Цель: развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе ознакомления детей с миром природы.
Образовательные задачи:
- дать детям представления об особенностях географического положения, природы Антарктиды;
- формировать представления о флоре, фауне Антарктиды, о связи организмов со средой обитания.
Развивающие задачи:
- развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
- развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, познавательный интерес;
- развивать речь, обогащать словарь (слова: айсберг, ледник, материк, океан);
- формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство совокупности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы.
Коррекционно-профилактические задачи:
- формировать потребность в двигательной активности;
- развивать мимические мышцы.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты
- чтение книг об Антарктиде
- просмотр документального фильма «Птицы – 2: путешествие на край света»
- игры «Кто где живет», «Зоологическое лото»
- аппликация на тему «Пингвины»
- рисование на тему «Антарктида»
- лепка на тему «Пингвины»
- разучивание стихотворения Н.А. Рыжовой.
Оборудование и материалы:
- картонное яйцо
- географическая карта, глобус
- макет Антарктического материка
- удочки, рыбки с разными узорами на магнитиках
- «осколки» картонного яйца с цифрами
- панно с перечнем морских обитателей
- видео-и аудиосопровождение
- перья птиц, жир.
Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка, в которой я обнаружила яйцо.
Домик круглый, домик белый, И на вид вполне он целый. Когда же треснул, наконец, На волю выскочил птенец!
(яйцо разбивается, из него выглядывает птенец)
Воспитатель:
Я недавно из яйца, И похож я на птенца. Что за птица моя мать? Где ее мне отыскать?
Я не гусь и не павлин.
Догадайтесь! Я…
Дети: Пингвин.
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, а какие еще животные откладывают яйца?
Дети: 1) Яйца откладывают птицы.
2)Змея и черепаха.
3) Еще яйца откладывают ящерица и крокодил.
Воспитатель: Итак, крокодил и черепаха, ящерица и змея, птицы – все они могут из яйца появиться!
Воспитатель: А действительно ли пингвин птица, а не животное? Давайте рассмотрим схему, из чего же состоит птица.
Дети: 1. У всех птиц есть голова, где расположены глаза, острый клюв.
2. У них есть туловище, покрытое перьями.
3. На туловище расположены крылья.
4. У птиц две ноги, один хвост.
5. Все птицы откладывают яйца.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Пингвин – это птица.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что у него есть крылья, клюв, туловище, покрытое перьями, две ноги, хвост, он появляется из яйца.
Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам решить задачу. Послушайте ее внимательно и скажите, что верно, а что нет.
Все птицы имеют крылья. Верно?
Дети: Верно.
Воспитатель: Пингвин – это птица, значит, у него есть крылья. Верно?
Дети: Верно.
Воспитатель: Хорошо. Все птицы имеют крылья. Верно?
Дети: Верно.
Воспитатель: У бабочки есть крылья, значит бабочка – птица. Верно?
Дети: Нет, неверно. Бабочка – это насекомое, потому что у нее нет клюва, хвоста, перьев, поэтому бабочка не птица.
Воспитатель: Правильно! А какой можно сделать вывод из решенной нами задачи?
Дети: Не все у кого есть крылья, являются птицами.
Воспитатель: А теперь вернемся к нашему пингвиненку.
Его папа – пингвин и мама – пингвин. У них настоящая семья пингвинов. Ребята, а где же нам искать маму пингвиненка?
Дети: Маму пингвиненка нужно искать в Антарктиде.
Воспитатель: Для того, чтобы проверить и узнать точное место, я предлагаю собрать из осколков целое яйцо (дети подходят к мольберту)
Яйцо заскрипело, яйцо затрещало, И вмиг все скорлупки свои растеряло. Если скорлупки в яйцо соберем, Место узнаем и карту прочтем.
Скорлупки яйца надо собирать, соблюдая последовательность чисел от 1 до 10. Если задание выполните верно, то на обратной стороне получиться карта, которая укажет место нахождения мамы пингвиненка.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Ребята, кто из вас догадался, какой материк изображен на карте?
Дети: На карте изображен материк, который называется Антарктида.
Ребенок: Антарктида, Антарктида,
Холодна ты даже с виду.
Ты на глобусе цветном,
Ледяным лежишь пятном.
Воспитатель: Ребята, давайте на географической карте найдем Антарктиду. На каком полюсе находиться этот материк?
Дети: Антарктида находится на Южном полюсе. Воспитатель: А каким цветом она обозначена? Дети: Антарктида на карте обозначена белым цветом. Воспитатель: А что обозначает белый цвет?
Дети: Белый цвет обозначает снег и лед.
Воспитатель: Ребята, а теперь сядьте на стулья и давайте посмотрим видеофрагмент, какая же Антарктида на самом деле.
(Видеофрагмент)
Воспитатель: Ребята, давайте отвезем пингвиненка в Антарктиду, ведь как мы с вами выяснили, именно там обитают его родственники. А заодно мы с вами исследуем этот материк. Но прежде чем мы отправимся в это путешествие, назовите, что необходимо взять с собой в дорогу.
Дети: — Необходимо взять карту, компас, чтобы не сбиться с пути.
- Надеть специальную одежду, которая спасет нас от холода
- Во время путешествия может случиться всякое, поэтому вместе с нами на Южный полюс отправиться медицинская сестра.
Воспитатель: Готовы? Тогда в путь. Пройдите на корабль.
(Звучит «Песня мамонтенка», ее сменяет запись гудков корабля)
Воспитатель: По какому же океану мы плывем? Для того, чтобы узнать его название, нам нужно поймать разных рыб с буквами и выложить их на панно так, чтобы получилось название океана.
Игра «Зашифрованный океан»
(Дети вылавливают удочками рыб с буквами, соединяя их получают название океана «Тихий». Звучит запись шума моря.)
Воспитатель: Верно, мы с вами плывем по Тихому океану. А какие жители обитают в этом океане? Хотите узнать? Тогда предлагаю поиграть в игру «Жители океана».
Воспитатель: Ребята, смотрите в океане расставлены сети, в которые попали разные его обитатели. Вам необходимо их освободить и отпустить обратно в океан, при этом нужно назвать этого жителя. (Дети по очереди берут картинку с изображением жителя океана, называют его, например, это морской конек – он живет в океане и т.д. и отпускают в океан (кладут на пол))
Воспитатель: Ребята, а для того, чтобы жители океана не попадались в сети, давайте поставим здесь знак: «Ловля рыбы сетями запрещена!»
Воспитатель: А теперь, послушайте небольшое четверостишие:
Под промерзшим небосводом Ледники сползают в воду, И плывут вдали Ледяные корабли.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение?
Дети: Об айсбергах.
Воспитатель: Почему айсберги плывут?
Дети: Айсберги плывут, потому что их подгоняет ветер и течения.
Воспитатель: Верно. Что еще вы знаете об айсбергах?
Дети: — У айсбергов основная часть льда находится под водой, и мы ее не видим.
- Поэтому они очень опасны для кораблей.
Воспитатель: А что происходит, когда глыбы льда попадают в теплые течения?
Дети: Они начинают подтаивать.
(Ребенок смотрит в подзорную трубу)
Ребенок: Ой, смотрите! Вот видна уж с корабля Сквозь трубу подзорную «Ледовитая» земля –
Берега просторные. Малый ход! Машина стоп! Вместе: Здравствуй, Антарктида! (Дети выходят с корабля. Звучит фрагмент ветра)
Мед. сестра: Как же холодно в Антарктиде!
Мы с вами идем вперед, Очень удивляемся: Слева – лед, и справа – лед, Даже перед нами лед.
Где же он кончается?
Чтобы мы не замерзли, давайте выполним следующие упражнения:
Пингвин наклоны делать рад, Вправо, влево, вперед, назад. Много-много раз подряд, Влево, вправо, вперед, назад.
Пингвин все время закаляется, В ледяной воде купается. Воспитатель: В Антарктиде много снега и льда. Здесь птицы не поют никогда.
Есть ли там реки, леса? Бродит ли по берегу лиса? Растут ли деревья вокруг? И кто у пингвина друг?
Обо всем об этом мы узнаем, посмотрев на экран.
(Видеофрагмент)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто у пингвина друзья?
Дети: Друзья пингвина – другие пингвины.
Воспитатель: Все, как один…
Дети: Дружно прыгают в воду,
… — никогда не летают,
… — в море страха не знают,
… — в море быстро плывут,
… — стаей дружно живут.
… — Фраки черные носят,
… — лучшей жизни не просят,
… — любят снежные льдины.
Воспитатель: Как называются птицы?
Дети: Пингвины.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пингвины не мерзнут и выходят из вода сухими?
Дети: — Перья пингвинов маленькие, плотные и гладкие.
- Они покрыты слоем жира, поэтому и не дают намокнуть теплому пуху, который греет их в холодной воде.
Воспитатель: для того, чтобы убедиться в этом, проведем опыт. Подойдите к столу. Для проведения опыта нам понадобятся перья, смазанные жиром, и сосуд с водой. Возьмите перья в руки и опустите их в воду, затем выньте и посмотрите, что происходит с капельками воды.
Дети: капли воды стекают с пера, и оно остается сухим.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод.
Дети: Пингвины не мерзнут и выходят из воды сухими, потому что их перья покрыты слоем жира.
Воспитатель: Антарктида является самой холодной областью в мире. И пингвины в таком суровом климате высиживают яйца. Давайте посмотрим об этом сюжет.
(Видеофрагмент)
(Беседа с детьми после просмотра)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что же, пришло время отыскать маму и нашего пингвиненка. Для этого поиграем в игру «Мама Ло-ло». На панно «Антарктида» размещены пингвины разного размера, с разными клювами, с хохолками и без хохолков. Я назову вам приметы мамы Ло-ло, а вы внимательно посмотрите и назовите ее номер. Не маленькая, и не большая, с красным клювом и с хохолком.
(Ответы детей)
Заключительная часть:
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Помогли нашему пингвиненку найти маму и вернуться в семью. Теперь пора и нам возвращаться в детский сад. Сколько нового и интересного мы узнали об Антарктиде. Ребята, а что вам больше всего понравилось на нашем занятии?
(Ответы детей)
Воспитатель: На этом наше занятие окончено.
|