Содержание Предисловие 6 Лекция 1 Предмет и задачи возрастной психологии 1.1. Общая характеристика 7 1.2. Понятие «развитие» 11 1.3. Основные теоретические модели развития 16 1.4. Теоретические и практические задачи психологии развития 17 1.5. Основные разделы возрастной психологии 19 1.6. Связи возрастной психологии с другими разделами психологии 20 Лекция 2 Возрастная психология как самостоятельная научная дисциплина 2.1. Социально-историческая природа детства 23 2.2. Развитие детства в истории общества 30 2.3. Предпосылки возникновения возрастной психологии как самостоятельной научной дисциплины 34 Лекция 3 Стратегии и методы возрастной психологии 3.1. Методы исследования 36 3.2. Проекты (формы) исследования психического развития в онтогенезе 45 3.3. Стратегии исследования 46 Лекция 4 Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка 4.1. Общая характеристика 49 4.2. Теории нативизма 51 4.3. Теории эмпиризма. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме 62 4.4. Теория конвергенции двух факторов 67 Лекция 5 Концепция психического развития ребенка 3. Фрейда 5.1. Движущие силы психического развития 72 5.2. Развитие сексуальных целей и сексуальных объектов 74 5.3. Развитие структуры личности 75 5.4. Развитие защитных механизмов 76 5.5. Стадии психосексуального развития 77
4 ■ Возрастная психология. Конспект лекций Лекция 6 Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже 6.1. Основные закономерности 82 6.2. Стадии развития мышления 86 6.3. Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления 89 Лекция 7 Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже 7.1. Движущие силы развития 93 7.2. Основные стадии развития интеллекта 95 Лекция 8 Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона 8.1. Движущие силы развития 105 8.2. Периодизация развития личности 108 Лекция 9 Культурно-исторический подход. Теория психического развития ребенка Л. С. Выготского 9.1. Основные закономерности психического развития ребенка 121 9.2. Учение о психологическом возрасте 123 9.3. Учение о высших психических функциях 127 9.4. Проблема соотношения обучения и развития 134 9.5. Значение концепции Л. С. Выготского 137 Лекция 10 Проблема движущих сил и причин психического развития ребенка в деятельностном подходе 10.1. Принцип социально-исторической обусловленности развития психики 138 10.2. Роль социальной среды и наследственности 141 10.3. Роль общения 142 10.4. Роль деятельности. Понятие «ведущая деятельность» 144 Лекция 11 Проблема возраста и возрастной периодизации в культурно-историческом подходе 11.1. Критерии возрастной периодизации 148 11.2. Периодизация психического развития ребенка Д. Б. Эльконина 150
Содержание ■ 5 Лекция 12 Младенческий возраст 12.1. Особенности пренатального развития ребенка 155 12.2. Кризис новорожденности 156 12.3. Возникновение потребности в общении со взрослым 159 12.4. Психологические особенности младенческого возраста 162 Лекция 13 Ранний возраст 13.1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность 168 13.2. Закономерности в развитии предметно-орудийных действий 171 13.3. Психологические новообразования умственного развития .... 172 13.4. Эмоционально-личностное развитие 175 13.5. Кризис трех лет 181 Лекция 14 Дошкольный возраст 14.1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность 185 14.2. Теории детской игры 186 14.3. Психологические новообразования 198 14.4. Психологическая готовность ребенка к школе 201 Лекция 15 Младший школьный возраст 15.1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность 205 15.2. Проблема психологической адаптации ребенка к школе 210 15.3. Психологические новообразования младшего школьного возраста 213 Лекция 16 Подростковый возраст 16.1. Место подросткового возраста в периодизации 216 16.2. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и психологические новообразования 218 Лекция 17 Зрелые возрасты 17.1. Критерий достижения взрослости 225 17.2. Проблема периодизации 225 17.3. Возрастные кризисы 229 17.4. Развитие когнитивной сферы 231 Вопросы для самопроверки 233 Список литературы 235
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.