Цель занятия: закрепление умения объединять предметы на основе вычленения одного классификационного признака.
Задачи:
1. Образовательные:
- развитие умения составлять сложноподчиненные предложения
- закрепление умения сравнивать предметы по нескольким признакам
- закрепление умения объединять предметы на основе вычленения одного классификационного признака
- развитие детского литературного творчества.
2. Коррекцонные:
- закрепление умения воспринимать словесные инструкции и чётко выполнять задания в соответствии с ними
- расширение возможностей фонематического восприятия
- развитие внимания, памяти
- развитие логического мышления
- развитие пространственного восприятия
- развитие связной речи.
3. Воспитательные:
- воспитание навыков правильного адекватного поведения на занятиях
- воспитание умения работать в коллективе.
Оборудование: проектор, интерактивная доска.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Постановка цели.
2. Игра «Повтори» (развитие слухового внимания, чувства ритма). Повторить за логопедом ритмический рисунок, создаваемый хлопками.
3. Повтори и объясни, чем отличаются слова: дом – ком.
(В слове «дом» первый звук [д], а в слове «ком» первый звук [к]).
Почка – кочка
Тима – Дима
Бак – бык
Кот – кит Коза – коса
Уточка – удочка
Усы – уши
Печь – меч
4. Чем отличаются картинки?
Окно – много окон.
Дерево – много деревьев.
Колесо – …
Перо – …
Облако – …
Ведро – …
Ядро – …
5. Объясни, какая картинка лишняя.
– щенок, малина, медвежонок, зайчонок.
(Малина – лишняя, потому что это ягода. А медвежонок, зайчонок и щенок – это детеныши животных).
– обезьяна, пушка, зебра, тигр.
– лягушка, заяц, еж, лиса.
– рысь, лось, радуга, медведь.
– воробей, индюк, дятел, синица.
– ромашка, черника, одуванчик, клевер.
– диван, шкаф, юбка, стул.
6. Сравни предметы по нескольким признакам.
– Что общего между машиной и муравьем?
(Эти предметы могут двигаться; переносить (перевозить) тяжелые предметы; им необходимо питание (но у каждого оно свое); на время отдыха есть укрытие (гараж, муравейник).
– Что общего между самолетом и карандашом?
(Оба оставляют след, сделаны руками человека, корпус самолета напоминает форму карандаша, оба «движутся» с помощью человека).
7. Найди признак общности с предыдущим предметом.
Собака – дерево – ложка – диван – кошка – пальто.
(Собака, как и дерево, растет. Ложка может быть сделана из дерева. Диван, как и ложка, есть в любой квартире. Кошка может спать на диване. У пальто воротник пушистый, как у кошки шерсть).
Шляпа – гриб – стол – кресло – шарф – полотенце.
8. Физминутка.
9. Составь рассказ по цветным квадратам (на основе ассоциаций цвета с реалиями окружающего мира).
Цвета – зеленый, голубой, желтый, белый, коричневый, красный, оранжевый, фиолетовый.
(Зеленый лес шелестел листвой. Голубое небо над лесом было безоблачным. Яркое желтое солнце обогревало всех своим теплом. На ветке белой березы сидела птичка. Она почистила свои коричневые перышки и запела. Лесные жители обвались ее пению: красная земляника потянулась к солнышку, оранжевые лисички вылезли из травы, жук, расправив свои фиолетовые крылышки, полетел по делам. Лес наполнился звуками и начался новый день)
10. Объясни крылатые выражения:
- «намылить шею»;
- «работать засучив рукава»;
- «зарубить на носу».
11. Итог.
|