейся половины мы с вами будем делать низ игрушки юбку. Юбка должна получиться в виде конуса, полый конус, как колокол. Вдавливаем большими пальцами и оттягиваем и у нас получается красивая, ровная юбка (тонкую делать не нужно, старайтесь избегать появление трещин). Переходим ко второй половине нашего шара, стекой его делим пополам. Одну половинку мы пока убираем, а из другой половинки, мы будем делать туловище и голову. Превращаем наш кусочек в колбаску, слегка концы притупляем. С одной стороны колбаску мы прищипываем по кругу (это делается для того, чтобы потом было удобно примазать эту часть к юбке), теперь второй конец колбаски превращаем в голову, для этого мы зажимаем колбаску между указательным пальцами надавливаем и раскатываем, теперь сдавливая делаем шею постройней, потоньше. Сейчас готовую деталь мы насаживаем на юбочку и сглаживаем. Оставшеюся четверть глины надо поделить на четыре части: сначала делим пополам, а потом каждую половинку ещё пополам. Из одной части катаем колбаску – это будущие руки, делим колбаску пополам, с одной стороны прищипываем каждую колбаску (это делается для того, чтобы было удобно примазать руки к туловищу). Из второго куска — делаем корону: раскатали шарик, потом колбаску, затем превратили колбаску в ленточку слегка её загнув на себя эту глину, чтобы получился своеобразный полумесяц, теперь можно сделать такой узор по краю прищипываем и лёгким оттягиваем делаем волны. Корона готова и нужно аккуратно прилепить к голове. Из третьей части можно сделать фонарики на рукава, и передничек. Сделали шарик, скатали колбаску, сделали из неё ленточку и слегка присбариваем её и прилепливаем. Точно так же из четвёртой части делаем передничек.
|