Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатель.
Сроки выполнения: две недели.
Цель: развитие творческих способностей детей, создание оригинальных новогодних игрушек для елки, ознакомление детей с историей создания елочных игрушек, объединение детей, родителей, педагогов в активной познавательной, творческой деятельности.
Задачи:
Обучающие
- обучать детей различным приемам преобразования бумаги, природного и бросового материала
- помогать родителям понять значимость проблемы детского досуга, побудить к активному взаимодействию с педагогом
- знакомить с разными видами бумаги
- знакомить участников проекта с техникой работы с бумагой (аппликация, оригами, создание изделий из бумажных полосок, мятой бумаги и т.д.)
- учить создавать поделки с опорой на заданную основу
- активировать познавательную, речевую и продуктивную деятельность детей
- придумывать дизайн игрушки и ее оформление с помощью родителей
- стимулировать желание детей и родителей искать дополнительную информацию по теме.
Развивающие
- развивать навыки работы с различными материалами
- развивать мелкую моторику, пространственные представления
- развивать воображение, умение видеть необычное в обычных предметах
- развивать художественно — творческие способности.
Воспитательные
- воспитывать художественный вкус
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца
- воспитывать у детей чувство сотрудничества, умение взаимодействовать в процессе работы.
Аннотация:
Вспомните, ребята, еще раз песенку про елочку: "И вот она, нарядная, на праздник к нам пришла..." А всегда ли новогодняя елка была такая нарядная? В общем-то, всегда, вот только наряды у нее были разные.
Обоснование значимости:
При изготовлении новогодних игрушек для елки интегрируются знания детей по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, пространственные представления, знания о свойствах различных материалов, овладение разнообразными способами практических умений. Большое внимание уделяется развитию коммуникативных способностей: дети учатся договариваться, обсуждать проделанную работу. В процессе проекта доминирует принцип самодеятельности детей: дети планируют программу деятельности, выполняют ее, а затем переходят к следующему этапу работы.
Материал:
Бросовый материал, разная фактурная бумага, декоративные наклейки, пластилин, ватные диски, природный материал.
Ожидаемый результат:
- создание елочной игрушки
- развитие творческого мышления детей
- создание благоприятных условий для саморазвития ребенка
- развитие духовно — богатой личности ребенка, как активного участника проекта
- повышение самооценки детей, гордости за свой труд
- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ
- укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.
Пути реализации:
Занятия, игры, беседы, партнерская творческая деятельность.
Состав участников проекта:
Воспитатель, дети, родители.
Вид проекта:
Краткосрочный, творческий.
Ход проекта.
Проблематизация:
Воспитатель проводит беседу с детьми на тему: "Какими были в старину елочные игрушки?"
Украшают лесную красавицу с тех пор, как стали встречать с ней Новый год. Наряжать деревья в праздничные дни — традиция, которой уже много веков. Елку поначалу украшали яблоками, лентами, бумажными розами, сладостями. Недаром же первые елки в России продавались в кондитерских магазинах. В Эльзасе новогодние деревца украшали обрезками цветной бумаги и мишурой. А в городе Страсбурге на елку вешали посеребренные и позолоченные картофелины. В России продавались елочные украшения, сделанные из картона, папье-маше и стекла. Но еще много лет в России было принято делать новогодние украшения своими руками. Дети вместе со взрослыми клеили бумажные гирлянды, золотили (с помощью тончайших листочков сусального золота) орехи и шишки, придумывали себе маскарадные костюмы.
Целеполагание:
Сегодня в магазинах можно найти елочные украшения на любой вкус! Вот только не утратили ли мы с вами что-то очень важное в этом празднике, перестав мастерить елочные гирлянды и игрушки своими руками?
Планирование:
Воспитатель предложил детям продолжить традиции наших прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек по изготовлению игрушек на елку своими руками.
К реализации творческого проекта активно подключились родители: они предложили дома вместе со своими детьми изготовить елочные игрушки. Родителям был предложен цикл занятий, знакомящих с разными видами бумаги и технологией изготовления поделок из нее.
Реализация плана:
В зависимости от того, что оказалось включено в план, работа может проводится по нескольким направлениям.
1. Образовательная область "Познавательное развитие".
- познавательно-исследовательская деятельность:
украшение интерьера группы (изготовление пано "Снежная паутина", оформление группы "Зимняя сказка", "Встреча Нового года у камина").
подбор дидактических игр по теме ("Зимние загадки", "Угадай елочную игрушку", "Найди, что засыпал снег", "Подбери варежки по признаку", "Что лишнее?", "Объясни пословицы").
дети совместно с родителями работают над изготовлением елочной игрушки.
2. Образовательная область "Речевое развитие".
рассказывание по картине из серии "Времена года": "Зимний день".
рассказывание из опыта: "Прогулка в зимнем парке".
составление описательного рассказа на тему"Зима" по пейзажным картинкам.
составление рассказа из опыта: "Наш любимый парк (любимое место в нем)".
беседы с детьми на темы: "Четвертое время года","Зимние праздники", "Что бывает вместо елки?", "Как встречают Новый год?", "Сказочные персонажи Зимы", "Какими были в старину елочные игрушки?"
- приобщение к художественной литературе:
подбор детской художественной литературы для чтения:
В.Сутеев"Елка", Н.Носов"Бенгальские огни", В. Драгунский"Новогодний подарок", А.Гайдар"Елка в тайге" (отрывок из повести "Чук и Гек"), сказки "Двенадцать месяцев", "Снегурочка", В. Одоевский "Мороз Иванович", В.Даль"Старик годовик".
разучивание стихотворений:
В.Берестов"Простые игрушки", И.Суриков"Зима", М.Дружинина"Скоро, скоро к нам придет...", Е.Трутнева"С Новым годом!".
чтение художественной литературы:
Е.Михайлова"Что такое Новый год?", Е.Благинина"Стихи о елке, о сером волке, о стрекозе и о бедной козе", Н.Аверкина"Мы наряжаем елку".
3. Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие".
рассматривание иллюстраций, репродукций картин:
А.Моравов "Рождественская елка", А.Гуляев "Новый год", А.Левченков "Утро Нового года", Б.Кустодиев "Елочный торг", П.Козлов"Старые игрушки", А.Дудин"Елка".
- изобразительная деятельность
рисование ("Новогодняя елочка");
лепка ("Колокольчики-бубенчики");
аппликация ("Укрась елочную игрушку");
- конструктивно-модельная деятельность
ручной труд
("Дед Мороз");
конструирование ("Зеленая красавица" с использованием лего конструктора).
слушание музыкальных произведений:
П.И. Чайковский "Времена года", музыка из балета "Щелкунчик".
4. Образовательная область "Физическое развитие".
подвижные игры:
"Перенеси снежок", "Не задень", "Санный поезд", "Остановись возле снежка".
физкультминутки.
5. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие".
- социализация, развитие общения
сюжетно-ролевые игры:
"Семья", "Детский сад", "Аптека", "Магазин елочных игрушек".
6. Работа с родителями.
Родители принимают цели и задачи, предложенные воспитателем и детьми.
Участвуют в подборе разнообразного материала для работы, оказывают практическую помощь детям.
Воспитатель проводит с родителями беседы о важности данной проблемы, консультации, создает памятки для родителей ("Сезонные изменения в природе", "Бросовый материал нам в помощь","О пользе прогулки зимой").
Продукт деятельности готовят к презентации.
Презентация:
В группе с помощью педагога дети украшают елку игрушками, сделанными своими руками. Фотографии и комментарии к ним оформляются на отдельном стенде.
Защита проекта проходит в виде развлечения для детей старшей группы и приглашенных детей других групп, а также для родителей.
|