(из опыта работы)
Воспитатель высшей квалификационной категории: Ковригина Светлана Николаевна Ступино, 2016г.
В последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Самую многочисленную группу — до 60 % от всех детей дошкольного возраста — сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.
Наши воспитанники – дети, имеющие тяжелые нарушения речи.
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.
Скачать конспект
Развитие речи ребенка связано с постепенным овладением родным языком: с развитием фонематического слуха и формированием навыков произнесения звуков родного языка, с овладением словарным запасом, правилами синтаксиса и смысла речи.
Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). Особенности речевого развития детей с ТНР оказывают влияние формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов, на развитие эмоционально-волевой сферы.
Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и успешной дальнейшей социализации детей. Поэтому наряду с активным поиском новых, вариативных форм организации логопедической помощи дошкольникам происходят процессы совершенствования традиционных форм, оптимизации методов и содержания коррекционно-речевой работы.
Позвольте познакомить Вас с опытом педагогов МАДОУ ЦРР-д/с №22 «Журавушка» Ступинского муниципального района по использованию самодельных пособий в коррекционно-развивающей работе. Одно из таких самодельных посбий, которое уже на протяжении нескольких лет я использую в своей работе с дошкольниками, называется игрушка «Говорушка». Это пособие позволяет не только подготовить детей к обучению грамоте, но и позволяет решить целый комплекс коррекционно-образовательных и общеобразовательных задач при подготовке детей к дальнейшему школьному обучению.
Если говорить о задачах подготовки к обучению грамоте, то использование данного пособия позволяет обучать детей звуко-буквенному анализу и синтезу слова, слоговому анализу, знакомит с предложением и его составом. Решаются задачи, связанные с развитием всех компонентов устной речи: звуковой культуры речи (развитие фонематического восприятия, правильное артикулирование и произношение звуков, развитие выразительности речи, дикции); обогащением, уточнением и активизацией лексического запаса; усвоением грамматических норм родного языка; развитием связной речи.
Кроме речевых задач, решаются задачи, связанные с развитием высших психических функций (внимания, памяти, мышления). У детей развиваются мыслительные процессы (классификация, сравнение, обобщение). Дошкольники учатся ориентироваться в пространстве и на плоскости, развивается общая и мелкая моторика.
Актуальность пособия заключается в том, что оно позволяет осуществлять взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя, отвечает принципам развивающего, личностно-ориентированного, дифференцированного обучения. Использование данного пособия позволяет постепенно усложнять учебный материал, опираясь на индивидуальный речевой опыт ребенка, который он приобретает. Можно использовать различные формы работы с пособием: групповую, подгрупповую, индивидуальную, работа в парах.
Для детей это пособие является в первую очередь игрушкой, и, используя его на занятии, воспитатель нетолько удовлетворяет естественую потребность ребенка в игре, но и создает зону психологического комфорта, создает игровую мотивацию к учебной деятельности, которая сохраняется на протяжении всего занятия. Можно предложить малышу украсить хохолок и хвост птички, нарядить ее в бантики (девочкам), галстучки (мальчикам), завязать ей красивые ленточки, помочь Говорушке исправить ошибки, выполнить задания, разгадать загадки, поиграть с ней и т.д. Различные методы и приемы, учебные ситуации позволяют использовать данное пособие по-разному в зависимости от того, какие коррекционные, развивающие и образовательные задачи ставятся и решаются педагогом и детьми, а так же от того, какими индивидуальными особенностями обладает каждый конкретный ребенок.
Игрушка сделана в виде птички. У нее есть хохолок, веерообразный хвост и полянка, по которой Говорушка любит гулять, и на которую можно выкладывать дидактический материал (картинки, буквы, разноцветные звуки, схемы слов, нитки, ленточки), который используется в процессе занятия.
Давайте попробуем вместе с вами выполнить ряд заданий с пособием, для того, чтобы вы увидели, как данное пособие используется в работе воспитателя.
Тема нашего занятия: «Подготовка к обучению грамоте».
П/с: закреплять лексико-грамматические категории по теме: «Ягоды», автоматизация звуков «ль, л» в речи, обучать составлению описательных рассказов по плану-схеме, развивать слоговой, звуко-буквенный анализ и синтез.
Сегодня наша птичка станет девочкой, поэтому я повяжу ей красивый бант. Говорушка приготовила для Вас загадку (загадка о малине).
Совершенно верно, это малина, и я хочу подарить нашей птички картинку с этой ягодой. (Детям можно предложить несколько картинок с изображением различных ягод и пусть они выберут ту, которая является отгадкой). Послушайте внимательно: какой звук в слове я выделю голосом в середине слова (звук «ль»). Сегодня мы с вами поиграем со словом «малина» и со звуком «ль».
Предлагаю Вам следующие задания:
- «Научим Говорушку произносить звук» (артикаляция звука «ль»)
- «Расскажи о звуке» (характеристика звука «ль»)
- «Расскажи о звуке» (характеристика звука «л»)»
- «Выложи букву «Л» (из различных материалов: нитки, ленточки, счетные палочки, пуговицы и т.п.)
- «Найди правильную букву» (правильную букву обведи, неправильную зачеркни, напиши по клеточкам букву)
- «Почини букву» (из элементов)
- «Назови слова, в названии которых встречаются звуки» ( «ль, л») (картинки с мягким звуком положи слева от Говорушки, с твердым – справа и т.п.)
- «Раздели слово «малина» на слоги» (определение места слога в слове, анализ слогового состава, определение ударного слога)
- «Составь звуковую схему слова «малина» (определение и состав звуков в слове, качественная характеристика звуков, порядок их следования, ударность)
- «Составь из букв слово «малина» (добавление лишних букв)
- «Что готовят из малины?», «Какой, какая, какое?», «Помоги Говорушке сказать правильно» (образование относительных прилагательных)
- «Расскажи Говорушке, какая бывает малина» (составление словосочетаний)
- «Составь предложение» (характеристика отдельных слов в предложении: слово-предмет, слово-действие, слово-признак, маленькое слово-предлог; работа с составом предложения; составление предложений из отдельных слов, по схеме; подбор схемы к предложению, работа с деформированным предложением)
- «Расскажи Говорушке о малине» (составление описательного рассказа, перессказывание литературного отрывка, разучивание стихотворения, чистоговорки, скороговорки со словом или звуками «ль, л»)
Выполнение заданий сопровождается оформлением игрушки Говорушки дидактическим материалом.
В конце занятия Говорушка может похвалить детей, подарить им наклейку, фишку, небольшую картинку, звездочку, таким образом, я мотивирую детей к следующим занятиям, формирую у них интерес к дальнейшей учебной деятельности.
В заключении хочу обратить Ваше внимание на то, что в данном пособии интегрируются все образовательные области. Это не только речевое развитие детей, но и социально-коммуникативное, познавательное, физическое и художественно-эстетическое развитие. И такая игрушка-пособие представляет интерес для многих специалистов, работающих с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья.
|