(рисование, обрывная аппликация, рельефная лепка)
Выполнила воспитатель МДОУ «ЦРР-детский сад №10» Зыбина Анна Викторовна 2015г. 2
Цель:
- познакомить детей с жизнью и творчеством русского поэта С. Есенина;
- обобщить знания о березке; закрепить умения и навыки работы в различных техниках: рисование красками, обрывная аппликация, рельефная лепка;
- закрепить умение работы с красками и кистью, развивать мелкую моторику пальцев рук;
- воспитывать любовь к Родине, природе родного края, аккуратность.
Скачать конспект
Развивающая среда:
- тонированный лист формата А4, простой карандаш, гуашь, кисти, баночка с водой, палитра, бумажные салфетки, цветная бумага, клей, пластилин, доска для лепки, технологические карты «Поэтапное рисование березы красками», «Поэтапное выполнение березы в технике обрывная аппликация», «Поэтапное выполнение березы пластилином», презентация.
Предварительная работа: наблюдение за березкой во время прогулки, рассматривание иллюстраций, фото, репродукций художников с изображением березки, чтение стихотворений о березе, заучивание стихотворения А. Есенина «Белая береза», разучивание физкультминутки, хоровода, рисование березы по
памяти, дидактические игры: «Собери картинку», «Дорисуй…».
Содержание занятия.
Сегодня, мы с вами побываем в гостях у поэта. Ребята, а знаете ли вы кто такой поэт? (Человек который пишет стихи). И побываем мы в гостях у Сергея
Александровича Есенина. В старину не было электричества и люди зажигали свечи, давайте перенесемся в то время когда жил поэт и зажжем свечу.
Березонька, березушка, березка, Ну до чего ты, дева хороша! Тебя любил Есенин наш Сережка- В любви к тебе взросла его душа.
Сергей Александрович Есенин (1895-1925) — русский поэт. В самом сердце России, под Рязанью, на берегу реки Оки, раскинулось живописное село
Константиново – родина нашего земляка-поэта. И мы гордимся, что родились и выросли на этой земле. Вскоре отец Есенина уехал в Москву, устроился работать приказчиком, поэтому Есенина отдали на воспитание в семью деда по матери. У деда было трое взрослых неженатых сыновей, они очень любили своего племянника и участвовали в воспитании. Читать поэт научился в 5 лет под руководством дяди, поэтому чтение стало самым любимым занятием. Стихи
собственного сочинения стал складывать рано в возрасте восьми-девяти лет. По словам его друзей эти стихи были про природу.
Весной и летом Сергей проводил целые дни на лугах на сенокосе с пастухами, пас в ночном лошадей, где творчески уединялся и фантазировал.
Поэт очень любил своих сестер Катю и Шуру, в будущем во многом заменил им мать и отца. Есенин всегда был очень привязан к своей семье, постоянно помогал ей.
Сергей Есенин — певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного и нежного сердца. В них
"русский дух", в них "Русью пахнет". Он как бы создан специально для поэзии. Размашистые, удивительно мелодичные стихи поэта полны сердечной теплоты,
искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей.
Березонька, березушка, береза, Твой прутик-ветвь-амурная стрела… Россия – матушка красавицей гордится – Сердец владычецей ты издревле была!
Березка привлекает внимание поэта своей стройностью, белизной ствола, густым убранством кроны.
Воспитатель: Почему же именно береза пользовалась на Руси такой популярностью?
Дети: береза-символ России.
Береза – это едва ли не самое распространенное дерево в России, стройное, белое, с раскидистыми ветвями и шелестящими на легком ветру листьями.
Береза всегда сопутствовала русскому человеку. Летом в тени березы можно было укрыться от солнца, зимой березовые дрова хорошо согревали, на бересте в
древности писали, из нее же плели короба и шкатулки, а уж сколько древнеславянских обрядов и обычаев связано с березой и не пересчитать! Дерево
является символом силы, могущества, мудрости и плодородия. У каждой страны есть свой символ среди деревьев. В них отразилась душа народа, его история и традиции. Россию называют краем белоствольных берез. Она вдохновляла русских поэтов и художников на создание прекрасных произведений.
Воспитатель: Сегодня дети подготовили нам стихотворение Сергея Есенина
«Белая береза». Дети: Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом,
Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти
Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки
В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки
Новым серебром.
Воспитатель: Молодцы!!! Дети скажите а вы где — нибудь встречали березу?
Дети: В лесу, во дворе детского сада, в парках и т.д.
Воспитатель: Любит наш народ зеленую красавицу за ее красоту. У всех берез
необычная кора. Чем она необычная?
Ответ детей: Белая, с черными полосками. 5
Воспитатель: Березу за ее кору называют белоствольной. Белую кору называют
берестой (показывает бересту). Береста – это защитный слой дерева, от воды,
вредных воздействий человека. Но в белой коре есть черные черточки. Они
называются чечевички, через них береза дышит.
Физкультминутка.
Выросли березки в поле Хорошо расти на поле! (Потягивание-руки в стороны) Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивание-руки вверх) Вот подул веселый ветер. Закачались тут же ветки.
(Дети машут руками) Даже толстые стволы. Наклонились до земли. (Руки на поясе, приседание).
Вправо, влево, взад-вперед- Так деревья ветер гнет (Наклоны вправо-влево) Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет (Вращение туловищем) Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина.
(Опускают руки через стороны).
О Русской красавице не только стихи писали, песни пели, но и писали картины
известные художники, и я предлагаю сегодня нарисовать разными приемами
березку. 6
Давайте вспомним как нарисовать березку красками:
- Расположить лист вертикально, наметить линию земли, белой гуашью рисуем стройный ствол.
- К стволу дорисовываем изящные веточки, которые свисают вниз и на стволе дорисовываем черные черточки.
- Теперь мы должны показать, что веточки усыпаны снегом – снег изобразим приемом примакивания кисти к бумаги, используем белый цвет, а также
нежно-голубой, розовый. На земле под березой этим же приемом изображаем снег.
Следующая техника – аппликация. Давайте вспомнить, как поэтапно выполнить березку в обрывной аппликации.
- Расположить лист вертикально, наметить линию земли, из белой бумаги без помощи ножниц пальчиками вырвать форму ствола.
- К стволу добавить изящные веточки из черной цветной бумаги, которые свисают вниз и на ствол доклеить черные черточки.
- Теперь мы должны показать, что веточки усыпаны снегом – берем белую бумагу, голубую, розовую отрываем маленькие кусочки и присыпаем березку. На земле под березой этим же приемом изображаем снег.
И последняя нами используемая техника – рельефная аппликация. Как же выполнить изображение березки из пластилина?
- Расположить лист вертикально, наметить линию земли, из белого пластилина предварительно размятого вылепить пальчиками форму морковки– это ствол.
- К стволу добавить изящные веточки из черногопластилина – это тоненькие колбаски, которые свисают вниз и приклеить черные черточки – шарики из
черного пластилина приложить к стволу и расплющить.
3. Теперь мы должны показать, что веточки усыпаны снегом – берем белый пластилин, нам так же необходим светло-голубой и розовый их получаем
путем смешивания белого пластилина с небольшим кусочком синего и красного, отрываем маленькие шарики прикладываем к веточкам и расплющиваем. На земле под березой этим же приемом изображаем снег. Воспитатель: Очень хорошо, мы свами вспомнили все этапы работы в разных техниках. А теперь приступим к работе, но прежде скажите, как мы будем располагать изображение на листе в нижней части, а может сдвинем на лево?
Дети: нет, мы будем изображать березку по центру листа.
Воспитатель: правильно, теперь я хочу, чтобы вы сели за столы и сделали своими руками свою березку с помощью выбранной техники, показали
какая она русская красавица.
Подведение итогов. Давай те с вами сделаем мини-выставку для наших гостей. У нас получилась настоящая березовая роща, в которой хочется прогуляться,
послушать пение птиц, прислоняться к прохладному стволу дерева, чтобы набраться от него сил и здоровья, полюбоваться чудом, сотворенной матушкой –
природой.
В завершении занятия я предлагаю вам поводить хоровод.
«Ай да березка!»
Мы вокруг березки встанем в хоровод, Дети берут разноцветные платочки и Радостно и звонко каждый запоет идут по кругу вправо, взявшись за руки.
Ай да березка, белый ствол! Дети идут в круг, поднимают руки вверх.
Зеленей, зеленей ты листвой! Идут назад, опустив руки.
Яркие платочки в руки мы возьмем. Дети идут по кругу влево, взявшись У березки стройной пляску заведем за руки.
Ай да березка, белый ствол! Дети идут в круг, поднимают руки вверх.
Зеленей, зеленей ты листвой. Идут назад, опустив руки.
К вечеру мы дружно скажем ей: «Прощай! Стоя в кругу, машут платочками.
Ты без нас, березка, в поле не скучай!»
Ай да березка, белый ствол! Дети идут
в круг, поднимают руки вверх.
Зеленей, зеленей ты листвой.
Мы сегодня побывали в гостях у поэта, давайте потушим свечу и вернемся в детский сад.
|