|
Бодалев А.А. » Психология общенияпсихологи
ОТЕЧЕСТВА
АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
А.А. БОДАЛЕВ
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
Избранные психологические труды
Москва - Воронеж 1996
Бодалев А.А.
Психология общения,- М.: Издательство <Институт практической психологии>, Воронеж: НПО <МОДЭК>, 1996.-256 страниц.
Книга избранных трудов видного психолога раскрывает психологиче- ское содержание главных характеристик общения, роль творчества в обще- нии, его значение в становлении личности. Здесь прослеживаются и объясняются трудности, которые люди испытывают, вступая в контакты друг с другом, описываются их причины.
Книга предназначена для психологов, педагогов и студентов, готовя- щихся к психолого-педагогической деятельности.
c Издательство <Институт практической
психологии>, 1996. c НПО <МОДЭК>. Оформление, 1996.
str.5
Предисловие
На титульном листе этой книги Вы прочитали <Психоло- гия общения>, и у одних из Вас наверняка возник вопрос:
что может прибавить к житейским знаниям об общении, которые имеются практически у каждого человека, психо- логическая наука? А у других - совсем скептиков, навер- ное, даже возникла мысль: до психологии общения ли сейчас, когда большинство из нас занято только одним - как бы выжить?
Реформирование проводят люди, и как оно у них идет - зависит в большой степени от того, какие у них контакты с народом, а настрой каждого из нас - не только от того, сколько денег и когда нам дают или сколько их мы добудем сами. но и-от того, как относятся к дорогому для нас <Я> дома, в школе, в институте, на работе, на транспорте, сло- вом, там, где мы взаимодействуем с другими людьми, кото- рые помогают нам или, наоборот, не дают реализовать наш личностный потенциал.
Неформальных же контактов высокого начальства с людьми, уже выполняющими или еще только осваивающи- ми самые разные виды деятельности, из разных слоев обще- ства, разных возрастных групп, разных национальностей, которые дали бы ему подлинное и глубокое знание их ду- шевного состояния и материального положения, очень ма- ло. И столь же не часто, если иметь в виду основную массу населения, мы встречаем руководителей, которые умеют <влезть в шкуру> простого работяги; педагогов, которые способны сопереживать неудачам учащихся как своим соб- ственным, и работников сферы обслуживания, которые умеют быть предельно внимательны к каждому клиенту. И последствия этого очевидны - на государственном уровне не попадающие в цель решения, точно не адресованная работа средств массовой информации, ученики, идущие в школу как на каторгу; на социально-гражданском уровне - межлюдские конфликты в различных сферах, негативно влияющие на деятельность и душевное самочувствие лю- STR.6 дей. И одна из причин всего этого - крайний дефицит пси- хологически грамотного общения, неспособность его осу- ществлять.
Девиз нравственно здорового государства - все челове- ку, все для человека. А отношение к человеку как к высшей ценности невозможно без гуманного в своей основе обще- ния во всех областях нашей жизни. Поэтому автор этой книги и поставил перед собой задачу с позиций психологи- ческой науки .рассказать, с его точки зрения, главное об общении и об его роли в развитии характера и других пси- хических образований в личности каждого человека.
Предлагаемая вниманию читателя книга не является мо- нографией. В ней собраны написанные в разные годы авто- ром статьи, в основу которых положены результаты исследования разных сторон общения, полученные как са- мим автором, так и его учениками.
Статьи сгруппированы в шесть разделов. В первом раз- деле речь идет о существенных признаках непосредствен- ного или опосредованного техническими устройствами взаимодействия людей, которое принято называть общени- ем. Собственно, через него и в годы детства, и в зрелости, и в старости в наш внутренний мир входят другие люди, а мы в свою очередь с положительным или отрицательным эмо- циональным знаком <прописываемся> в их душах. И оно не только способ, помогающий нам побольше узнать об окру- жающей нас действительности, но оно одновременно и мощ- ный инструмент формирования в нас отношений к этой действительности и особенно к такому важному элементу этой действительности как люди.
Наш выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубин-, штейн писал: <Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердце- вину. Сердце человека все соткано из его человеческих., отношений к другим людям; то, чего оно ,ртоиг целикам" определяется тем, к каким человеческим отношениям, че- ловек стремится, какие отношения к людям, к другому че- ловеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений к другим людям, составляет ядро подлинно жиз- ненной психологии>.
Поэтому в книге, которая лежит перед Вами, раскрыва- ется главное, что характеризует общение - взаимодейст-
вие людей, в котором они, побуждаемые теми или иными мотивами и пользуясь речевыми или неречевыми средства- ми, осуществляют свои цели, и одновременно показывается влияние, которое оказывает на наши контакты с другими людьми имеющиеся у нас отношения и, с другой стороны, как ход и результаты самого общения воздействуют на от- ношения, которые были характерны для его участников.
Занимая такое заметное место в структуре личности, отношения оказывают влияние на особенности познава- тельных процессов человека, когда они обращены на других участников общения, и всегда сказываются на обращении последних друг с другом. Как, впрочем, и результаты по- знания, тем более, если они неожиданны, могут более или менее сильно скорректировать характер отношения.
Вместе с тем, какой у человека опыт познания людей, насколько хорошо он систематизирован и насколько близко к действительности содержание оценочных эталонов, на которые он опирается в своем общении с другой личностью, от этого в немалой степени зависят полнота и точность расшифровки им внутреннего мира этой личности и выбор способов обращения с этой личностью во время контактов с нею. В предложенной вниманию читателя книге эти зави- симости не только прослеживаются, но и объясняются.
Общение людей может быть ситуационным (например, обращение одного пассажира автобуса к другому с просьбой прокомпостировать билет или обращение в магазине поку- пателя к продавцу с вопросом: какой хлеб в продаже - свежий или вчерашний?). Оно может быть деловым и одно- временно ярко выраженным ролевым (когда, например, учитель объясняет ученику, как доказывается теорема Пи- фагора, или когда начальник излагает суть задания, кото- рое должен выполнить подчиненный). И оно может быть межличностным, очень неформальным, когда участники общения стараются до тонкостей учесть индивидуальные особенности друг друга и очень творчески выбрать способы обращения друг с другом. Рассмотрению этих проблем по- священ второй раздел книги.
Поскольку каждый из этих видов общения требует от их участников определенной подготовленности - в одних случаях, прежде всего, профессиональной, в других соци- ально-гражданской, в третьих индивидуально-психологи- ческой - не все люди чувствуют себя психологически STR.8 комфортно, когда включаются в тот или иной вид общения. И по объективным и по субъективным причинам возникают психологические трудности общения.
В книге, которую Вы собираетесь читать, в ее третьем разделе эти трудности описываются, анализируются их причины и предлагаются пути, с помощью которых эти трудности можно преодолеть.
Каждый из нас учится продуктивно общаться с окружа- ющими в самых разных ситуациях с детства и затем обога- щает свой коммуникативный опыт в течение всей жизни. Поэтому в книге не обойдено вниманием и освещение фак- торов, которые либо позитивно, либо негативно влияют на формирование человека как объекта и как субъекта успеш- ного или неуспешного общения, пока он еще учится в шко- ле.
Сформировавшиеся отношения к другим людям и к са- мой себе, если они становятся устойчивыми в личности, образуют в ее структуре так называемое коммуникативное ядро и очень определенно сказываются на характере чело- века. Поскольку отношение - это не только обобщенный эмоциональный отклик личности на человека (в виде люб- ви, ненависти, симпатии, неприязни и др.) или на какую-то общность, но и произошедшая во время встреч с ними ин- теграция результатов познания их, то коммуникативное ядро личности всегда оказывается обусловленным и этими последними характеристиками, точно так же как присутст- вие их обнаруживается в социальной части картины мира, которая имеется у человека, а также в тех поступках и в том поведении, которые отмечаются у него, когда он по разным поводам вступает в контакты с другими людьми.
Отсюда и появление в книге четвертого раздела, в стать- ях которого раскрываются зависимости между особенностя- ми, отмечаемыми у человека при общении его с другими людьми, и ставшими относительно устойчавыми-в структу- ре его характера и в целом его личноо№ психическими свойствами.
Заключает книгу пятый раздел <К истории исследования общения>, в котором вниманию читателя предложено оце- нить подходы к раскрытию феноменологии, закономерно- стей и механизмов общения, которые реализовали в своих работах учителя автора книги - ученики академика В.М. Бехтерева профессора Б.Г. Ананьев и В.Н. Мясищев.
Несколько лет тому назад наши сограждане с большим интересом для себя прочитали переведенные на русский язык и выпущенные большими тиражами советы Дейла Карнеги, как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей, как заставить человека стать на вашу сторону и побудить его изменить свое мнение, не вызывая при этом обиды или негодования и, наконец, как сделать свою лич- ную жизнь счастливой?
Построенные на большом числе очень тонких наблюде- ний за реакциями людей после разных способов обращения с ними окружающих их лиц, выступавших по отношению к ним в разных социальных ролях, эти советы фактически предлагали <технику>, а можно сказать грубее - техноло- гию оптимального по его внешнему оформлению общения.
И люди, наиболее упорные, стали следовать этим сове- там, и часть из них отмечала про себя положительный ре- зультат от применения их в общении. Но, как бывает в жизни, названной <техникой> пользовались в одних случа- ях высоко нравственные, настроенные на добрые дела люди, а в других - люди бессовестные, стремившиеся с помощью этой <техники>; манипулировать другими людьми в своих узко эгоистических целях.
Поэтому в об.щении надо всегда видеть не только внеш- нюю сторону его, <технику> или, лучше сказать, форму общения, но и обязательно фиксировать личностную суть людей, которые хотят установить с нами контакты и по возможности точно определять цели и мотивы их общения.
Отсюда (объединяющей помещенные в эту книгу статьи является йысль, что подлинно человеческое общение, не- важно ситуационное оно, деловое или межличностно-ин- тимное,- это, прежде всего, общение, которое обязательно несет в себе отношение к другому человеку как к высшей ценности. STR.10 Раздел I
Понятие и общие характеристики общения
СУЩНОСТЬ ОБЩЕНИЯ И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
Межличностное общение выступает необходимым усло- вием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Вот почему изучение этого сложнейшего психического феноме- на как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и только ему присущие характеристики, являет- ся актуальным для психологической науки.
Рассматриваемый нами вид общения - это всегда вза- имодействие людей, при котором они познают друг друга, вступают в те или иные взаимоотношения и при котором между ними устанавливается определенное взаимообраще- ние (имеется в виду поведение, выбираемое участниками общения). И если мы хотим постичь суть этого феномена, то должны анализировать его как систему <человек - че- ловек> во всей многоаспектной динамике ее функциониро- вания. Следовательно, объектом исследования при этом должно выступать само общение как целостный процесс, а не отдельные его участники, причем его необходимо изу- чить как монообъект, а затем как элемент социальной сис- темы.
Для межличностного общения как монообъекта типична такая психологическая ситуация, когда его участники, вступая в контакты, преследуют вполне конкретные, более или менее значимые для каждого из них цели, содержание которых может быть одинаковым или различным в той или иной степени.
Среди других видов общения могут быть названы: общение личности с различными общностями людей, общение этих общностей между собой.
10
Эти цели являются следствием действия определенных мотивов, достижение которых постоянно предполагает ис- пользование участниками общения разнообразных спосо- бов поведения в зависимости от сформированности и степени развития у человека качеств объекта и субъекта общения.
Все это означает, что сущность межличностного обще- ния заключается во взаимодействии человека с человеком. Именно этим оно отличается от других видов деятельности, когда происходит взаимодействие человека с каким-либо предметом или вещью.
Общение как вид деятельности может иметь самостоя- тельное значение и прямо не обслуживать никакую другую деятельность.
Взаимодействующие при этом личности удовлетворяют свою потребность в общении друг с другом, в обмене инфор- мацией и пр. Например, обсуждение двумя прохожими "кон- фликтной ситуации, свидетелями которой они только что оказались, или Общение при знакомстве молодых людейи друг с другом.
В подавляющем большинстве случаев межличностное общение почти всегда оказывается вплетенным в ту или иную деятельность и выступает как условие ее выполнения. И это понятно, поскольку вне общения людей друг с другом немыслимы процессы труда, учения, игры и т.д. В свою очередь, тот вид деятельности, которую общение обслужи- вает, не может не влиять на содержание, форму и ход самого процесса общения между ее исполнителями. Например, учебная деятельность включает элементы программирова- ния содержания и форм общения обучаемых как друг с другом, так и с учителями. Вместе с тем это программиро- вание нельзя рассматривать упрощенно, так как при реали- зации оно зависит от целого ряда обстоятельств: от характера решаемых учителем в данный момент задач, спе- цифики предмета, методической вооруженности учителя, от подготовленности учащихся и др. .
Трудовая деятельность также обусловливает и програм- мирует содержание и характер делового общения людей, участвующих в создании материального продукта. Многие факты свидетельству ют о том, что характеристики межлич- ностного общения в труде связаны с технологией создания продукта, распределением функций между исполнителями и с конкретными особенностями того или иного трудового процесса. STR.12 Любой вид деятельности (игра, учение, труд и др.), обус- ловливая главное содержание общения занятых ею людей, инициируя или, наоборот, тормозя их коммуникативную активность, одновременно с этим непосредственно воздей- ствует на распределение ролей между ними. При этом де- терминирующее влияние как на содержание общения, так и на его форму оказывают права и обязанности, которыми наделен каждый конкретный участник деятельности. Так, в законе, как правило, четко регламентированы права и обязанности, с одной стороны, сотрудников уголовно-ис- полнительной системы, а с другой - осужденных. Именно эта регламентация решающим образом определяет поведе- ние тех и других в процессе общения и ставит для каждой стороны границы возможного в развертывающемся обще- нии. Более того, характер такого общения во многом будет зависеть от степени усвоения каждым из них своих прав и Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|