Публичная лекция
Дёмина Д.С.
1 слайд
По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым "критическим" периодам жизни ребенка. В данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование нервной высшей деятельности.
2 слайд
Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Поэтому эмоциональное перенапряжение сопряжено с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей, педагогов.
Скачать презентацию
3 слайд
В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании в РФ» одной из основных задач, стоящих перед воспитателем, является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка". С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребенка.
В "Концепции дошкольного воспитания" подчеркивается: "Семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Важным условием преемственности является установление доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".
4 слайд (схема)
Фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Важным элементом семейного уклада является физическое воспитание. Оно способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания.
Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей компетенций по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
5 слайд
В современных условиях детский сад призван не только обеспечить качество образовательного процесса, но и сохранить здоровье детей.
Родители знают и понимают важность оздоровительных мероприятий, но почти никто не делают утреннюю гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, не посещают в выходные дни спортивные учреждения, не соблюдают режим дня и питания. Данное отношение родителей к вопросам здоровьесбережения напрямую влияет на здоровье детей. Знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями и в этой связи не реализуются в повседневной жизнедеятельности.
6 слайд
Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, и глубоко понимая тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной программы, надо особое внимание уделять поиску новых подходов к физическому развитию детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма.
7 слайд
Совместную работу с семьей необходимо строить на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику. Очень важно, чтобы требования, предъявляемые ребенку в условиях общественного воспитания и семьи, были едиными, чтобы и в семье, и в дошкольном учреждении он получал все необходимое для полноценного физического и психического развития.
8 слайд
Исходя из опыта работы, могу сказать следующее, что работа по формированию здорового дошкольника включает в себя:
- Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и консультирование по интересующим вопросам
- Участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей; целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима.
- Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в д/саду.
- Обучение приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания) в рамках Родительского университета и работы кафедры «Здоровья».
- Ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в д/саду.
- Различные консультации психолога, медиков, специалистов по физическому воспитанию.
- Семинары-практикумы, деловые игры и тренинги, "недели открытых дверей" для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, закаливающих процедур.
- Совместные физкультурные досуги, праздники, «дни самоуправления».
- Анкетирование родителей по вопросу воспитания здорового ребенка.
9 слайд
Воспитателю и родителям нужно находить время для ежедневного обмена информацией о здоровье и самочувствии ребенка в семье и детском саду.
Источником информации по вопросу здоровья детей для родителей служат прежде всего встречи с воспитателем, а также размещение публикаций информативного характера, на сайте детского сада, в газете «Радужное детство», в группах и холлах детского сада.
10 слайд
Повышение педагогической культуры родителей — одна из важнейших задач ДОУ, которая решается на основе доверительно-делового общения воспитателя с родителями. Так как инициаторами установления сотрудничества в большинстве случаев являются педагоги дошкольного образовательного учреждения, они должны быть профессионально подготовлены не только в области организации образовательной работы с детьми, но и уметь решать вопросы, связанные с созданием единого воспитательно-образовательного пространства в детском саду и семье. Для установления педагогами контактов с родителями им необходимы знания о роли семьи в воспитании ребенка и специфики семейного воспитания, методах изучения семьи, формах организации работы с родителями, методах активизации родителей и умения применять эти знания на практике. Выстраивание взаимодействия детского сада и семьи на основе сотрудничества — процесс достаточно сложный. Важно отметить, что сотрудничество родителей и педагогического коллектива дошкольного учреждения следует рассматривать не с точки зрения его влияния на выработку у ребенка тех или иных навыков поведения, а как процесс взаимного влияния на личность ребенка в целом. Поэтому взаимодействие педагогов и родителей воспитанников можно рассматривать как один из необходимых компонентов образовательной среды дошкольного учреждения, который оказывает прямое и косвенное влияние на разностороннее развитие ребенка, на состояние его физического и психического здоровья и успешность его дальнейшего образования и воспитания.
11 слайд
Таким образом, можно отметить, что родители являются главными воспитателями своих детей, поэтому семья должна играть определяющую роль в процессе формирования здорового ребенка. Только в условиях партнерских отношений между воспитателями и родителями возможны положительные результаты в воспитании.
Список использованной литературы
- Т.Л. Богина. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: «Мозаика-синтез», 2006
- Н.И. Бочарова. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. Москва, 2009
- Т.Н. Зенина, «Родительские собрания в детском саду», М.: Педагогическое общество России, 2007.
- Л.Н. Золотухинаю. Гармония естества. Волгоград, 2007
О.Б. Казина, «Веселая физкультура для детей и их родителей», М.: Мозаика-Синтез, 2005.
5. М.Ю. Картушина. Быть здоровыми хотим. Москва ТЦ Сфера, 2004
6. М.Н. Кузнецова. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ. Санкт-Петербург, 2010
7. В.Н. Лучихина. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Набережные Челны, 2003
8. В.П. Спирина. Закаливание детей. Москва, 2010
9. Л.Ф. Тихомирова. Уроки здоровья. Ярославль Академия развития, 2003
10. Т.А. Шорыгина. Беседа о здоровье. Творческий центр г.Москва, 2008
|