- Ильченко Екатерина Валерьевна
- Угрюмова Александра Васильевна
- Плеханова Юлия Валерьевна
воспитатели МБДОУ «ДС N 336 г. Челябинск»
Термин "среда" происходит из старофранцузского и переводится приблизительно как окружать. Следовательно, среда-это то, что окружает. Понятие "среда" является предметом изучения многих наук- философии, антропологии, социологии, психологии, педагогики и др.
Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет среду как окружение и природные условия, в которых протекает деятельность человеческого общества. [6, c.620]
Авторы толкового словаря под редакцией Д.Н. Ушакова так трактуют понятие " среда ":
"Среда — социальная, бытовая обстановка, в которой живет человек, окружающие условия, совокупность людей, связанных общностью условий, обстановки". [ 11, c. 462 ]
Таким образом, в философии и социологии среда понимается как совокупность различных (природных, экономических, социальных, политических, духовных) условий существования индивида, в которых происходит развитие личности.
Психологический энциклопедический словарь ограничивает определение среды совокупностью экономических, социальных и бытовых условий существования
индивида. [ 1, c. 451 ]
В " современной педагогической энциклопедии " среда понимается как "... совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Среда внешняя — вид среды, окружающей человека, в которой различают среду физическую и среду социальную. Среда физическая — совокупность физических условий существования и деятельности человека. Среда социальная — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности". [ 7, c. 556 ]
Выше приведенные определения среды являются достаточно обобщенными, различаются по емкости и содержанию. Определения, с одной стороны, указывают, что среда есть нечто, окружающее что — либо, с другой — то, что окружено, находится внутри чего — либо. По мнению В.Е. Кемерова, двойственность не случайна — в целом понятие " среда " подразумевает единство условий существования объекта (процесса) и самого этого объекта: "... концепция среды зачастую трактуется расширительно. В результате возникает парадокс: личность фиксируется в " центре " среды, представляется главной ее фигурой, а по сути, оказывается существом страдательным, объектом возможных воздействий со стороны среды". [2, c. 857 ]
В исследованиях Г.А. Ковалева среда раскрывается как фактор, активизирующий или, наоборот, сдерживающий процесс развития ребенка (благоприятная, тепличная, враждебная, агрессивная, нейтральная среда):"... ребенок с самого рождения попадает под воздействия различного рода систем (социофизических, социальных, межличностных и т.п.). Весь вопрос состоит в том, влияние каких систем и соответствующихим воспитательных воздействий преобладает в индивидуальном опыте человека. Изначальное попадание в зону влияния того или иного типа систем с большой долей вероятности будет формировать и соответствующий индивидуально психологический склад человека (открытый, закрытый или защитный), будет определять характер и модели его поведенческих ревкций в ответ на внешние воздействия. Сформированный в опыте индивидуальный психологический склад личности с некоторого момента начинает влиять на самостоятельные выборы человека в пользу преимущественного включения в ту или иную систему его внешних связей и отношений". [ 3, c. 20 ]
Частью целостной среды ДОУ является предметно — развивающая среда.
" Предметно — развивающая среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения." [ 5, c. 79 ]
Основополагающие идеи построения предметно — развивающей среды в ДОУ заложены в " Концепции построения развивающей среды в ДОУ " под ред. В.А. Петровского.
Автор Концепции развивает в своей работе положения " Концепции дошкольного воспитания", формулируя следующие принципы построения предметно — развивающей среды:
- принцип дистанции, позиции при взаимодействии: является одним из важнейших принципов средового общения с ребенком дошкольного возраста, создающим условия для эмоционального комфорта в процессе установления контакта ребенка и взрослого (педагога, родителей)
- принцип активности, самостоятельности, предусматривающий возможность самостоятельного проявления творчества, самостоятельного выбора и участия в создании своего предметного окружения
- принцип создания игровой среды, обеспечивающий ребенку условия для важнейшего вида детской деятельности
- принцип стабильности — динамичности, создающий условия для создания собственного конструкта окружающей среды в соответствии с собственным желанием, внутренним состоянием, вкусами и настроениями
- принцип комплексирования и гибкого зонирования, позволяющий воспитанникам свободно определятся с видами деятельности, объединяться друг с другом по интересам, либо уединяться для собственного творчества
- принцип эстетической организации среды, реализация которого требует от педагога творческого (дизайнерского) подхода к организации среды, внимания к цветовым решениям, качественному подбору материалов
- принцип открытости — закрытости, на основании которого педагог действует с позиции " в ногу со временем" привлекая к организации окружающей воспитанников среды достижения современной культуры, искусства, ресурсы социального партнерства, а также возможности взаимодействия с природными факторами
- принцип половых и возрастных различий, создающий условия для организации деятельности гендерной направленности, направленной на проявления воспитанников (мальчиков и девочек) своих склонностей в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Образовательная деятельность на основании приведенных принципов построения развивающей среды выстраивается в зависимости от возрастных особенностей воспитанников их возможностей, а также периода обучения в рамках Основной образовательной программы.
На основании выше сказанного можно охарактеризовать предметно- развивающую среду дошкольной организации как организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становления дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей. Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне преобразования, экспериментировании. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде. Фукциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие. [ 8 ]
М.Н. Полякова составила последовательность действий для создания предметно-развивающей среды в ДОУ на основании восьми шагов.
- Сформулировать цели и задачи. Определить приоритетные направления развития детей. Выделить особенности подбора предметов для организации предметно-развивающей среды группы.
- Определить, какие учебные и методические пособия, необходимы для обучения и воспитания дошкольников; подобрать игры, игрушки и другие материалы для самостоятельной детской деятельности, оборудование для разных видов деятельности детей.
- Составить перечень дополнительного оборудования, предназначенного для размещения и хранения игрового материала и пособий, а также оборудования для обеспечения режимных моментов.
- Оценить уже имеющиеся материалы и оборудование в группе, отобрать необходимые материалы, оборудование, пособия. Лишнее оборудование и игрушки не по-возрасту необходимо убрать из группы.
- Определить пространственное размещение оборудования в группе и дополнительных помещениях (спальне, раздевалке, умывальной) на основе принципа центров активности.
- Начертить план или схему размещения крупной мебели и дополнительного оборудования. Наполнить пространство игровыми материалами необходимыми на 2-3 месяца работы.
- Провести диагностику, с целью изучения особенностей детей данной группы, их интересов, предпочтений, и вносить коррективы в предметно — развивающую среду с учетом полученной информации и возможностей детского сада.
- Продумать последовательность внесения изменений в предмето — развивающую среду в течение года с учетом содержания основной общеобразовательной программы, проедположительной динамики развития детей, приобретения новых игрушек, материалов и оборудования. [ 9 ]
Вопрос организации предметно — развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС ДОУ предметно — развивающая среда должна быть:
- содержательно — насыщенной (оснащенной средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами — техническим, спортивным, игровым оборудованием и т.д.)
- трансформируемой (меняющейся в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей)
- полифункциональной (разнообразной в использовании различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.)
- вариативной (наличие в группе различных пространств, а так же разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей)
- доступной (имеющей свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям и т.д.)
- безопасной. [ 10 ]
Предметно — развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок мог свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально — игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно — поисковой работы. Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, в различных видах деятельности.
Практика показывает, что предметно — развивающая среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке, проектированию и развитию. Для чего и необходими составление целостного дизайн — проекта ДОУ.
Дети и педагоги находятся в детском саду достаточно продолжительное время, поэтому главной целью создаваемого дизайн — проекта должно быть создание пространства, пригодного для жизни воспитанников и работы педагогов. Значит, оформление интерьера долно стать началом творческого процесса воспитателя и детского коллектива, активно поддержанного родителями воспитанников. Главной целью при разработке дизайна помещений должно стать:
- целостность и логичность: все оформление должно быть связано в единое целое, не должно быть случайных ни с чем не связанных кусков оформления
- учет индивидуальных интересов педагогов: оформление должно быть логическим продолжением методической работы с детьми, поэтому все этапы работы должны быть согласованы с воспитателями, работающими в данных возрастных группах
- лаконичность и функциональность: все должно быть доступным для детей
- дизайн — проект должет быть совместным действием педагогического, детского и родительского коллективов.
Предметный мир детства, по словам С.Л. Новоселовой, " это не только игровая среда, но шире среда развития всех специфически детских видов деятельности, Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, Деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, сформированы необходимые способы действия. В настоящее время нельзя допустить депривации деятельности из-за нехватки необходимых развивающих предметных сред. Это — серьезная угроза успеху реализации любой образовательной программы. В условиях предметного вакуума у ребенка исчезает стремление узнать новое, порождаеися апатия, а желание занять себя может приобрести компенсаторное, не лучшем смысле этого слова, направление ". [ 4 ]
Среда развития дошкольника — это не просто те условия, в которых протекает его жизнь в семье или дошкольном учреждении, а пространство его жизнедеятельности. Она включает социальную (окружающие ребенка общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности) и предметную (систему предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей) среды. Это означает, что кроме ее предметного наполнения, родители и педагоги обязаны задумываться о познавательных и эмоциональных смыслах совместной деятельности и способах действия, которые формируются у ребенка в процессе исследования и освоения, трансформации данной среды. Это означает, что современная среда, в первую очередь, должна обладать качествами интерактивности и установления взаимосвязей между ее социальной и предметной составляющей.
При организации предметно — развивающей среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высококачественная деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Только целенаправленно организованная предметно — развивающая среда в ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Роль педагога в процессе создания такой среды и сопровождения развития ребенка в этой среде — это вместе, рука об руку войти в чудесный мир детства, жить и сотрудничать с ребенком, радоваться и удивляться, познавать и творить, дарить друг другу радость общения. Ребенок при этом является субьектом деятельности и активно включается в процесс игры, познания, творчества.
Следует отметить, что предметно — развивающая среда требует для своей реализации не только традиционных, но и новых компонентов.
Одним из новых компонентов является метод проектной деятельности. Это оптимальный, инновайионный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного воспитания.
Метод проектов — система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов. Этот метод всегда предполагает решение воспитанниками какой — то проблемы.
Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
В воспитательно — образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участникамт образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Нам, педагогам, очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться.
Другим новым компонентом, в развития предметно — развивающей среды, является информационно — коммуникационное пространство (сайт ДОУ), которое должно объединять усилия администрации, педагогов и родителей, позволяет создавать условия для активного взаимодействия с ребенком.
Сайт детского сада способствует:
- развитию продуктивного сотрудничества между родителями и педагогическим коллективом
- информированию родителей (информационные статьи, рекомендации специалистов и многое другое)
- размещению материалов, интересных для родителей и детей с выкладыванием фотографий детей, их рисунков и поделок
- формированию положительного образа дошкольного учреждения.
Сайт — это отличная возможность презентовать детский сад со всех его лучших сторон.
Таким образом, предметно — развивающая среда в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в единой команде педагогам, воспитанникам и родителям, выработать собственный алгоритм действий для достижения поставленных целей.
Главное — не надо останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации предметно — развивающей среды должен продолжаться. На наш взгляд, основу этого поиска составляют творчество, талант и фантазия всех участников ДОУ.
Литература
- Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь. М.: Проспект: Велби, 2007.
- Кемеров, В.Е. Современный филосовский словарь — 2 — е изд., испр. и доп. — Лондон: Панпринт, 1998.
- Ковалев, Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда. //Вопросы психологии. — 1993. — N 1. — с. 13 — 23.
- Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда. Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн — проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно — воспитательных комплексах М., 2001 — с. 74.
- Новоселова, С.Л. Развивающая предметно — игровая среда детства. // Дошкольное воспитание. — 1998. — N 4. — с. 79.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка под ред. Н.Ю. Шведовой; Академия наук СССР, Институт русского языка. — 23-е изд., исправленное. — М.: Русский язык, 1991.
- Педагогика: большая современная энциклопедия / автор — составитель Е.С. Ранацевич. — Минск: современное слово, 2005.
- Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993. — с. 102.
- Полякова, М.Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада. // Дошкольная педагогика. — 2001. — N 1.
- Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 N 1155" Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного оьразования".
- Толковый словарь русского языка / сост. В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин и др.; под редакцией Д.Н. Ушакова. М.: Гос. изд. иностр. и нац. словарей, 1940.
|