Детское объединение по интересам или совместная художественная деятельность воспитателя с детьми "Махровый рисунок"
Кудряшова Антонина Дмитриевна воспитатель МБДОУ № 24 г. Александрова, Владимирская обл.
Последние десятилетия в дошкольных учреждениях стало модно организовывать разнообразные кружки, секции, студии. Может быть это и интересно. По сути же – это ещё одно организованное занятие, но с внепрограммным содержанием, т.е. дополнительная нагрузка. Наше учреждение специализируется на работе со слабо видящими детьми. Им лишняя нагрузка совсем не нужна.
Скачать конспект
Уже в конце девяностых мы нашли альтернативу кружкам. Это детские объединения по интересам (далее ДОпИ), которые мы разработали и успешно используем в практике.
А в настоящее время ДОпИ являются перспективной формой организации образовательной деятельности дошкольников в контексте ФГТ.
ДОпИ — это совместная деятельность воспитателя с детьми. Организационный момент принадлежит воспитателю, причём проходит он опосредованно. А каждый ребёнок включается в деятельность только по собственному желанию и выходит из неё, когда захочет.
В нашем учреждении работает шесть таких объединений, в то числе и то, о котором я хочу рассказать – «Махровый рисунок».
Первый мой шаг – приглашение детей на выставку рисунков из ниток, которые я сделала заранее. Их было немного и детям они были в новинку. Они трогали, гладили необычные изображения, удивлялись, спрашивали о том, как их делают. Заручившись интересом детей, тут же, у них на глазах, я сделала из ниток небольшой рисунок. Так зародилось наше ДОпИ. Позднее, когда у детей стали получаться неплохие работы, мы провели конкурс на лучшее название нашей мастерской. Все сошлись на «Махровом рисунке».
Необычность ДОпИ заключается в том, что для детей эта деятельность свободная, а для меня — плановая. И поскольку для детей участвовать необязательно, то мне нужно готовиться к каждому объединению так, чтобы как можно больше детей заинтересовались и включились в художественный труд.
Привлекаю малышей разными способами. Например, выставляю на стол красивую коробку с разноцветными кусочками вязания и начинаю стричь их на мелкие отрезки. Естественно, детям интересно. Они подходят и спрашивают, что я собираюсь делать. Я рассказываю о своём замысле. Некоторые дети какое-то время просто стоят, и наблюдают, а потом отходят. А другие предлагают свою помощь. Всем желающим обязательно нахожу дело: кто-то режет кусочки вязания, кто-то растаскивает обрезки пальцами, кто-то раскладывает получившиеся пушистые обрезки по отдельным прозрачным пакетам. Вместе сортируем их по цветам и оттенкам.
Или показываю несколько заранее выполненных мною аппликаций (основ для выполнения работы) и предлагаю наклеить на них нитки соответствующего цвета. В другой раз предлагаю подошедшим детям приготовить подарок кому-то из родителей, детей, работников детского сада, сделать украшение для помещения, атрибут для игры. Дети любят выполнять разнообразные «заказы», экспонаты на выставки. Дети – завсегдатаи нашего ДОпИ часто сами предлагают интересные сюжеты для поделок.
Эффективный приём – «Поделка-секрет». Заранее разрезаю основу на части. Предлагаю желающим выполнить работу на своей частичке, а по окончании сложить их все вместе, как разрезную картинку. Чтобы узнать, что я «засекретила», дети стараются выполнить работу до конца за один приём. Получив результат, радуются от души, испытывают удовольствие от совместного труда.
Многие родители подключаются к обеспечению ДОпИ «сырьём», а иногда приносят в группу семейные поделки. В конце первого года провели с детьми творческий отчёт, оформили выставку.
А через два года участвовали в городской художественной выставке вместе с взрослыми мастерами. Её показали по кабельному телевидению. Восторг, который испытывали дети, увидев свои работы, трудно описать.
Нашими работами заинтересовались педагоги из других ДОУ. И в 2010 году на одном из городских семинаров я провела с ними практикум. Все мы получили большое удовлетворение от его результатов.
Что касается тематики работ, то она диктуется и основными задачами года, и интересами самих детей. Вот некоторые темы.
- Любимые игрушки: здесь у каждого была своя.
- Опасные ситуации на дороге: «Торопыжка и его друзья», «Осторожно, дорога», «Транспорт».
- Спорт: «Чемпионка», «Юные конькобежцы».
- Берегите природу: экологические знаки.
- Принеси радость людям: «Праздник на лугу», «У реки», «Добрый доктор Айболит», «Золотой петушок», напольные вазы.
- Здравствуй, театр! Маски к спектаклям.
- Как прекрасен этот мир: творческие работы выпускников группы
- Природа нашего края: «Осень золотая», «Зимний лес», «Весна», «Лето». «Цветы на лугу».
- И это ещё неполный перечень тематики детских работ.
Ежегодно кто-то из детей изъявляет желание сделать подарок маме на 8 Марта, папе на 23 февраля.
С каждым из этих детей работаю индивидуально. Работы получаются оригинальными, неповторимыми, вызывают искреннюю радость у родителей.
Такие подарки хранятся долго.
На каждом объединении я решаю множество воспитательных, развивающих, и коррекционных задач. Вот некоторые из них.
- Развитие эмоционального восприятия окружающего мира, поддержание желания отражать свои впечатления в художественной деятельности.
- Создание условий для возникновения у детей радости, удовольствия от художественного труда и его результатов.
- Развитие у воспитанников способности заводить партнёрские отношения, желания при выполнении коллективных работ приходить к единому мнению в выборе сюжета, в создании композиции, в подборе цветовой гаммы.
- Способствовать развитию восприятия цвета, пространства, формы во время работы по заполнению контура, силуэта.
- Предоставление возможности для тренировки мелкой моторики рук во время стрижки, наклеивания ниток.
- Формирование умения выполнять свою работу в строго ограниченном пространстве, соблюдения плотности при накладывании ниток.
- Привитие осознанного отношения к правилам техники безопасности.
Техника махрового рисунка проста, она заключается в следующем.
Используются нитки от старых вязаных вещей, лучше крупной машинной или ручной вязки. Вещь надо постирать, затем отрезать от неё воротники, резинки, Завитки этих частей более упругие. При необходимости используются и другие части
Подготовка ниток производится так: берём кусочек изделия размером 1 х 5 см и разрезаем его на мелкие части (0. 5 мм.), а затем растаскиваем их пальцами. Получаются отличные пушистые заготовки для создания махрового рисунка. Но это очень монотонное и малоинтересное занятие. Как только чувствую снижение у ребёнка интереса, тотчас завожу с ним разговор о том, на что бы он использовал свои нитки, какой рисунок мог бы из них создать. Затем предлагаю убрать свои отрезки в пакет с заготовками соответствующего цвета, оттенка. Дальше ребёнок решает сам, чем ему заняться.
Вначале ребёнок заполняет рисунок, наносит клей на небольшой его участок, аккуратно заполняет его нитками требуемого цвета и прижимает стекой, или палочкой для прочного их прилипания. Закончив рисунок, маленький художник приступает к заполнению фона. Обращаю внимание детей на то, чтобы они накладывали тонкий слой клея, иначе основа может потерять форму, покоробиться.
Когда дети знакомятся с эталонами цвета, я делаю основу — аппликацию из бумаги основных цветов. Она яркая насыщенная. Границы изображений на основе чётко определены. На такую основу проще делать наклейку.
Это особенность работы с начинающими.
Иногда предлагаю отдельным детям, сделавшим на занятии удачную аппликацию, наклеить на неё махровый рисунок. На что большинство воспитанников обычно откликаются с радостью.
Для опытных детей предлагаю основу с разными цветами и оттенками. Эта работа гораздо сложнее. Она требует много времени, внимания, точных движений пальцев, большего напряжения зрительного восприятия при идентификации нужных цветов и оттенков. Такие работы выполняются за несколько приёмов.
Для того чтобы дети качественно выполнили работу на объёмных предметах (масках, вазах и других поделках из папье-маше), я тщательно прорисовываю основу прямо на этих объёмах. Долгое время махровые вазы украшали нашу лестничную площадку. Они хорошо выглядели и без цветов, и с икебаной или букетом. А масками и по сей день, мы пользуемся в театральных представлениях, подвижных играх.
Детям старшего возраста, чтобы активизировать их творческие способности, я часто разрешаю самостоятельно выбирать средства отображения окружающего
мира. Так вот дети, проявляющие повышенный интерес к работе с нитками, иногда используют эту технику на таких творческих занятиях.
В группе у меня есть большая красочная коробка, в которую укладываем всё необходимое для оснащения этой деятельности:
- Прозрачные полиэтиленовые пакеты с нитками стриженными и не стриженными
- Достаточно острые ножницами с тупыми концами.
- Стеки, они у нас разной величины. Пинцеты с плоскими концами для того,
чтобы заполнять небольшие пространства на основе.
- Клей (Мы используем клей ПВА)
- Салфетки, и небольшие пластинки из тонкой фанеры. Иногда бывает
необходимо прижать наклеенные нитки сразу на всей поделке.
- При необходимости, дети используют инструменты и заготовки (шило,
проволока, шнуры и пр.) из уголка ручного труда.
В итоге хочу сказать, что и я, и мои воспитанники увлечены этой работой. Она
приносит радость нам всем. Попробуйте сделать хотя бы один такой рисунок, и я уверена, что и вы увлечётесь.
|