Духновский С. В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 13453

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Опросник «Субъективная оценка межличностных отношений» направлен на определение характеристик дисгармонии межличностных отношений с помощью самооценок обследуемых. Диагностируется степень напряженности, отчужденности людей в отношениях, а также конфликтность между ними. Опросник может использоваться в консультативной и психотерапевтической практике.
Руководство рассчитано на широкий круг специалистов, работающих в области практической психологии.

ВВЕДЕНИЕ
С внедрением психологической службы в различные сферы жизнедеятельности людей возросла потребность в методических материалах, способствующих повышению эффективности работы психолога. Специфика деятельности психолога обусловливает характер и способы получения профессиональной информации. Одним из таких способов выступает психодиагностика. Сочетание компактного и надежного психодиагностического инструмента, а также грамотное его использование повышает результативность и продуктивность профессиональной деятельности психолога.
Методика «Субъективная оценка межличностных отношений» (СОМО) представляет собой психодиагностический инструмент для измерения характеристик дисгармонии межличностных отношений с помощью самооценок обследуемом» Индикаторами дисгармоничности отношений выступают напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность воi ношениях между людьми.
Методическое руководство состоит из двух частей. Первая теоретическое обоснование методики «Субъективная оценка межличностных отношений», вторая — психометрическая проверка - обоснование методики, здесь же представлены возможности опросника и инструкция по его использованию. К руководству прилагаются: текст опросника, лист для ответов, а также таблицы перевода «сырых» баллов в стандартные для мужчин И женщин.
Выражаю благодарность научному консультанту Леониду Васильевичу Куликову, доктору психологических наук, профессору Санкт-Петербургского государственного университета, за полезные советы и замечания, которые он давал автору на протяжении всей работы по созданию методики.
Очень признателен Геннадию Яковлевичу Миланину, главному врачу Курганской областной психоневрологической больницы, за организационную поддержку в сборе данных для апробации методики. Благодарю за весьма полезное для меня обсуждение рабочего варианта опросника Ирину Поликарповну Ищенко, доцента кафедры прикладной психологии Курганского госуниверситета.

Часть I.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ «СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
КАТЕГОРИЯ «ОТНОШЕНИЕ» В ПСИХОЛОГИИ
Объективное психологическое исследование требует изучения отношений человека с окружающей действительностью (предметной, природной, социальной).
Н. А. Бердяев писал, что бытие человека в мире раскрывается «субъективно», а не «объективно». Отношение «Я» к миру двоякое. С одной стороны, это переживание одиночества, чуждости миру, переживание своего прихода в этот мир из совсем иного мира. С другой стороны, «Я» раскрывает свою историю мира как собственный глубинный слой. Все со «мной» происходит, все есть «моя судьба» [2].
Таким образом, в отношениях осуществляется рост и развитие человека, его внутреннего мира, его истории и судьбы. Психологические отношения в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания [15].
Категория «отношение» — одна из основных в психологической науке, наряду с такими как «отражение», «деятельность», «общение». Она выполняет гносеологическую функцию при разработке проблем характера, мотивов, установок, ценностных ориентации, диспозиций личности, социально-психологического климата и многих других, связанных с проявлением субъектных свойств человека.
Разработка категории «отношение» в отечественной психологии связана, прежде всего, с именем В. Н. Мясищева. Через эту категорию он проясняет природу субъективного в человеке, раскрывает социально-психологическое содержание связей личности с ее средой, прослеживает взаимодействие мотивационных компонентов психики в их внутреннем единстве, объясняет происхождение характера и социопатий.
Важность этого понятия для психологии заключается в том, что:
1) категория психических отношений вынуждает объединить внешнее с внутренним;
2) исследование отношений целостно-личностное, потому что относится к человеку в целом как личности;
3) в системе отношений человека к действительности с исключительной убедительностью выступает доминирующая
и определяющая роль отношений к людям;
4) в главном — применительно к людям — выступает двусторонний, взаимный характер этих отношений [15].
Развивая психологическую теорию отношений, В. Н. Мясищев исходит из наследия русских ученых А. Ф. Лазурского и В. М. Бехтерева. А. Ф. Лазурский впервые рассматривает отношения человека как структурные компоненты личности. Он выделяет их в единое психическое образование, называемое им экзопсихикой, в отличие от эндопсихики (внутреннего психического образования). В. Н. Мясищев «продвигает» эту проблему к пониманию субъектных отношений как «содержательной связи» человека с внешним миром. Изучая человека с позиции его отношений, мы устанавливаем его содержательные связи с окружающей общественной действительностью [15].
Субъективные отношения представляют собой концентрат мотивационных образований человека и средовых влияний «общественной действительности». Средовые влияния заключаются в том, что та или иная конкретная общность людей имеет свой образ жизни, уклад межличностных отношений, свои традиции, обряды, ритуалы и нормы жизнедеятельности, создающие особый контекст реализации побудительных сил человека. В результате средовых влияний формируются ценностные ориентации личности, которые также можно рассматривать как особое содержание ее субъектных отношений с внешним миром.
В. Н. Мясищев рассматривал отношение человека как:
1) потенциал, проявляющийся в сознательной активной избирательности переживаний и поступков, основанной на
его индивидуальном социальном опыте;
2) потенциал психической реакции личности в связи с каким-либо предметом, процессом или фактом действительности.
Б. Ф. Ломов имеет позицию, схожую с представлениями В. Н. Мясищева. В частности, он писал, что термин «субъективное отношение» — объективная связь личности с ее окружением, но в эту связь он включает субъективную позицию человека в данном окружении. Отношение содержит в себе момент оценки, выражает пристрастность личности.
На отношение человека влияет та общность, в которую он включен. В результате формируется отношение как к самой этой общности, так и к другим общностям. Система «субъективно-личностных» отношений — субъективное пространство личности, каждое из измерений которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению [14].
В отношениях человека находят воплощение эмотивные (эмоционально-чувственные) и конативные (установочно-волевые) функции его психической деятельности. Психофизиологические механизмы этих функций предопределяют реагирование на внешние воздействия сначала в виде элементарного психического отношения, суть которого заключена в переживании приятного — неприятного и в соответствующих этому переживанию аффективных реакциях.
Выделяют первичное психическое отношение и психологическое отношение [15].
Психические отношения выявляют степень притягательности объекта, благоприятно или неблагоприятно воздействующего на органы чувств человека. Эти отношения отличаются непроизвольностью реагирования на свойства отражаемого объекта.
Психические отношения сопровождают любой акт познавательной деятельности человека на конкретно-чувственном уровне отражения, определяя ее эмоциональную окраску. Они регулируют взаимодействие с объектом, проявляясь в стремлении субъекта к нему или в избегании его.
Сознание, чувство и воля — процессуальное триединство в отношениях. Воля, как механизм осознанной регуляции психической деятельности человека, преобразует психические отношения в особый класс человеческих отношений — психологические отношения.
Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Из этого определения следует, что психологические отношения, в отличие от психических, обладают еще и свойством сознательности. В психологических отношениях рефлексируются собственные психические отношения к объекту и потребность в нем, что может поменять знак первичного психического отношения человека к объекту.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Мищев Владимир. Психология отношений.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Кувакин В. ВОЗВРАЩЕНИЕ СЕБЯ: К ПСИХОЛОГИИ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Н.Н. Обозов. Любовные, семейно-брачные и родственные отношения. Супружеская совместимость и притирка характеров
  • Белова Ольга Викторовна. Социально – психологические особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
  • Приль Ирина Анатольевна. Исследование межличностных отношений дошкольников
  • Тяблина Инна Николаевна. Взаимосвязь супружеских и детско-родительских отношений
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Гамзина Е.Н. Решение проблем симбиоза в практике педагога-психолога
  • Васильева Алина Владимировна. Психодиагностика и коррекция отношений между родителями и детьми
  • Я – Ты отношение; I– thou relation
  • Касенова София Маратовна. «Игровая терапия как средство развития межличностных отношений школьников».
  • Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой.
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Объект-отношения; Object relations; Objektbezie-hungen, Objektbezichungstheorie
  • Суворова И.Ю. Анализ объектных отношений людей с аутистическими чертами личности и антисоциальным поведением
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека.
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Под ред.. Бодалева А. А., Деркача А. А., Лаптева Л. Г. - Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом.
  • Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье
  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Данченко В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
  • Панина Людмила Николаевна. Психология семейных отношений и влияние их на развитие ребенка.
  • Ветюгова Ольга Юрьевна. Социальный проект «Развитие социальной компетентности старших дошкольников с нарушениями межличностных отношений средствами игры»
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Пять признаков счастливых отношений
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Токсичные отношения и что с ними можно сделать
  • Кацук Тамара Аркадьевна. Статья «Формирование экологической культуры с дошкольного возраста»
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Степанов С. С. - Диагностика интеллекта методом рисуночного теста
  • Тарасова Татьяна Александровна. Статья «МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»
  • Попова Марина Викторовна. Становление потребности в общении со сверстниками
  • Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
  • Харитонова Елена Павловна. Психологическая характеристика
  • Райгородский Д.Я. - Практическая психодиагностика. Методики и тесты
  • Айнуллина Елена Николаевна. Занятия по развитию эмоционального благополучия у дошкольников
  • Недоверчивость делает людей более одинокими
  • Богуславский. Психология как наука.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь