Воспитатель Шиловская Виктория Сергеевна МАДОУ детский сад № 66 Г. Екатеринбург
Цель:
- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности при неблагоприятных погодных условиях – гололеде, гололедице.
Задачи:
- Уточнить и расширить представления детей о способах безопасного поведения на улице во время гололеда на дороге.
- Формировать целостную картину мира, расширить кругозор в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни.
- Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, правил поведения в стандартных опасных ситуациях.
- Развивать художественное восприятие.
Словарная работа: гололед, гололедица, тормозной путь.
Предварительная работа: обсуждение гололеда, как явления природы, чтение стихотворения И. Лешкевича «Гололед».
Скачать конспект
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы живем в красивом городе Екатеринбурге. Особенно прекрасен наш город зимой: кругом много снега, деревья покрыты серебристым инеем. По широким заснеженным улицам движутся автомобили, едут автобусы, по тротуару ходят пешеходы, и никто никому не мешает, потому что все выполняют правила дорожного движения.
Дидактическая игра «Хорошо-плохо».
Ребята, я назову вам время года, а вы назовете все хорошее и плохое о нем. «зима» (хорошо — много снега, дети лепят снежные постройки, можно кататься с ледяной горы, на санках, на лыжах; плохо — на дорогах пробки, заносы)
А теперь назову природное явление: «лед» (хорошо — катаемся на коньках, играем в хоккей, зимняя рыбалка, лед для мороженого летом; плохо — аварии на дорогах, падение людей).
Чтение стихотворения «Гололед»
Подморозило с утра, Нет вчерашнего тепла, На дорогах гололед, И машины все несет.
Тротуары как каток, Сделать бы еще шажок, Но подошва подвела, Очень скользкая она.
Сколько бед от гололеда! Есть для дворников работа- Соль насыпать и песок, Чтоб пройти мог пешеход.
Воспитатель: Зима — самый опасный период для водителей и пешеходов. Почему ребята? (количество ДТП возрастает; если на улице ветер, температура нулевая, на дорогах возникает гололед; машинам на скользкой дороге гораздо сложнее затормозить, чем на сухом асфальте, потому что тормозной путь в гололед становится длиннее).
Ребята, вы знаете, что такое тормозной путь машины? (Это расстояние, которое проходит автомобиль с того момента как водитель нажал на тормоз, до полной остановки транспортного средства).
Провести эксперимент: сначала толкнуть машинку по ковру, а затем по гладкому полу. Почему по ковру машина проехала меньше расстояние, чем по гладкой поверхности? (ответ детей: чем более скользкой будет поверхность, тем дальше укатится машинка).
Ребята, а какие вы знаете пословицы о дороге?
- Тише едешь — дальше будешь.
- В темную ночь дорога далека.
- Дорога даже в ухабах, лучше бездорожья.
- И на ровной дороге люди ломают ноги.
Ребята, многие из вас не раз ездили с папой на машине. А как водитель должен вести машину, чтобы избежать заносов на дороге? (двигаться с невысокой скоростью, держать дистанцию между машинами, избегать резкого торможения на поворотах, плавно поворачивать руль, ехать с включенными фарами).
Физминутка.
Снег идет, снег идет (показывают руками падение снега) Дворник улицу метет, (движение-подметают метлой) Дворник улицу метет, (движение-подметают метлой) Стороной народ идет. (шагают)
Воспитатель: Пешеходы в гололед тоже должны быть внимательными и осторожными. Выходя на улицу обратите внимания на обувь.
- Ребята, какая должна быть обувь? (ответы: подошва должна быть на пористой основе, так как она меньше скользит по льду)
-А как надо передвигаться по дороге? (надо смотреть себе под ноги, стараться обходить опасные места; в гололед надо передвигаться, как лыжник небольшими скользящими шагами, так как ноги разъезжаются в стороны и легко потерять равновесие, получив ушиб, вывих или перелом; для поддержания равновесия руки должны быть свободными, не держать их в карманах).
Дидактическая игра малой подвижности «Пройди по льду безопасно»
Ну уж, если случилось падение, что нужно сделать? (нужно присесть, сгруппироваться, чтобы смягчить удар о землю; опасно падение на спину, головой. Ни в коем случае нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом, это опасно).
Чтение стихотворения «На дороге гололед».
Стоп! Внимание народ! Дорогие пешеходы, Осторожно ставьте ноги! А особенно опасно,
Если рядом ездит транспорт. Мчащийся автомобиль, Не может быстро тормозить. На льду колеса не послушны.
Об этом знать и помнить нужно. Внимание и осторожность, При гололеде вам помогут.
-Как дорожные службы помогают в гололед? (чистят дороги, посыпают скользкие дороги песком.
Чтение рассказа В. Осеевой «Просто старушка».
Обсуждение: Почему старушка упала?
Дети: Она упала, потому что на улице скользко, гололед.
-А что бы вы сделали, если бы оказались рядом с бабушкой? (ответы детей)
А какой мальчик? (дети рассуждают: добрый, внимательный, отзывчивый)
Дети оценивают героев рассказа.
Подведение итогов: Молодцы, очень хорошо, что вы отзывчивые, добрые и внимательные. И самое главное — сами помните о правилах безопасности и выполняйте их. Поделитесь своими знаниями о правилах поведения в гололед с родителями и близкими. А в свободное время мы с вами придумаем и нарисуем рисунки «Осторожно гололед».
|