Разработала: воспитатель Кручинова Инна Викторовна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Прогимназия города Благовещенска»
Сюжетно-ролевая игра «Банк» рассчитана на детей 6-7 летнего возраста.
Работа строится по двум основным направлениям:
- Работа по обогащению игровой деятельности детей. К формам её организации относятся: НОД с экономическим содержанием и тематические сюжетно-ролевые игры.
- Собственно-игровая деятельность–сюжетно-ролевая игра «Банк» и формы ее проведения: организованная (совместная с педагогом) игра и свободная игровая деятельность детей.
Каждая из форм проведения сюжетно-ролевой игры «Банк» ставит перед педагогом определенные задачи.
Скачать конспект
В организованной (совместной) игре педагог: дает образцы социального поведения, решения социальных проблем, вхождения в роль (что делать, как делать, развитие ролевых взаимоотношений (как вступать, с кем, что говорить, использование игровой атрибутики, способов организации игровой среды. А также принимает при вхождении в игру подчиненную роль, выходит из позиции взрослого и опускается на уровень ребенка.
В свободной самостоятельной игре педагог: создает эмоционально благоприятные условия для её проведения; удерживает позицию невмешательства в детскую игру (нет прямого руководства); предоставляет свободу выбора места игры, способов ее организации, сюжета, атрибутов, партнеров по игре, игровых действий; признает право ребенка на отказ от игры; проявляет уважительное отношение к играющим детям; организует наблюдение за игрой и фиксирует цели, над которыми необходимо работать в дальнейшем.
Цель сюжетно-ролевой игры «Банк»: Формировать у воспитанников знания о профессии «банковский работник», умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк»
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания воспитанников о работе Банка
- Закреплять знания воспитанников о профессиях людей, работающих в банке, с их трудовыми действиями
- Активизировать словарь воспитанников: доход, расход, расчет, кредит, менеджер, договор, оплата, валюта, платежеспособность
Развивающие:
- Развивать коммуникативные умения воспитанников в совместной игровой деятельности. Расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения, развивать диалогическую речь.
- Развивать умения воспитанников согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий.
Воспитательные:
- Способствовать формированию устойчивого интереса воспитанников к совместной познавательной деятельности
Ожидаемый результат:
- Развитие речевых навыков воспитанников.
- Получение знаний о профессиях работников банка.
- Формирование коммуникативных навыков.
- Появление умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими.
- Комментирование игровых действий и действий партнеров.
Подготовительный этап:
Ресурсное обеспечение:
- Изготовление макета банкомата, денег, пластиковых карт, табличек-стоек, бейджей с изображением специальностей, паспортов клиентов, платежных извещений, кредитных договоров, шейные платки работников «Солнце-банка»
- планирование в календарных планах
- разработка сценария
Работа с воспитанниками:
Рассказ воспитателя на тему:
- «Профессия кассир-оператор»,
- «Профессия кредитный менеджер»,
- «Профессия консультант банка»
Рассматривание картин и иллюстраций банка.
Проигрывание ситуаций:
- «Вежливый администратор»,
- «Разговор менеджера с клиентом»,
- «Работа кассира»,
- «Работа инкассатора»,
- «Как оплатить квитанцию по квартплате в банке»
Дидактическая игра: «Сделай покупку», «Рынок одного товара», «Цепочка экономических слов»
Беседа на тему: «Как я побывал в банке», «Валюта разных стран», «Для чего нужен банковский терминал», «О доходах и расходах», «Валюта разных стран»
Просмотр презентации «Я-Банкир»
Чтение художественной литературы:
- Кларина Л. «Уроки Гнома Эко-нома и Феи Экономики»,
- Лада И. «Новый дом»,
- Бомент А. «Дом, в котором мы живем»,
- Габе Д. «Работа»,
- Липсиц И. «Удивительные приключения в стране экономики»,
- Корчак Я. «Маленький бизнесмен»,
- Кнышов Л. «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом», «Сказочное путешествие Экономикса и его друзей»
Работа с родителями: Рассказ родителей, о том, какими услугами банка они пользуются (ипотечный кредит, кредит на покупку машины, мебели, оплата за коммуниальные услуги и т.д.) Экскурсия родителей с детьми в банк.
Консультации «Зачем дошкольникам экономика» «Полезные привычки в быту — тоже экономика»
Организация игрового пространства:
В группе расставляются банковский терминал (автомат), сейф для хранения денег и валюты, от 4до 6 столов с атрибутами и стульями для клиентов и сотрудников банка. Воспитатель оговаривает с воспитанниками, где расположен вход в банк (можно отметить двумя кеглями, стульчиками), место нахождения охранника. На стол раскладываются кредитные карточки, которые затем будут раздаваться клиентам банка, квитанции на оплату коммунальных платежей, карточки для оформления кредитов (с схематичным изображением: кредит на приобретение жилья, кредит на приобретение автомобиля и т.д.)
Участники игры:
- Воспитатель, воспитанники старшей или подготовительной группы (до 10 детей)
Роли и ролевые действия:
Кассир (оператор): Выслушивает клиента, общается, совершает необходимую операцию: принимает деньги от клиентов, обменивает валюту на рубли, принимает переводы, производит оплату по квитанциям
Администратор банка: организует работу банка, следит за соблюдением режима работы банка.
Менеджер (кредитный): оформляет кредиты, дает консультации по получению кредитов
Консультант: выдает талоны на совершение банковских операций, озвучивает номера стоек, помогает клиентам пользоваться банковским терминалом.
Охранник: следит за порядком в банке, обеспечивает безопасность клиентов, сотрудников банка и денежных средств
Клиенты банка: получают кредит, оплачивают квитанции, производят обмен валюты, получают банковскую карточку.
Ход сюжетно-ролевой игры (основной этап):
Для возникновения интереса детей к игре воспитатель использует прием проблемной ситуации:
«Вам принесли квитанцию, где мы сможем ее оплатить?»,
«Вы решили приобрести автомобиль, но в вашей семье не хватает денежных средств и вы решил получить кредит»,
«Вы хотите снять наличные деньги с «зарплатной» карты и решили для этого воспользоваться терминалом банка»
Для определения плана-сюжета воспитатель использует такой прием, как вопросы к детям.
Для того, чтобы банк начал работу, подумайте и ответьте:
Какие сотрудники нужны для работы в банке?
Кто приходит в банк?
Какие сотрудники нужны для работы в банке?
Что делает кассир в банке? (менеджер, охранник банка, администратор банка, консультант)
Кто пользуется услугами банка (клиенты)
Затем воспитатель говорит о том, что в банк на работу требуются сотрудники. Для распределения ролей сотрудников используется прием волшебный мешочек – детям предлагается достать из мешочка бейджи с изображением специальности.
Для себя воспитатель выбирает роль администратора банка, затем эту роль можно делигировать воспитаннику хорошо знакомому с игрой.
При приеме на работу воспитатель использует прием – напоминание и совместно с детьми проговаривают обязанности сотрудников, т.е. игровые (ролевые) действия.
Для создания воображаемой ситуации воспитатель предлагает воспитанникам создать обстановку банка: поставить банкомат и терминал, расставить столы для операторов, поставить кассовый аппарат, и стул для охранника.
При затруднении детей воспитатель использует такие приемы как: объяснение, помощь, напоминание (правила поведения в общественных местах).
Если у детей возникает желание поменяться ролями, воспитатель поддерживает его.
Для формирования взаимоотношений в игре педагог использует приемы: напоминания о доброжелательном отношении друг к другу, поощрения вежливости.
Сценарий сюжетно-ролевой игры «Банк»:
Администратор банка: Работники банка, займите свои рабочие места.
Охранник: Внимание банк открывается ровно в 9часов. (открывает двери банка). Уважаемые клиенты, банк открыт, проходите, пожалуйста.
Диалоги персонажей.
1-й Клиент: Здравствуйте!
Консультант. Здравствуйте. Чем могу помочь?
1-й Клиент. Я хотел оплатить кредит
Консультант. Возьмите талон. Проходите, пожалуйста. Талон К-1 окно
№1
Заходит следующий клиент
Консультант: Здравствуйте! Чем могу помочь?
2-й Клиент. Здравствуйте! Мне нужно обменять валюту
Консультант: Пожалуйста. Талон В-1 окно №2
Кассир: Здравствуйте! Какую валюту вы хотели бы обменять на рубли?
Пожалуйста, возьмите деньги и пересчитайте правильность выдачи.
2-й Клиент: Все правильно. Спасибо!
Консультант: Здравствуйте. Чем могу помочь?
3-й Клиент: Здравствуйте! Я хотел бы взять кредит.
Консультант: Пожалуйста. Талон К-2 окно №1
Менеджер: Здравствуйте! Мы рады предоставить вам кредит. Скажите,
что вы планируете приобрести? Сколько денежных средств вам не хватает? Дайте, пожалуйста, ваш паспорт. Где вы работаете? Каков у вас размер заработной платы?
Консультант: Здравствуйте. Чем могу помочь?
4-й Клиент: Здравствуйте! Я хочу снять деньги, вот моя карточка.
Консультант: Пожалуйста, пройдите к терминалу.
4-й Клиент: Извините, не могли бы вы мне помочь, я забыл дома очки.
Консультант: Конечно! Буду рада вам помочь, Сколько вы будете
снимать- (Счет до 10). Пожалуйста, для совершения операции вставьте
карту, введите пин-код, выберите операцию, подождите, операция
выполняется, заберите деньги, возьмите чек, заберите карту
4-й Клиент: Большое спасибо за помощь, до свидания!
Консультант. Здравствуйте, Чем могу помочь?
5-й Клиент: Здравствуйте! Мне нужно заплатить за детский сад.
Консультант: Талон О-1окно № 3
Кассир: -Назовите, пожалуйста, ФИО ребёнка. детский сад. Группу.
Сколько будете платить? (клиент называет сумму).
-Возьмите, пожалуйста, квитанцию, всего вам доброго…
Консультант: Здравствуйте. Чем могу помочь?
6-й клиент: Здравствуйте! Мне нужно отправить деньги моей маме.
Консультант: Талон П-3 окно № 2
Кассир: Здравствуйте, Слушаю вас. Сколько денег вы хотели бы
перевести? Назовите ФИО вашей мамы?» Адрес ее регистрации?
(клиент называет сумму).
Кассир: Деньги отправлены. Ваша мама скоро их получит.
5-й клиент: -Спасибо.
И т.д.
Администратор: Уважаемые клиенты! Наш рабочий день подошел к концу.
Будем рады снова видеть вас в нашем банке.»
Выждав время, по сигналу администратора банка охранник идет
провожать последних посетителей со словами: «До свидания, приходите к
нам завтра». Закрывает двери банка.
Заключительный этап:
Воспитатель предлагает убрать атрибуты сюжетно-ролевой игры в специальный коробку-контейнер, расставить по местам столы и стульчики, убрать на стеллаж макет банковского терминала и сейфа.
Воспитатель предлагает обсудить впечатления детей от участия в игре, повторить новые слова, которые использовались детьми в ходе игры, рассказать какую роль детям больше понравилось играть и т.д.
|