«Животный мир пресных водоёмов»
Формирование целостной картины мира у детей подготовительной к школе группы Цели: - Продолжать знакомить детей с растительным и животным миром пресных водоёмов.
- Поддерживать и развивать в детях интерес к миру животных и растений, расширять кругозор.
- Подвести к пониманию того, что здоровье человека зависит от здоровья природы.
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
- Развивать познавательный интерес, умение применять в работе ранее полученные знания.
Оборудование: Презентация Предварительная работа: - Наблюдение за красотой родной природы, беседы.
- Экскурсии на берег озера в разное время года.
- Туристические походы совместно с родителями.
- Чтение стихов и рассказов природоведческого характера.
- Экологическая акция «Сбережём озеро».
Методы и приёмы: - Предварительная работа.
- Творческие задания детям.
- Объяснительно-иллюстративный.
- Информационно-рецептивный.
Ход деятельности: (Слайд 2) Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим модель нашей земли, какая она? Дети: Наша планета большая, круглая, голубая, живая, красивая и т.д. Воспитатель: Правильно, а почему она голубая? Дети: На планете много воды, больше чем земли. Воспитатель: Послушайте загадку: «Кругом вода, а с питьём беда. Кто знает, где это бывает?» Дети: Это море, океан. (Слайд 3) Воспитатель: Правильно, а почему с питьём беда? Дети: Потому что она солёная, её нельзя пить. Воспитатель: Воды на земле много, но той, которая нужна человеку и всем живым организмам мало. Где есть питьевая вода? (ответы детей) Воспитатель: Сегодня речь пойдёт о пресных водоёмах. Какие виды пресных водоёмов вы знаете? Дети: Река, озеро, пруд. (Слайд 4) Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга? А вы бывали где-нибудь? (рассказы из опыта детей) Воспитатель: Скажите, а в нашем городе есть водоём? Дети: Да, у нас есть озеро «Синара» (Далее дети рассматривают фото озера и обсуждают красоту природы) (Слайды 5, 6, 7) Воспитатель: А вы знаете правила поведения на природе? (Беседа с детьми о правилах поведения на природе, о безопасности своей и окружающей среды) Физминутка: Ребята, вы хотите отправиться на наше озеро... (Дети имитируют сбор и прогулку на озеро). Воспитатель: Давайте поговорим о растительном мире пресных водоёмов. Что вы можете сказать о поверхности озера? Какие растения есть в пруду? (ответы детей) (Слайд 8) Воспитатель: Это ряска - крошечное растение, плавающее на поверхности пруда. Ряска идёт в пищу свиньям, курам, гусям и уткам («утиная трава») (Слайд 9) Воспитатель: По берегам растёт камыш и рогоз. Эти растения используют для плетения хозяйственных сумок, корзин, ковриков. (Слайд 10) Воспитатель: Белые кувшинки и жёлтые кубышки растут прямо на озере. Корневища кубышки используют в качестве лекарственного сырья. Корневище белой кувшинки содержит много питательных веществ, они идут в пищу в жареном или варёном виде. Эти красивые растения нуждаются в охране и занесены в красную книгу. (Слайд 11) В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им вода в озере имеет зелёный оттенок. Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме? (ответы детей) (Слайд 12) Воспитатель: Водоросли выделяют кислород, которым дышат животные, являются кормом, а так же домом и убежищем для некоторых живых организмов. Воспитатель: А теперь поговорим об обитателях водоёма. Богат и разнообразен его животный мир. Угадаете, о ком идёт речь. «Ползает наоборот, задом наперёд Всё под водой - хватает клешнёй» (Слайд 13) (В предварительной работе даётся задание подготовить рассказ о речном раке) Ребёнок: Раки водятся только в водоёмах с чистой водой. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку, и весь день проводит в ней. (Слайд 14) К вечеру он выползает на поиски пищи. Они поедают останки погибших животных - улиток и червей, тем самым очищая дно водоёмов. Самка выметывает от 20 до200 яиц, которые вынашивает на брюшке. (Слайд 15) Воспитатель: «Не зверь, не птица, всего боится. Половит мух – и в воду плюх!» (Слайд 16) (Дети самостоятельно рассказывают о лягушке, воспитатель дополняет) В прудах, озёрах и реках можно увидеть различных лягушек, жаб. Весной лягушки и жабы устраивают концерты у воды и откладывают в воду икру. Рассмотреть стадии развития лягушки. Питаются лягушки насекомыми, если не будет лягушек, то разведётся много мух и комаров. (Слайды 17, 18, 19) Воспитатель: «У кого глаза на рогах, а дом на спине» (Слайд 20) На стеблях и листьях пресноводных растений можно встретить улиток. Раковина улитки цельная, с одним отверстием внизу. Внутри раковины - мягкое тело. Улитки травоядные. Речные улитки могут жить в домашних условиях, как домашние питомцы. (рассказы из опыта детей) (Слайд 21) Воспитатель: Немало в наших пресных водах различных жуков. Самый большой из них – это жук-плавунец. Длина его тела больше 3 см. Плавунцы обитают в водоемах стоячих и медленно текущих. Плавает, как рыба. Летает, словно птица. Бегает, как паук. Плавунец – хищник. Питается он головастиками личинками насекомых и улитки. (Слайд 22) Для дыхания под водой плавунец берёт под надкрылья запас воздуха. (Слайд 23) Воспитатель: «На поверхности воды летом обитает, Под корой, без суеты, зиму коротает. Ход её длиннющих ног - водной глади мерка. Кто б скользить ещё так мог? Только водомерка» По поверхности водоёмов скользят клопы-водомеры. Эти насекомые очень проворны. Питается водомерка мелкими насекомыми и мальками рыб. Водомерки безвредные насекомые и даже приносят пользу человеку, они уменьшают численности слепней. Самки слепней откладывают яйца в воду, здесь же развиваются и их личинки. Водомерки с охотой нападают и на взрослых мух, и на личинок. Воспитатель: «У родителей и деток вся одежда из монеток» (Слайд 24) Каких речных рыб вы знаете? (Слайд 25) (рассматривание иллюстраций, обсуждение) Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали на занятии? Какое значение имеют пресные водоёмы для человека и природы? - сосредоточение запаса пресной воды;
- рыбная ловля;
- место для отдыха и занятий спортом;
- источник эстетического наслаждения.
|