Цель:
- уточнить и расширить представления детей о рыбах,
- познакомить с некоторыми речными рыбами.
Материалы: иллюстрации речных рыб (щука, сом, окунь, карась, ерш); изображение камней и водорослей; образец рыбьей чешуи; видеозапись по теме; детали мягкого конструктора; магнитофон; гости- картонный контур акулы и рыбка иглобрюх; слайд проектор (для яркого луча света); очки из бумаги для погружения под воду; емкость с водой; пластилиновые рыбки по количеству детей.
Ход игры:
В группе приглушается свет, на стене появляется изображение акулы-тень, которая приветствует детей и приглашает их к себе в свое подводное царство.
Акула: вы попадете в подводное царство, только тогда когда отгадаете мою загадку:
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой (рыбка)
Акула: какие вы умные! Да наверное вы еще и смелые и храбрые? (ответы детей) Тогда готовьтесь в путешествие в мое царство, и вы узнаете много нового и интересного о моих подругах-рыбах. А мне пора по своим подводным делам. Счастливого вам пути!
Воспитатель предлагает детям определиться, на чем отправиться в подводное царство.
Лучше всего отправиться в путешествие в подводных костюмах и специальных очках, чтобы все хорошо рассмотреть, дети с воспитателем одевают водолазные костюмы и ныряют в воду (имитация движений плавания) и оказываются на речном дне.
Воспитатель: ребята, давайте посмотрим на обитателей этой речки, и понаблюдаем за ними. Посмотрите, некоторые рыбки подплыли к нам поближе. Давайте с ними познакомимся. (показываются иллюстрации разных речных рыб)
Воспитатель: каких рыб вы узнали? Давайте назовем их по очереди. А вы заметили, что все рыбки отличаются друг от друга? (ребята совместно определяют). Что рыбки отличаются друг от друга по форме, размеру, цвету, форме плавников). Хоть они и разные но их называют всех одним словом «рыбы». Потому что живут они все в воде.
Воспитатель: Что помогает двигаться рыбкам в воде? А чем покрыто тело рыбок? (показывается образец рыбьей чешуи). Исследуется детьми на ощупь, запах.
Воспитатель: на что похожа чешуйка? (например, на монетку или пластинку). А как могут дышать рыбы под водой? (ответы детей). Оказывается, в воде есть воздух.
Проводиться опыт с пластилиновыми рыбками
В прозрачную емкость с водой опускаются пластилиновые рыбки. Ребята, наблюдают за тем, как на рыбках появляются пузырьки воздуха.
Игра «Найди свой домик» (на детали мягкого конструктора наклеены изображения камня и водорослей. Дети делятся на 2 команды, команду «Сом» и команду «Щука». Сомы живут у самого дна реки, у камней и коряг. А щуки прячутся среди водорослей, или других речных растений. Пока играет музыка, сомы и щуки плавают, где хотят. Как только музыка остановится они должны собраться около своего домика).
Вдруг гаснет свет, и снова появляется акула. Предлагает с ней поиграть.
Акула: ну как? Понравилось вам у меня под водой? А вот я сейчас и проверю, что вы узнали о рыбах интересного??? Я начну предложение, а вы его продолжите.
Все рыбы живут…… (в воде)
Рыбы покрыты…… (чешуей)
Рыбы передвигаются с помощью …… (плавников)
Рыбы дышать с помощью …… (жабр)
Какие вы молодцы, все запомнили. Но ребята, вам пора спешить назад, выплывать из реки, потому что начинается прилив, и скоро поднимутся большие волны, будет трудно выбраться на берег.
|