Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техногенных и социогенных опасностей для человеческой жизни. Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей. Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.
Скачать конспект
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства.
Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности
подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому
запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков осторожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара. Опираясь на статистику, мы знаем, что нередко в огне пожаров гибнут и получают увечья дети. Десятки детей в основном дошкольного и младшего школьного возраста, ежегодно пополняют список жертв огня. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара – дети, 3/4 из них – дошкольники. Чем это можно объяснить?
Причиной этому может служить то, что близкое взрослое окружение ребенка (детей), мало уделяют внимания правилам пожарной безопасности.
Это и стало основной причиной моего выбора данной темы «Формирование основ пожарной безопасности у детей
старшего дошкольного возраста».
Условия в ДОУ по формированию основ безопасности у дошкольников.
В систему работы по данной проблеме я включаю:
- создание пространственной предметно-развивающей среды. В группе мною оформлен уголок по формированию у детей основ пожарной безопасности, где имеются дидактические игры, атрибуты для сюжетных и творческих игр, наглядный материал для детей, а также лэтбук, плакаты, игрушки, макеты.
Запланировано:
- Cборник детских рисунков по теме: «Что мы знаем о пожаре?», «Кем ты хочешь быть?», «Огонь, какой он».
- Создание альбома с фотографиями о работе пожарных.
- подборку художественной литературы, где будет собрана детская литературы по ознакомлению детей с правилами пожаробезопасного поведения.
совместная деятельность педагога и детей:
- НОД, наблюдения, целевые прогулки, беседы, совместные сюжетные и дидактические игры, викторины, развлечения;
- Работа с родителями – создание наглядного материала (папки – передвижки, буклеты, памятки, анкетирование
- организация досугов и развлечений, изготовление пособий, поделок; взаимосвязь с работниками службы пожарной безопасности; подбор дидактического материала для формирования у детей здорового чувства опасности, индивидуальные задания.
Этапы работы
Организационно-ознакомительный этап
- Изучить научно-методическую литературу
- Интернет-ресурсы
- Использование ранее приобретенных знаний
Формы представления результатов
- конспекты
- картотека игр
- перспективный план работы с детьми
- презентация «огонь-друг, огонь-враг»
- консультация с родителями
План работы
Изучение педагогической литературы:
В своей деятельности руководствовалась Федеральным Законом Российской Федерации «О пожарной безопасности». Работа с детьми по формированию навыков пожарной безопасности началась с изучения имеющихся методических разработок по данной проблеме. Были изучены:
1. Программа Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой. Р.В. Стеркиной
«Основы безопасности детей дошкольного возраста». (электронная версия стр. 51, 56)
2. Программа формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста «Азбука безопасности»: сборник материалов в помощь воспитателям ДОУ/ Р. А. Должикова, О. А. Ботникова, С.
Дополнительно использовала следующие материалы и пособия:
- Потапова Т. В. «Беседы с дошкольниками о профессиях» (электронная версия)
- Маршак С.Я. «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»,
«Кошкин дом
3. Степанов В. А. «Азбука в загадках»
4. Толстой Л. Н. «Пожарные собаки
5. Шорыгина Т. Л. «Беседы о пожарной безопасности
6. Е.Хоринский «Спичка -невеличка»
7. И.Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела»
8. Шорыгина Т.А. «Бумажный самолетик»
В толковом словаре Д.Н. Ушакова понятие безопасность определяется как «отсутствие опасности, предупреждение опасности, условия при которых не угрожает опасность».
«Пожарная безопасность – это состояние защищенности имущества, общества и государства от пожара».
Вопросы безопасности и жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (А. С. Вернадский, М.В. Ломоносов, И. М. Сеченов), огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, Б. Паскаля, З.Фрейда.
По утверждению данных авторов, обучение детей действием в экстремальных ситуациях – сложный и многоплановый процесс, который не должен ограничиваться рамками учебников и методических разработок по ОБЖ и сводиться лишь к подаче общественных правил. Дети на занятиях должны быть не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса. Занятия только тогда дадут положительные результаты и оставят след в сознании ребенка, когда будут интересными, творческими и эмоционально окрашенными.
Создание предметно-развивающей среды.
Поэтому я оформила информационно– познавательный центр по пожарной безопасности.
В нем представлены:
- макет пожарного щита; — атрибуты для сюжетно – ролевых игр; — наглядный плакат «Правила поведения при пожаре»; — папки передвижки; — ширмы «Огонь – друг, огонь – враг»; — дидактические карточки по «Основам пожарной безопасности»; — «Азбука безопасности»; — литература:
- огнетушитель; — пожарная машина
Перспективный план по пожарной безопасности:
Цель: Формирование интегративных качеств личности старших дошкольников при обучении основам безопасности собственной жизнедеятельности. Вооружение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи:
Обучающие:
научить детей правильно оценивать ситуации и отрабатывать навык грамотного поведения при их возникновении;
расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи
познакомить с литературными произведениями по пожарной безопасности;
Развивающие:
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
- формирование умения обращаться за помощью к взрослым.
- формировать определенные знания и умения ориентировки в пространстве, пользования различными бытовыми приборами
Воспитательные:
- воспитывать ответственность за свои поступки;
- воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
- воспитывать чувство взаимопомощи в чрезвычайной ситуации
- воспитывать чувство уважения к труду пожарных.
|